В 2012 г. тенденция превышения объемов поглощения офисных помещений над объемами ввода нового предложения по-прежнему оставалась актуальной в Московском регионе. Совокупный объем введенных офисных площадей в 2012 г. составил порядка 600 тыс. кв. м, что на 3% меньше аналогичного показателя прошлого года.
Таким образом, совокупный объем качественных офисных площадей по состоянию на конец 2012 г. составляет порядка 11,9 млн. кв. м.
Деловая активность на рынке аренды и покупки офисных помещений на протяжении 2012 г. была достаточно высокой, что на фоне серьезного сокращения объемов ввода привело к снижению уровня вакантных помещений. На конец 2012 г. доля вакантных помещений в классе «А» составила 8%, в классе «В» - 9-10%.
Из всех заявок, поступивших в компанию Blackwood за год, 56% пришлось на аренду помещений и, соответственно, 44% - на покупку.
Высокий уровень деловой активности на протяжении всего 2012 г., в синтезе с тенденцией снижения объемов ввода нового предложения позволили констатировать значимый рост ставок аренды: по итогам 2012 г. средние ставки аренды увеличились на 10-12%.
На конец 2012 г. ставки аренды на офисные помещения класса «А» варьируются от $550 до $1 500 за кв. м в год, в классе «В+» ставки составляют 300$ - $1 200 за кв. м в год, в классе «В-» варьируются от $250 до $1 000 за кв. м в год (все ставки без учета НДС и эксплуатационных расходов).
В течение 2012 г. предложение профессиональной торговой недвижимости Московского региона увеличилось на 258 100 кв. м общей площади (из них 133 300 кв. м - арендопригодная площадь). Данный годовой темп прироста стал минимальным с 2004 г. Совокупный объем предложения торговой недвижимости на конец 2012 г. составил 6,3 млн. кв. м общей площади, из которых арендопригодная - 3,2 млн. кв. м. Обеспеченность населения Москвы качественными торговыми площадями находится на уровне 307 кв. м на 1 000 жителей.
Среди вышедших на рынок торговых центров стоит отметить первый в России профессиональный аутлет-центр Outlet Village Belaya Dacha. На 2013-2014 гг. заявлено открытие еще ряда проектов аутлет-центров, в т.ч. рядом с аэропортом «Шереметьево» и на Киевском шоссе рядом с аэропортом «Внуково». В регионах в 2012 г. были открыты 19 крупных ТРЦ, совокупная площадь которых превысила 1,5 млн. кв. м.
Таким образом, в 2012 г. продолжился рост концентрации в сегменте магазинов бытовой техники. Функционирующие на российском рынке торговые сети активно борются за покупателей, предлагая новые форматы. Сохранение высокой активности торговых операторов позволяет прогнозировать сохранение минимального уровня вакантных площадей в 1-5% для наиболее востребованных торговых центров и торговых улиц.
В течение 2012 г. ставки аренды как на помещения в торговых центрах, так и в сегменте street retail демонстрировали уверенный рост, который по итогам года составил 10-15% для успешных объектов и помещений ключевых торговых коридоров.
В 2013 г. на рынке профессиональной торговой недвижимости ожидается сохранение сравнительно низких темпов прироста нового предложения. При этом на фоне заявленной высокой активности торговых операторов (как с точки зрения выхода международных сетей на российский рынок, так и касательно расширения присутствия сетей в региональных городах) можно прогнозировать дальнейший рост ставок аренды и сохранение минимальных значений вакантных площадей.
В течение 2012 г. в Москве были открыты два новых отеля: прирост нового предложения с начала года составил 253 номера. Ожидавшийся до конца года выход на рынок таких проектов, как «Аквамарин III» и гостиниц в ММДЦ «Москва Сити» был перенесен на 2013 г. В результате темп прироста нового предложения в 2012 г. стал минимальным с начала 2000-х гг., что является следствием снижения активности девелоперов и гостиничных операторов в кризисный период 2008-2009 гг.
В 2012 г. были проданы доли Правительства Москвы в ряде гостиниц («Будапешт», «Метрополь», Swissotel, Radisson SAS Slavyanskaya). С высокой долей вероятности в ряде отелей будет проведена реконструкция с целью повышения классности. Таким образом, в ближайшие годы в Москве будет продолжаться прирост предложения в верхнем сегменте рынка.
В течение 2012 г. прирост нового предложения под управлением международных гостиничных операторов в региональных городах превысил 1 000 номеров: состоялось открытие Tulip Inn Rosa Khutor, Park Inn by Radisson и Radisson Blu Resort & Congress Center в Сочи, а также Ibis в Самаре.
Главной тенденцией гостиничного рынка Москвы в 2012 г. стало существенное снижение темпов прироста нового предложения, обусловленное снижением девелоперской активности в кризисный период 2008-2009 гг. По мере восстановления и стабилизации спроса на услуги размещения это привело к двузначным показателям прироста дохода на номер (RevPAR): по итогам года показатель вырос на 11%.
Международные игроки сохраняют высокую активность, наиболее крупные международные компании продолжают агрессивную региональную экспансию. По мере насыщения гостиничных рынков городов-миллионников интерес операторов смещается в сторону мелких городов: с учетом ограниченной емкости рынка в выигрыше останутся те операторы, чьи объекты откроются раньше.
Резюме…………………………………...……………………………………………………………… .. 3
Офисная недвижимость…...…………………………………………………………………………………………4
Торговая недвижимость…………………..………………………………………………………………………….6
Гостиничная недвижимость…………………………………………………………………………………………. 8