Франчайзинг – модель ведения коммерческой деятельности, ставшая популярная в России в 2000–2005 гг. Франчайзинг подразумевает приобретения права на использование торгового знака, технологии, бизнес-модели уже устоявшегося бизнеса в обмен на роялти (процент от прибыли) и паушальный взнос (единоразовое отчисление за покупку франшизы и вход на рынок).
В России активно функционирует более 3 тысяч франшиз из более чем 40 отраслей. В 2017-2021 количество точек франчайзи увеличилось на треть: с 204 тыс до 271 тыс. Появилось множество новых направлений в таких сферах как IT-технологии, реклама и маркетинг, доставка и пункты выдачи заказов.
В 2017-2021 гг оборот рынка франчайзинга в России сократился на 7%: с 3,1 трлн руб до 2,8 трлн руб. Основной спад пришелся на время пандемии, когда большая часть российских франчайзи потеряла существенную часть выручи в связи с сокращением экономической активности и недоступности ряда офлайн услуг.
По прогнозам BusinesStat, в 2022 г объём рынка сократиться на 20%, в основном из-за ухода с российского рынка иностранных франшиз (в первую очередь из сегментов одежды и обуви, авто, ресторанов и кафе). McDonalds, Zara, H&M, Adidas, Nike, IBM и многие другие компании приостановили свою деятельность на территории России. Так, например, закрылись все 219 заведений Yum! Brands, владеющей KFC и Pizza Hut. Это создает значительную угрозу для рынка франшиз, где распространены многие иностранные франчайзинговые сети.
В среде отечественных франшиз больше всего пострадают сферы ресторанов и кафе, сервисные центры, магазины обуви и одежды, а также промтовары и ювелирные магазины. Значительно осложнится работа франшиз из сферы визовых услуг и внешнего туризма. В то же время отечественные франшизы в сфере отелей и туризма, наоборот, получат большую выгоду за счет резкого увеличения внутреннего спроса.
Тем не менее, уже в 2023 г рынок перейдет в стадию восстановления. В 2023-2026 гг темпы роста ожидаются на уровне 3-8% в год. Рынок будет расти по мере замещения западных франшиз и развития более гибких моделей франчайзинга и госпрограмм поддержки предпринимательства.
Уход иностранных сетей фастфуда станет возможностью для «Теремка», «Крошки картошки», «Воккера» и других российских брендов масштабироваться. Такая же ситуация с косметическими средствами. На рынке уже присутствует много российских брендов, например, Faberlic, Organic Shop, Natura Siberica и другие. Среди одежды – известные сети O`STIN, OGGI, Ralf Ringer, SELA, часть которых изготавливает свою продукцию на российских фабриках, часть в Китае.
«Анализ рынка франчайзинга в России в 2017–2021 гг, прогноз на 2022-2026 гг. Перспективы рынка в условиях санкций» включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
В обзоре приводится информация по сегментам рынка франчайзинга:
При подготовке обзора используется официальная статистика и собственные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Базовые параметры российской экономики
Влияние конфликта с Украиной и пандемии на российскую экономику
Место России в региональной и мировой экономике
Инвестиционные перспективы российской экономики
КЛАССИФИКАЦИЯ ФРАНШИЗ
ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА РЫНОК ФРАНШИЗ
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА
Государственные органы регулирования
Нормативно-правовые акты и лицензирование
Государственные программы поддержки
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА
КОЛИЧЕСТВО ФРАНШИЗ
Количество франшиз по сегментам
КОЛИЧЕСТВО ТОЧЕК ФРАНЧАЙЗИ
Количество точек франчайзи по сегментам
ОБОРОТ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА
ОБОРОТ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА ПО СЕГМЕНТАМ
ДРАЙВЕРЫ, БАРЬЕРЫ, ТРЕНДЫ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА
Драйверы развития рынка
Барьеры развития рынка
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА
Инвестиционная привлекательность рынка
Средний порог инвестиций по сегментам
Средняя окупаемость инвестиций по сегментам
