Объектом исследования является российский рынок биологически активных добавок (БАД).
БАД — биологически активные вещества и их композиции, предназначенные для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов. Важно отметить, что подобные добавки не являются лекарственными средствами. Они используются как дополнительный источник биологически активных веществ для ликвидации их дефицита и оптимизации рациона.
Целью исследования является комплексный анализ рынка биологических активных добавок в России.
Задачи исследования:
Определение объема и динамики рынка.
Конкурентный анализ, в том числе анализ изменения конкурентного поля в 2022 году (подробная детализация по зарубежным компаниям, ушедшим в феврале-марте 2022 года с российского рынка, а также сокративших масштаб деятельности в РФ - ассортимент, объем инвестиций и т.д.)
Выявление и составление рейтинга наиболее востребованных видов БАД (категорий продуктов) на российском рынке на март 2022
Выявление и составление рейтинга наиболее популярных брендов на российском рынке БАД на март 2022
Ассортиментный анализ.
Ценовой анализ.
Анализ импорта в 2019-2021 гг. (объем, динамика, струкутра по компаниям, типам продукции, странам-производителям)
Анализ экспорта в 2019-2021 гг. (объем, динамика, струкутра по компаниям, типам продукции, странам-получателям).
Составление рейтинга ТОП-20 компаний импортеров и ТОП-20 компаний-экспортеров БАД в 2019-2021 гг. ( с указание объема импорта и экспорта в денежном выражении, поставляемых товарных категорий БАД, форм выпуска продуктов (капсулы, таблетки, жидкость, мармеладные пастилки, саше и т.д.) и брендов)
Анализ потребителей (выявление потребительских предпочтений, факторов и критериев выбора, анализ моделей принятия решения, оценка струкутры спроса в разрезе типов БАД, брендов, ценовых категорий, гендерная и возрастная струкутры стпроса).
Анализ факторов, влияющих на развитие рынка.
Построение прогнозов развития рынка.
География исследования: Россия.
Хронология исследования:
ретроспектива — 2019-2021 гг.;
прогноз — 2022-2025 гг.
Содержание исследования
Отчет об исследовании состоит из семи глав.
В первой главе представлен обзор российского рынка БАД, в том числе данные об объеме и динамике рынка, его тенденциях.
Вторая глава посвящена анализу внешней торговли БАД. Раздел содержит анализ импорта и экспорта, а также ТОП-20 компаний импортеров и экспортеров БАД в 2019-2021 гг.
В третьей главе проведен анализ потребителей: типы, портрет потенциального потребителя, значимые критерии и факторы выбора БАД.
Четвертая глава содержит информацию об участниках российского рынка биологически активных добавок. Также здесь представлены ассортиментный и ценовой анализы актуального на 2022 год предложения отечественного рынка. Приведен анализ целевой аудитории и поиск перспективных направлений в области БАД. Кроме того, в разделе представлена подробная детализация по зарубежным и отечественным компаниям, ушедшим в начале 2022 года с российского рынка, а также сокративших масштаб деятельности в РФ.
Пятая глава посвящена эффективности работы сайтов и приложений ключевых игроков рынка.
В шестой главе содержит анализ факторов и перспектив развития рынка БАД в России.
В седьмой главе сформулированы прикладные рекомендации для нового игрока.
1. Анализ российского рынка БАД
1.1. Объем и динамика потребления БАД в РФ в 2019-2021 гг., общая характеристика рынка
1.2. Актуальные тенденции российского рынка БАД
1.3. Баланс российского рынка БАД в 2019-2021 гг.
1.4. Струкутра (рейтинг) рынка БАД по типам продуктов (выявление наиболее популярных категорий продуктов (17 категорий) в РФ в 2021 году и оценка их рыночных позиций в денежном выражении)
1.5. Структура (рейтинг) рынка БАД в разрезе брендов в 2021 году (выявление наиболее популярных брендов в РФ в 2021 году и оценка их рыночных позиций в денежном выражении)
1.6. Структура рынка БАД в разрезе каналов приобретения конечными потребителями в 2021 году
2. Анализ внешней торговли БАД
2.1. Анализ импорта БАД в РФ в 2019-2021 гг.
2.1.1. Объем и динамика импорта в 2019-2021 гг.
2.1.2. Структура импорта в разрезе стран-производства в 2021 году
2.1.3. Структура импорта в разрезе брендов в 2021 году
2.1.4. Структура импорта в разрезе компаний-получателей в 2021 году
2.1.5. Рейтинг ТОП-20 компаний-импортеров в 2019-2021 гг. (объем импорта в 2019-2021 гг, перечень поставляемых в РФ категорий продуктов и брендов)
2.2. Анализ экспорта БАД в РФ в 2019-2021 гг.
2.2.1. Объем и динамика экспорта в 2019-2021 гг.
2.2.2. Региональная структура экспорта в 2021 году
2.2.3. Рейтинг ТОП-20 компаний-экспортеров в 2019-2021 гг. (объем экспорта в 2019-2021 гг, перечень экспортируемых в РФ категорий продуктов и брендов)
3. Анализ особенностей потребительского поведения на рынке БАД
3.1. Типы потребителей на рынке БАД
3.2. Портрет потенциального потребителя, структура потребления по уровню дохода, гендеру, возрасту
3.3. Значимые критерии и факторы выбора БАД
4. Конкурентный анализ
4.1. Профили конкурентов
4.2. Анализ целевой аудитории выделенных конкурентов
4.3. Ассортимент продукции и цены на них, особенности ценообразования конкурентов
4.4. Анализ клиентоориентированности конкурентов (обзор программ лояльности, партнерских программ и т. д.)
4.5. Поиск перспективных инновационных направлений или продуктов (услуг), предлагаемых конкурентами, оценка их востребованности и перспектив в России
4.6. Анализ изменения конкурентного поля в феврале-марте 2022 года (в том числе анализ полностью приостановивших деятельность на российском рынке компаний или частично сокративших деятельность в РФ)
5. Анализ эффективности работы сайтов и приложений конкурентов
5.1. Обзор сайтов конкурентов
5.2. Анализ маркетинговой активности конкурентов (особенности продвижения и оценка эффективности)
6. Факторы и прогноз развития рынка БАД в РФ 6.1. Драйверы развития рынка БАД в РФ
6.1.1. Государственное регулирование как драйвер развития рынка
6.1.2. Популяризация здорового образа жизни и превентивной медицины среди российского населения
6.1.3. Расширение каналов сбыта БАД
6.1.4. Реализация инвестиционных проектов на территории России
6.1.5. