Тенденция превышения объемов поглощения офисных помещений над объемами ввода нового предложения, характерная для рынка качественных офисных помещений Московского региона прошлых лет, в 2013 г. может изменить свой вектор развития. Прирост нового предложения в 1 кв. 2013 г. составил порядка 200 тыс. кв. м, что выше аналогичного показателя 1 кв. 2012 г. более, чем на 50%. В краткосрочной перспективе прогнозируется дальнейшее увеличение нового предложения.
Соответственно, на конец 1 кв. 2013 г. совокупный объем качественного предложения на рынке офисной недвижимости Московского региона составляет порядка 12,03 млн. кв. м. Деловая активность на рынке аренды и покупки качественных офисных помещений в первом квартале была достаточно умеренной. При этом, с учетом прироста нового предложения уровень вакантности не претерпел сильных изменений. По итогам 1 кв. 2013 г. доля вакантных помещений для класса «А» составляет 9%, для класса «В» -10-12%.
В 1 кв. 2013 г. рост ставок аренды составил около 2-3%, в наиболее ликвидных проектах - до 7%. В среднем, до конца года рост ставок будет находиться на уровне 1-3% в квартал, итоговой рост средней ставки аренды офисной недвижимости достигнет прогнозируемых 10-12%. На конец 1 кв. 2013 г. средняя ставка аренды в классе «А» составляет $1 000, в классе «В+» $750, в классе «В-» - $570 за кв. м в год. Эксплуатационные расходы за рассматриваемый период составили $50–$300 за кв. м в год для помещений класса «А»; $75-$145 - для классов «В+», «B-».
В течение I кв. 2013 г. в Москве не было открыто ни одного крупного профессионального торгового центра. Таким образом, уровень предложения качественной торговой недвижимости остался неизменным с конца 2012 г. и составляет 6,33 млн. кв. м общей площади (из них арендопригодная площадь 3,2 млн. кв. м) Важным событием для московского рынка также стало принятое Правительством Москвы решение об отмене строительства подземного торгово-развлекательного центра общей площадью 120 000 кв. м на площади Павелецкого вокзала.
В течение I кв. 2013 г. на российский рынок вышли сразу два международных бренда. Так, в феврале состоялось открытие первого ресторана японской сети лапшичных Marugame на одном из наиболее популярных торговых коридоров ресторанного профиля – Пятницкой улице. Также в феврале состоялось открытие магазина датской ювелирной сети Trollbeads. Магазин был открыт в ТРЦ «Атриум», в дальнейших планах компании – открытие флагманских магазинов в Санкт-Петербурге и региональных городах-миллионниках. Крупные российские торговые операторы также сохраняют высокую рыночную активность: в феврале стало известно о покупке компанией «Лента» земельного участка в Солнечногорском районе Московской области для строительства гипермаркета.
В течение I кв. 2013 г. значимых изменений в уровнях арендных ставок не наблюдалось. С учетом замедления темпов прироста нового предложения, начавшегося в 2012 г. и сохраняющегося в начале 2013 г., а также заявленных планов по выходу на российский рынок международных торговых сетей, можно прогнозировать активное развитие сегмента street retail.
Главной тенденцией как московского, так и региональных рынков торговой недвижимости в I кв. 2013 г. стало сохранение высокой девелоперской активности: возобновляется строительство приостановленных в кризис проектов, активно заявляются новые крупные проекты регионального и суперрегионального масштабов. Можно прогнозировать, что по мере выхода проектов на рынок и, следовательно, усиления конкуренции, многие проекты будут пересмотрены или отменены, поэтому резкого, скачкообразного роста предложения торговой недвижимости не ожидается.
В течение I кв. 2013 г. в Москве состоялось открытие гостиницы Novotel Moscow City в ММДЦ «Москва-Сити», а также первого капсульного отеля Sleepbox Hotel Tverskaya. В результате гостиничный фонд города увеличился на 410 номеров. Объект группы Accor – Novotel Moscow City – подтверждает новую тенденцию гостиничного рынка Москвы: открытие деловых гостиниц происходит в привязке к крупным офисным центрам и деловым районам города, что позволяет им уже в первые годы работы достигать высоких значений оперативных показателей.
Что касается новых проектов, то в течение I кв. 2013 г. стало известно сразу о трех новых отелях в московском регионе. Так, в 2014 г. в бизнес-парке Nagatino i-Land компания InterContinental Hotels Group планирует открыть отель под брендом Holiday Inn вместимостью 250 номеров. Еще две новые гостиницы под управлением международных операторов были заявлены рядом с аэропортами Шереметьево (The Radisson Blu на 379 номеров, открытие в 2014 г.) и Внуково (Four Points by Sheraton на 250 номеров, открытие в 2016 г.).
В течение I кв. 2013 г. предложение гостиничных номеров под управлением международных операторов в региональных городах увеличилось на 334 номера за счет открытия двух отелей в Сочи .Cтало известно о совместных планах InterContinental Hotels Group и компании «Региональная гостиничная сеть» по строительству в России сети из 15 отелей под брендом Holiday Inn Express до 2019 г.
В качестве главной тенденции гостиничного рынка Москвы в I кв. 2013 г. можно отметить продолжающийся рост основных операционных показателей. Загрузка отелей верхнего сегмента составляет 70-75%, рынка в целом – около 65%. Доход на номер (RevPAR) в верхнем сегменте рынка превышает 4 000 руб.
Содержание
Резюме 3
Офисная недвижимость 4
Торговая недвижимость 6
Гостиничная недвижимость 8
Элитная жилая недвижимость. Москва. Аренда 11
Жилая недвижимость. Московская область 14
Жилая недвижимость. Новая Москва 20
Загородная недвижимость 21