РЫНОЧНЫЕ СЕКТОРА
Медицина и фармацевтика
Недвижимость и строительство
IT-услуги
Детские центры
Бухгалтерские услуги
Салоны красоты
Обучение
Сервисные центры
Развлечение и отдых
Визовые услуги
Химчистки и клининг
Цветочные магазины
Зоомагазины
Ювелирные магазины
Реклама и маркетинг
Пункты выдачи заказов
Авто
Кафе и рестораны
Продуктовые магазины
Одежда и обувь
Парфюмерия и косметика
Спорт
Парикмахерские
Букмекерские конторы
АЗС
Турагентства
Отели и хостелы
Финансовые организации
Производство
Промтовары
Службы доставки
Такси и грузоперевозки
Таблица 1. Объем номинального и реального ВВП, РФ, 2017-2026 гг (трлн руб)
Таблица 2. Объем реального ВВП и индекс реального физического объема ВВП, РФ, 2017-2026 гг (трлн руб, %)
Таблица 3. Экспорт и импорт, сальдо торгового баланса, РФ, 2017-2026 гг (млрд долл)
Таблица 4. Объем экспорта и импорта и сальдо торгового баланса, РФ, 2017-2026 гг (млрд долл)
Таблица 5. Индекс потребительских цен (инфляция), индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги, РФ, 2017-2026 гг (%)
Таблица 6. Оборот розничной торговли товарами и услугами, РФ, 2017-2026 гг (трлн руб)
Таблица 7. Численность населения с учетом мигрантов, Россия 2017-2026 гг (млн чел)
Таблица 8. Реально располагаемые доходы населения, РФ, 2017-2026 гг (%)
Таблица 9. Количество франшиз, РФ, 2017-2021 гг
Таблица 10. Прогноз количества франшиз, РФ, 2022-2026 гг
Таблица 11. Количество франшиз по сегментам, РФ, 2017-2021 гг
Таблица 12. Прогноз количество франшиз по сегментам, РФ, 2022-2026 гг
Таблица 13. Количество точек франчайзи, РФ, 2017-2021 гг
Таблица 14. Прогноз количества точек франчайзи, РФ, 2022-2026 гг
Таблица 15. Количество точек франчайзи по сегментам, РФ, 2017-2021 гг
Таблица 16. Прогноз количества точек франчайзи по сегментам, РФ, 2022-2026 гг
Таблица 17. Оборот рынка франчайзинга, РФ, 2017-2021 гг
Таблица 18. Прогноз оборота рынка франчайзинга, РФ, 2022-2026 гг
Таблица 19. Оборот рынка франчайзинга, РФ, 2017-2021 гг
Таблица 20. Прогноз оборота рынка франчайзинга, РФ, 2022-2026 гг
Таблица 21. Средние инвестиции по сегментам, РФ, 2021 г (тыс руб)
Таблица 22. Среднее количество франчайзи
Таблица 23. Средняя доходность
Таблица 24. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 25. Среднее количество франчайзи
Таблица 26. Средняя доходность
Таблица 27. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 28. Среднее количество франчайзи
Таблица 29. Средняя доходность
Таблица 30. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 31. Среднее количество франчайзи
Таблица 32. Средняя доходность
Таблица 33. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 34. Среднее количество франчайзи
Таблица 35. Средняя доходность
Таблица 36. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 37. Среднее количество франчайзи
Таблица 38. Средняя доходность
Таблица 39. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 40. Среднее количество франчайзи
Таблица 41. Средняя доходность
Таблица 42. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 43. Среднее количество франчайзи
Таблица 44. Средняя доходность
Таблица 45. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 46 Среднее количество франчайзи
Таблица 47. Средняя доходность
Таблица 48. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 49. Среднее количество франчайзи
Таблица 50. Средняя доходность
Таблица 51. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 52. Среднее количество франчайзи
Таблица 53. Средняя доходность
Таблица 54. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 55. Среднее количество франчайзи
Таблица 56. Средняя доходность
Таблица 57. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 58. Среднее количество франчайзи
Таблица 59. Средняя доходность
Таблица 60. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 61. Среднее количество франчайзи
Таблица 62. Средняя доходность
Таблица 63. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 64. Среднее количество франчайзи
Таблица 65. Средняя доходность
