Настоящий аналитический обзор посвящен рынку гражданской авиации в России. Основное внимание уделено регулярным пассажирским авиаперевозкам. Рассмотрена структура рынка пассажирских перевозок гражданской авиации России, проведен анализ деятельности основных участников рынка. В отчет включена схема (карта) взаимовлияния участников российского рынка гражданской авиации через их имущественно-правовые связи (доли в акционерном капитале).
Отдельные главы отчета посвящены обзору состояния пассажирских перевозок, дан анализ основных факторов развития рынка, рассмотрены наиболее значимые типы рисков, связанных с деятельностью авиаперевозчиков на рынке гражданской авиации.
В аналитическом отчете приведены итоги развития гражданской авиации к 2010 году, дан прогноз развития рынка гражданской авиации России до 2015 года.
Согласно данным, приведенным в отчете "Гражданская авиация в России: регулярные сообщения 2010", результаты финансовой деятельности российских авиакомпаний показывают, что в условиях экономического кризиса падение объема рынка в денежном выражении в 2009 году составило около 13%. Падение доходов заметнее падения показателей в натуральном выражении (пассажиропоток сократился лишь на 8%). Такая разница вызвана тарифной политикой авиакомпаний, снижающих цены на авиаперевозки в попытке удержать спрос.
В рамках проведения исследования выполнен анализ динамики средних тарифов российских авиакомпаний, рассмотрена типовая структура расходов авиакомпаний.
Данный отчет включает основные характеристики парка магистральных воздушных судов, используемых российскими авиакомпаниями, приводятся данные по парку ВС для крупнейших российских перевозчиков, дан сравнительный анализ по возрасту воздушного флота российских и зарубежных авиаперевозчиков.
В аналитическом отчете приводятся перечень крупнейших авиакомпаний, результаты деятельности российских авиаперевозчиков в 2005-2009 годах, включая основные финансовые результаты их деятельности.
Исследование включает анализ лидирующих направлений в сегменте пассажирских перевозок, выявленных на базе перевозок крупнейших авиакомпаний России.
В отчете приведены профили крупнейших авиакомпаний. Профили включают краткое описание компании, структуру владения капиталом компании, объемы перевозок, финансовые результаты, описание парка воздушных судов, имена руководителей, контактную информацию.
Исследование проведено в мае-сентябре 2010 года.
Объем отчета - 270 стр.
Отчет содержит 68 таблиц и 83 графика и диаграммы.
Язык отчета - русский.
Аннотация | 3 | ||
Полное оглавление | 4 | ||
Список диаграмм | 10 | ||
Список таблиц | 13 | ||
Резюме | 15 | ||
История гражданской авиации в России | 16 | ||
Рынок гражданской авиации в России | 24 | ||
| Организация и регулирование рынка | 24 | |
| Структура рынка | 27 | |
|
| Типы игроков на рынке | 27 |
|
| Структура расходов | 30 |
| Факторы развития | 36 | |
|
| Риски | 40 |
|
| Основные факторы рисков на рынке авиаперевозок | 40 |
|
| Отраслевые риски | 41 |
|
| Страновые и региональные риски | 42 |
|
| Финансовые риски | 42 |
|
| Правовые риски | 42 |
|
| Юридические риски | 43 |
|
| Риски непродления лицензий | 43 |
Авиационные альянсы | 44 | ||
| Мировые авиационные альянсы | 44 | |
|
