В отчете подводятся итоги развития рынка недвижимости в 2009 г., в т.ч. рынка коммерческой недвижимости Москвы и регионов, а также детальный анализ рынков офисной, торговой и гостиничной недвижимости.
По итогам года рынок офисной недвижимости Московского региона пополнился почти на 2 млн. кв. м. Спрос на офисную недвижимость остается существенно ниже докризисных показателей, однако ближе к концу года можно было наблюдать общий рост спроса как на аренду, так и на покупку офисов, в том числе, в инвестиционных целях, однако в целом объем поглощения качественных офисных помещений оказался ниже объема вышедшего на рынок нового предложения. Основные тренды рынка офисов по-прежнему носят негативный «кризисный» характер.
В течение 2009 г. предложение профессиональной торговой недвижимости в Москве увеличилось на 950 000 кв. м общей площади, из которых арендопригодная площадь составила около 530 000 кв. м. Спрос на помещения торговой недвижимости в течение 2009 г. оставался нестабильным. Начиная с конца 2008 г. и в течение первого полугодия 2009 г. наблюдалась низкая активность торговых операторов и, как следствие, снижение спроса как на помещения в торговых центрах, так и в сегменте street retail. Однако уже осенью арендаторы стали более активны: увеличилось количество сделок аренды, что привело к прекращению падения арендных ставок (а для ряда наиболее успешных объектов, а также для некоторых торговых коридоров был отмечен рост) и снижению уровня вакантных помещений. Тем не менее, рассчитывать на скорый и интенсивный рост ставок аренды сегодня не приходится. С высокой вероятностью он будет происходить спустя 1-2 года, когда на рынке возникнет дефицит нового предложения недвижимости - последствие того, что сейчас участники рынка практически не заявляют новые проекты.
По итогам 2009 г. гостиничный фонд Москвы пополнился на 1 000 номеров. В 2009 г. загрузка московских отелей в среднем по рынку сократилась на 28 п.п. по сравнению с 2008 г., составив порядка 50%. Сокращение загрузки было обусловлено как снижением туристического потока, так и сокращением времени пребывания в гостиницах. Что касается ценовой ситуации на гостиничном рынке Москвы, то в целом по рынку средняя цена номера (ADR) составила 4 050 руб., что ниже показателя 2008 г. на 15%.