Таблица 66. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 67. Среднее количество франчайзи
Таблица 68. Средняя доходность
Таблица 69. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 70. Среднее количество франчайзи
Таблица 71. Средняя доходность
Таблица 72. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 73. Среднее количество франчайзи
Таблица 74. Средняя доходность
Таблица 75. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 76. Среднее количество франчайзи
Таблица 77. Средняя доходность
Таблица 78. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 79. Среднее количество франчайзи
Таблица 80. Средняя доходность
Таблица 81. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 82. Среднее количество франчайзи
Таблица 83. Средняя доходность
Таблица 84. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 85. Среднее количество франчайзи
Таблица 86. Средняя доходность
Таблица 87. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 88. Среднее количество франчайзи
Таблица 89. Средняя доходность
Таблица 90. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 91. Среднее количество франчайзи
Таблица 92. Средняя доходность
Таблица 93. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 94. Среднее количество франчайзи
Таблица 95. Средняя доходность
Таблица 96. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 97. Среднее количество франчайзи
Таблица 98. Средняя доходность
Таблица 99. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 100. Среднее количество франчайзи
Таблица 101. Средняя доходность
Таблица 102. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 103. Среднее количество франчайзи
Таблица 104. Средняя доходность
Таблица 105. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 106. Среднее количество франчайзи
Таблица 107. Средняя доходность
Таблица 108. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 109. Среднее количество франчайзи
Таблица 110. Средняя доходность
Таблица 111. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 112. Среднее количество франчайзи
Таблица 113. Средняя доходность
Таблица 114. Средняя окупаемость инвестици
Таблица 115. Среднее количество франчайзи
Таблица 116. Средняя доходность
Таблица 117. Средняя окупаемость инвестици
После ухода иностранных брендов количество сетевых магазинов одежды в стране сократилось до многолетнего минимума. Вероятно, что в условиях сжатия рынка и роста популярности онлайн-канала количество магазинов уже не вернется на уровень 2019 года, но, несмотря на это, на рынке остается еще много освободившихся ниш, и количество магазинов по итогам 2023 года однозначно вырастет. Основными драйверами станут крупные федеральные сети, чьи стратегии развития предполагают открытие десятков и сотен новых точек.
По данным «Анализа рынка процессоров и контроллеров в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г их продажи в стране сократились на 14% и составили 335 млн шт. Более 95% реализуемых в России процессоров и контроллеров импортируются из-за рубежа. В 2022 г страны Евросоюза, Япония и Южная Корея ввели санкции на поставки в Россию продукции, декларируемой под кодом ТН ВЭД 8542 31 – «Процессоры и контроллеры, объединенные или не объединенные с запоминающими устройствами, преобразователями, логическими схемами, усилителями, синхронизаторами или другими схемами». Помимо этого, сразу несколько ведущих мировых брендов, среди которых Intel, AMD и Nvidia, прекратили сотрудничество с Россией.
По данным «Анализа рынка напольных покрытий в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г их продажи в стране снизились на 11,9% и составили 333 млн м2. Февральские события, а потом объявление частичной мобилизации сказались на желании покупать жилье. Люди опасались брать на себя тяжелую кредитную нагрузку, особенно ипотечные кредиты с длительным сроком обслуживания. Кроме того, рост цен существенно сократил объемы плановых ремонтов, россияне предпочли меньше тратить и больше сохранять денежные средства на будущее.