| Star Alliance | 45 |
|
| SkyTeam | 48 |
|
| oneworld | 50 |
| Российские авиакомпании в мировых альянсах | 52 | |
| Код-шеринг | 54 | |
| Интерлайн-соглашения | 58 | |
Мировой рынок пассажирских авиаперевозок | 66 | ||
| Динамика развития мирового рынка авиаперевозок | 66 | |
| Лидеры мирового рынка | 70 | |
Имущественно-правовые связи на рынке гражданской авиации России | 75 | ||
| Карта собственности гражданской авиации | 75 | |
|
| Слияния и поглощения | 75 |
| Авиационные альянсы и холдинги России | 79 | |
|
| Аэрофлот | 81 |
|
| Трансаэро | 82 |
|
| S7 Group | 83 |
|
| ЮТэйр | 84 |
|
| ВИМ-авиа | 85 |
Пассажирские перевозки | 86 | ||
| Объем авиаперевозок в России | 86 | |
|
| Итоги 2009 года по основным показателям деятельности | 86 |
|
| Финансовые показатели рынка гражданской авиации России | 88 |
|
| Прогноз развития рынка | 92 |
| Лидирующие направления | 93 | |
|
| Внутренние воздушные линии | 93 |
|
| Международные воздушные линии | 98 |
|
| Московский авиаузел (МАУ) | 100 |
| Ведущие российские авиакомпании | 104 | |
|
| Уровень концентрации на рынке авиаперевозок | 104 |
|
| Лидеры рынка пассажирских авиаперевозок | 106 |
|
| Перевозки на международных воздушных линиях (МВЛ) | 116 |
|
| Перевозки на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) | 120 |
|
| Российские члены IATA | 124 |
| Иностранные авиакомпании на российском рынке | 124 | |
|
| Adria Airways | 134 |
|
| Air China | 135 |
|
| Air France | 135 |
|
| Alitalia | 136 |
|
| Austrian Airlines | 137 |
|
| British Airways | 137 |
|
| bmi (British Midland Airways) | 138 |
|
| China Southern Airlines | 138 |
|
| Czech Airlines | 139 |
|
| Delta Airlines | 140 |
|
| Deutsche Lufthansa | 141 |
|
| Emirates Airlines | 142 |
|
| Finnair | 142 |
|
| Iberia | 143 |
|
| EL AL - Israel Airlines | 144 |
|
| Jat Airways | 144 |
|
| KLM | 145 |
|
| Korean Airlines | 146 |
|
| Lot - Polske Linie Lotnicze | 146 |
|
| Malev | 147 |
|
| Qatar Airways Company | 148 |
|
| Scandinavian Airlines System | 148 |
|
| Singapore Airlines Limited | 149 |
|
| SN Brussels Airlines | 150 |
|
| SWISS International Airlines | 150 |
|
| Turkish Airlines | 151 |
Рынок бюджетных авиаперевозок в России | 153 | ||
| Западные бюджетные авиакомпании | 153 | |
| Мировой рынок бюджетных авиаперевозок | 153 | |
| Западные бюджетные перевозчики в России | 154 | |
|
| Air Arabia | 155 |
|
| airBaltic | 155 |
|
| Air-Berlin | 156 |
|
| GermanWings GMBH | 157 |
|
| NIKI | 157 |
|
| Norwegian Air Shutle | 158 |
|
| WindJet | 159 |
|
| Meridiana fly | 159 |
|
| Pegasus Airlines | 160 |
|
| Israir | 161 |
|
| Sun D'Or | 161 |
| Российские бюджетные авиакомпании | 161 | |
|
| Sky Express (Небесный Экспресс) | 162 |
|
| Avianova | 164 |
|
| Перспективы развития бюджетных авиаперевозок | 165 |
Парк воздушных судов | 168 | ||
| Используемый парк ВС в России | 168 | |
| Перспективы обновления парка воздушных судов | 177 | |
| Объединенная Авиастроительная Корпорация (ОАК) | 182 | |
|
| Цели, задачи и основные принципы корпоративной структуры ОАО "ОАК" | 182 |
|
| Удовлетворение потребности российских авиакомпаний в воздушных судах | 186 |
Профили авиакомпаний | 189 | ||
| Аэрофлот - Российские авиалинии | 189 | |
| Донавиа | 196 | |
