На конец 1 полугодия 2013 г. совокупный объем качественного предложения на рынке офисной недвижимости Московского региона составляет порядка 12,24 млн. кв. м. При этом, с учетом прироста нового предложения уровень вакантности не претерпел сильных изменений. Так, по итогам 1 кв. 2013 г. доля вакантных помещений для класса «А» составляет 9%, для класса «В» - 11%.
Общий объем поглощения офисных помещений за полугодие 2013 г. превысил 0,5 млн. кв. м, что превышает аналогичный показатель прошлого года. В 2013 г. прогнозируется: усиление тенденции децентрализации спроса; восходящий характер деловой активности участников рынка; увеличение количества сделок по предварительным договорам; рост количества инвестиционных сделок, в том числе, с участием иностранных компаний; увеличение количества инвестиционных сделок для последующего редевелопмента объектов коммерческой недвижимости.
На конец 1 полугодии 2013 г. ставки аренды на офисные помещения класса «А» варьируются от $500 до $1 650 за кв. м в год, в классах «В+», «B-» ставки составляют $300 - $1100 за кв. м в год (все ставки без учета НДС и эксплуатационных расходов). Средняя ставка аренды в классе «А» составляет $1000, в классе «В+» $740, в классе «В-» - $630 за кв. м в год. В сегменте купли-продажи офисных помещений стоимость покупки офисов класса «А» варьируется от $5 500 до $20 000 за кв. м, класса «В» - $3 500-$16 500 за кв. м.В целом ценовые показатели на офисные помещения в 2013 г. будут оставаться достаточно стабильными в связи с ростом нового предложения в городе.
В течение II кв. 2013 г. в Москве были открыты сразу 3 профессиональных торговых центра. В результате совокупное предложение качественной торговой недвижимости выросло на 125 тыс. кв. м и составляет по итогам I полугодия 2013 г. 6,67 млн. кв. м общей площади (из них арендопригодная площадь – 3,36 млн. кв. м). Обеспеченность населения Москвы профессиональными торговыми центрами составила 322 кв. м на 1 000 жителей.
Среди вышедших на рынок объектов сразу два функционируют в сравнительно новом для российского рынка формате аутлет-центров: Vnukovo Outlet Village и Fashion House. В региональных городах отсутствует ярко выраженная динамика прироста нового предложения: в течение II кв. 2013 г. не было открыто ни одного крупного профессионального объекта. При этом значительное количество новых проектов было заявлено: по итогам первого полугодия в регионах стало известно о запуске сразу 8 торговых центров, чья общая площадь превышает 100 000 кв. м. Суммарная общая площадь заявленных в течение I-II кв. 2013 г. региональных проектов составила 1,7 млн. кв. м.
В течение I полугодия на московский рынок вышли следующие международные бренды: Сети ресторанов Marugame, Johnny Rockets, Buddha Bar, Сеть ювелирных магазинов Trollbeads; Сеть магазинов одежды Takko Fashion; Сеть магазинов мебели и предметов интерьера Missoni Home;Сеть магазинов акустических систем Harman.Что касается крупных российских торговых операторов, то они также сохраняют высокую рыночную активность, что выражается как в расширении географии присутствия магазинов, так и в развитии новых форматов торговых точек. Так, в II кв. состоялось открытие первого в московском регионе супермаркета Санкт-Петербургской сети «Лента», а группа «О’Кей» заявила о планах по развитию сети дискаунтеров «Да!» в московском регионе.
По итогам I полугодия 2013 г. рост арендных ставок был умеренным и составил в среднем 5-7%. На фоне замедления темпов прироста нового предложения, начавшегося в 2012 г. и сохраняющегося в начале 2013 г., активность международных и российских торговых сетей будет способствовать дальнейшему росту ставок в успешных торговых центрах, а также активному развитию сегмента street retail.
По итогам II квартала 2013 г. прирост предложения на гостиничном рынке Москвы составил 211 номеров за счет открытия отеля класса люкс Nikolskaya Kempinski Moscow. Таким образом, течение I полугодия 2013 г. в Москве были открыты три крупные гостиницы, причем две из них – под управлением международных управляющих компаний. Суммарный прирост предложения гостиничных номеров с начала года составил 621 номер. Новые объекты открываются в различных сегментах рынка, поэтому общая структура предложения остается неизменной: преобладание гостиниц под управлением международных сетей в верхнем сегменте рынка; сохраняется дефицит качественного предложения в среднем и нижнем сегментах. В течение II кв. 2013 г. был анонсирован один гостиничный объект, запланированный к реализации в Московском регионе: отель под управлением группы Hilton рядом с Бородинским полем.
В течение I полугодия 2013 г. предложение гостиничных номеров под управлением международных операторов в региональных городах увеличилось на 791 номер за счет открытия отелей Radisson и Mercure в Сочи, Hilton в Краснодаре, Ramada в Казани и Park Inn в Нижнем Тагиле. До конца 2013 г. ожидается выход на рынок Marriott Novy Arbat (234 номера). Существенный прирост предложения ожидается в сегменте деловых и демократичных отелей: к открытию запланированы DoubleTree by Hilton во Внуково (432 номера), DoubleTree by Hilton Moscow Leningradsky Riverside (270 номеров), Hilton Garden Inn Moscow New Riga (162 номера). Таким образом, если указанные гостиницы будут введены в эксплуатацию в срок, совокупный прирост нового предложения по итогам года ожидается на уровне более 1 500 номеров.
Резюме…………………………………...………………………………………………………………………..…..3
Офисная недвижимость…...…………………………………………………………………………………….…4
Торговая недвижимость…………………..…………………………………………………………………….….6
Гостиничная недвижимость…………………………………………………………………………………..…..8