| Нордавиа-региональные авиалинии | 200 | |
| Трансаэро | 204 | |
| Сибирь (S7 Airlines) | 209 | |
| Глобус | 215 | |
| ЮТэйр | 217 | |
| Россия | 226 | |
| Оренбургские авиалинии | 231 | |
| Уральские авиалинии | 234 | |
| Владивосток Авиа | 239 | |
| ВИМ-авиа | 243 | |
| Атлант-Союз | 246 | |
| Якутия | 250 | |
| Авиалинии Кубани | 253 | |
| Скай Экспресс | 256 | |
| Авиакомпания Татарстан | 259 | |
| Кавминводыавиа | 263 | |
| Ямал | 266 | |
Индексы | 270 |
Рис. 1. Объем пассажирских перевозок в РФ в 1940-2009 годах | 21 |
Рис. 2. Структура рынка и основные денежные потоки | 28 |
Рис. 3. Сравнительная стоимость услуг аэропортов для российских ВС | 30 |
Рис. 4. Средняя по России цена на авиакеросин | 31 |
Рис. 5. Доля затрат на авиаГСМ в себестоимости авиаперевозок, 2000-2009 гг. | 31 |
Рис. 6. Динамика изменения соотношения тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным и воздушным транспортом, 2002-2009 гг. | 36 |
Рис. 7. Динамика изменения средней цены на билет в 2005-2009 гг. | 38 |
Рис. 8. Зависимость объема пассажироперевозок от среднедушевого дохода | 38 |
Рис. 9. Зависимость объема пассажироперевозок от ВВП | 39 |
Рис. 10. Сезонность характера авиаперевозок | 42 |
Рис. 11. Мировые авиационные альянсы | 45 |
Рис. 12. Доли членов альянса Star Alliance в объеме пассажиропотока | 47 |
Рис. 13. Доли членов альянса Skyteam в общем объеме пассажиропотока | 50 |
Рис. 14. Доли членов альянса oneworld в объеме пассажиропотока | 52 |
Рис. 15. Динамика изменения мирового пассажиропотока 2001-2010F | 67 |
Рис. 16. Динамика изменения грузопотока, 2000-2010F | 67 |
Рис. 17. Структура доходов 2000-2010F гг. | 68 |
Рис. 18. Структура расходов 2000-2010F | 68 |
Рис. 19. Влияние роста мировой экономики на темпы роста авиационной отрасли | 69 |
Рис. 20. Влияние стоимость нефти на топливные расходы | 69 |
Рис. 21. Доли государства в крупнейших авиакомпаниях и аэропортах России | 75 |
Рис. 22. Имущественно-правовые связи на рынке гражданской авиации | 78 |
Рис. 23. Позиции холдингов и крупнейших авиакомпаний в отрасли (по пассажирообороту в первом полугодии 2010 г.) | 79 |
Рис. 24. Изменение долей авиакомпаний в объеме пассажирооборота в 2008 - 1H2010 | 79 |
Рис. 25. Изменение долей авиакомпаний в объеме перевозок пассажиров в 2008 - 1H2010 | 80 |
Рис. 26. Динамика прироста показателей авиахолдингов и крупнейших авиакомпаний в 2009 году | 80 |
Рис. 27. Схема: "Аэрофлот" и дочерние компании | 81 |
Рис. 28. Схема: "Трансаэро" | 82 |
Рис. 29. Схема: S7 Group | 83 |
Рис. 30. Схема: "UTair" и дочерние компании | 84 |
Рис. 31. Схема: холдинг "ВИМ-авиа" | 85 |
Рис. 32. Доля местного пассажирооборота в общем объеме перевозок, 2000-2009 гг. | 87 |
Рис. 33. пассажирооборот на МВЛ и ВВЛ в 1995-2009 гг., пкм | 87 |
Рис. 34. Динамика роста рынка авиаперевозок пассажиров в России в 2005-2010 гг. | 89 |
Рис. 35. Динамика изменения среднего тарифа за пкм в 2005-2009 гг. | 90 |
Рис. 36. Зависимость средней цены билета от дальности перевозки, 2007-2009 гг. | 90 |
Рис. 37. Зависимость среднего нормального тарифа от дальности перевозки, 2007-2009 гг. | 91 |
Рис. 38. Прогноз объема пассажирских перевозок в РФ в 1995-2015 годах | 92 |
Рис. 39. Объем перевозок пассажиров между округами России, 2009 | 93 |
Рис. 40. Лидирующие направления по предлагаемым частотам 2009-2010 гг. | 94 |
Рис. 41. Основные маршруты перевозок пассажиров на ВВЛ в 2009 году | 95 |
Рис. 42. Изменение пассажиропотоков на основных направлениях на ВВЛ | 96 |
Рис. 43. Карта маршрутов ведущих российских авиакомпаний на ВВЛ | 97 |
Рис. 44. Сравнение динамики туристических потоков и объема перевозок пассажиров на отдельных направлениях в 2009 г. | 100 |
Рис. 45. Доля московского авиаузла в пассажирских авиаперевозках в России в 2009 г. | 100 |
Рис. 46. Количество авиакомпаний коммерческой гражданской авиации | 105 |
Рис. 47. Концентрация на рынке гражданской авиации в России в 2009 г. | 105 |
Рис. 48. Динамика изменения концентрации на рынке гражданской авиации России в 2001-2009 годах (количество перевезенных пассажиров) | 106 |
Рис. 49. Доли авиакомпаний в общем объеме пассажирских авиаперевозок в России в 2006 году (по количеству перевезенных пассажиров) | 108 |
Рис. 50. Доли авиакомпаний в общем объеме пассажирских авиаперевозок в России в 2009 году (по количеству перевезенных пассажиров) | 108 |
Рис. 51. Доли авиакомпаний в общем пассажирообороте в России в 2006 году | 108 |
Рис. 52. Доли авиакомпаний в общем пассажирообороте в России в 2009 году | 109 |
Рис. 53. Динамика роста объема перевозок пассажиров крупнейших авиакомпаний в 2001-2006 гг. | 109 |
Рис. 54. Изменения прироста выполненного объема перевозок пассажиров крупнейших авиакомпаний России в 2002-2009 гг. | 110 |
Рис. 55. Изменение долей авиакомпаний в объеме перевозок пассажиров в 2004 - 2010H1 гг. | 110 |
Рис. 56. Изменение долей авиакомпаний в объеме пассажирооборота в 2004 - 2010H1 гг. | 111 |
Рис. 57. Доли авиакомпаний в объеме рынка пассажирских авиаперевозок (в денежном выражении) в России в 2009 году | 112 |
Рис. 58. Сегментация авиакомпаний по доле на рынке, по доходу от пассажирских авиаперевозок | 113 |
Рис. 59. Сегментация авиакомпаний по доле на рынке (по пассажирообороту) | 114 |
Рис. 60. Сегментация авиакомпаний по доле на рынке (по количеству перевезенных пассажиров) | 115 |
Рис. 61. Сегментация авиакомпаний по доле на рынке международных перевозок (по пассажирообороту) | 116 |
Рис. 62. Доли авиакомпаний в объеме рынка авиаперевозок на МВЛ (по пассажирообороту) в 2009 году | 117 |
Рис. 63. Изменение долей авиакомпаний в объеме пассажирооборота на МВЛ в 2004 - 2009 гг. | 118 |
Рис. 64. Доли авиакомпаний в объеме перевозок пассажиров на МВЛ в России в 2009 году | 119 |
Рис. 65. Изменение долей авиакомпаний в объеме пассажирооборота на МВЛ в 2005 - 2009 гг. | 119 |
Рис. 66. Соотношение долей авиакомпаний в объеме перевозок пассажиров на внутренних и международных воздушных линиях в 2009 году | 120 |
Рис. 67. Доли авиакомпаний в объеме рынка авиаперевозок на ВВЛ (по пассажирообороту) в России в 2009 году | 121 |
Рис. 68. Изменение долей авиакомпаний в объеме пассажирооборота на ВВЛ в 2005 - 2009 гг. | 122 |
Рис. 69. Доли авиакомпаний в объеме перевозок пассажиров на ВВЛ в России в 2009 году | 123 |
Рис. 70. Изменение долей авиакомпаний в объеме пассажирооборота на ВВЛ в 2004 - 2009 гг. | 123 |
Рис. 71. Объем и доля перевозок иностранными авиакомпаниями пассажиров в/из России, 2004-2009 гг. | 124 |
Рис. 72. Доля иностранных авиакомпаний в российском пассажиропотоке в 2005-2009 годах | 125 |
Рис. 73. Доля ВС зарубежного производства (по количеству) в структуре парка пассажирских ВС российских авиакомпаний, январь 2010 года | 168 |
Рис. 74. Доля пассажирооборота по группам ВС | 168 |
Рис. 75. Возрастная структура магистральных самолетов в парке российских авиакомпаний | 171 |
Рис. 76. Средний возраст флота авиакомпаний, 2007 и 2010 | 172 |
Рис. 77. Сравнительная экономичность аналогов Ту-204/214 | 180 |
Рис. 78. Сравнительная экономичность ВС с Ил-96-300 | 180 |
Рис. 79. Сравнительная экономичность аналогов Ан-140 | 180 |
Рис. 80. Сравнительная экономичность ВС с Ан-148 | 181 |
Рис. 81. Основные параметры ВС, эксплуатируемых в России | 181 |
Рис. 82. Структура ОАК | 182 |
Рис. 83. Структура производителей воздушных судов в России | 188 |
Табл. 1. Структура сборов с авиакомпаний | 28 |
Табл. 2. Цены на авиационный керосин в крупнейших аэропортах РФ, руб./т | 31 |
Табл. 3. Структура затрат авиакомпании "Аэрофлот-РА" | 33 |
Табл. 4. Структура затрат авиакомпании "Трансаэро" | 34 |
Табл. 5. Структура затрат авиакомпании "ЮТэйр" | 34 |
Табл. 6. Структура затрат авиакомпании "Уральские Авиалинии" | 35 |
Табл. 7. Структура затрат авиакомпании "Сибирь" | 35 |
Табл. 8. Структура затрат авиакомпании "Татарстан" | 35 |
Табл. 9. Сопоставление тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным и воздушным транспортом из Москвы | 37 |
Табл. 10. Факторы развития гражданской авиации | 39 |
Табл. 11. Параметры мировых альянсов | 44 |
Табл. 12. Количество перевезенных пассажиров членами Star Alliance | 47 |
Табл. 13. Количество перевезенных пассажиров членами SkyTeam | 50 |
Табл. 14. Количество перевезенных пассажиров членами oneworld | 52 |
Табл. 15. Код-шеринговые соглашения авиакомпании "Аэрофлот-РА" | 55 |
Табл. 16. Код-шеринговые соглашения АК "Трансаэро" | 56 |
Табл. 17. Код-шеринговые соглашения S7 | 56 |
Табл. 18. Код-шеринговые соглашения ГТК "Россия" | 57 |
Табл. 19. Интерлайн-соглашения авиакомпании ГТК "Россия" | 58 |
Табл. 20. Договоры интерлайн АК "Аэрофлот" | 60 |
Табл. 21. Договоры интерлайн АК S7 | 64 |
Табл. 22. Динамика изменения доходности авиаперевозок по регионам мира, 2007-2010F | 66 |
Табл. 23. Прирост авиаперевозок по регионам мира | 66 |
Табл. 24. Экономические показатели мировой авиационной отрасли, 2000-2010F | 70 |
Табл. 25. Производственные показатели мировой авиационной отрасли, 2000-2010F | 70 |
Табл. 26. Коэффициенты загрузки, 2001-2010F | 70 |
Табл. 27. Тор 10 авиакомпаний мира: общее количество перевезенных пассажиров, 2005-2009 | 71 |
Табл. 28. ТОП-10 крупнейших авиакомпаний мира: перевозки пассажиров на международных линиях в 2006-2008 | 71 |
Табл. 29. ТОП-10 крупнейших авиакомпаний мира: перевозки пассажиров на внутренних линиях в 2006-2008 | 71 |
Табл. 30. ТОП-10 крупнейших авиакомпаний: пассажирооборот на международных и внутренних линиях, 2006 и 2008 годы | 72 |
Табл. 31. ТОП-10 крупнейших авиакомпаний: пассажирооборот на международных линиях, 2006 и 2008 годы | 72 |
Табл. 32. ТОП-10 крупнейших авиакомпаний: пассажирооборот на внутренних линиях, 2006 и 2008 годы | 72 |
Табл. 33. ТОП-10 крупнейших авиакомпаний: грузооборот на международных линиях, 2006 и 2008 годы | 73 |
Табл. 34. ТОП-10 крупнейших авиакомпаний: грузооборот на внутренних линиях, 2006 и 2008 годы | 73 |
Табл. 35. ТОП-10 крупнейших авиакомпаний: грузооборот на международных и внутренних линиях, 2006 и 2008 годы | 74 |
Табл. 36. Основные события на рынке слияний и поглощений в 2005-2010 (май) годах | 76 |
Табл. 37. Пассажирооборот и перевозка пассажиров российскими авиакомпаниями в 2005-2009 г. | 86 |
Табл. 38. Процент занятости пассажирских кресел в 2003 - 2009 гг. | 88 |
Табл. 39. Финансовые показатели гражданской авиации на транспортной работе в 2008-2009 гг. (перевозки пассажиров, грузов и почты) | 89 |
Табл. 40. Топ-10 маршруты по перевозкам пассажиров на МВЛ, 2009 год | 98 |
Табл. 41. Количество граждан, въехавших/выехавших в/из РФ в 2008-1H2010 | 98 |
Табл. 42. Частоты по направлениям из Москвы, регулярные рейсы, среднее в месяц | 101 |
Табл. 43. Предложения кресел по направлениям из Москвы, регулярные рейсы, среднее в месяц | 102 |
Табл. 44. Частоты по направлениям из Москвы, иностранные АК | 103 |
Табл. 45. Предложение кресел по направлениям из Москвы, иностранные АК | 104 |
Табл. 46. Крупнейшие российские авиакомпании по пассажирообороту на внутренних и международных линиях в 2005-2009 гг. | 107 |
Табл. 47. Крупнейшие российские авиакомпании по объему перевозок пассажиров на внутренних и международных линиях в 2005-2009 гг. | 107 |
Табл. 48. Выручка крупнейших авиакомпаний в 2005-2009 гг. от перевозок пассажиров | 111 |
Табл. 49. Крупнейшие российские авиакомпании по пассажирообороту на международных линиях в 2005-2009 гг., млн пкм | 117 |
Табл. 50. Ведущие авиакомпании России по объему перевозок пассажиров на международных линиях в 2005-2009 гг. | 118 |
Табл. 51. Ведущие авиакомпании России по пассажирообороту на внутренних линиях в 2009 г., млн пкм | 120 |
Табл. 52. Ведущие авиакомпании России по объему перевозок пассажиров на внутренних линиях в 2005-2009 гг., | 122 |
Табл. 53. Российские направления иностранных авиакомпаний, 2010 год | 125 |
Табл. 54. Рейтинг западных авиакомпаний по количеству еженедельных рейсов в Россию | 131 |
Табл. 55. Лидеры по количеству российских направлений среди зарубежных авиакомпаний в 2010 году | 133 |
Табл. 56. Наиболее популярные регулярные направления иностранных авиакомпаний | 133 |
Табл. 57. Ведущие low-cost авиакомпании, 2008-2009 г. | 153 |
Табл. 58. Российские направления иностранных авиакомпаний, 2010 год | 154 |
Табл. 59. Магистральные пассажирские самолеты, эксплуатируемые в гражданской авиации России | 169 |
Табл. 60. Грузовые самолеты, эксплуатируемые в гражданской авиации России | 170 |
Табл. 61. Поставки новых самолетов с российских заводов-изготовителей | 170 |
Табл. 62. Типы иностранных ВС в российских авиакомпаниях | 172 |
Табл. 63. Парк магистральных самолетов российских авиакомпаний | 173 |
Табл. 64. Примеры компоновок магистральных пассажирских самолетов | 176 |
Табл. 65. Планы приобретения новых ВС российскими авиакомпаниями | 178 |
Табл. 66. Перспективные суда для замены региональных ВС | 179 |
Табл. 67. Потребности российских и зарубежных авиаперевозчиков в российских самолетах до 2012 года | 186 |
Табл. 68. Производственная программа ВАСО по выпуску Ан-148 | 187 |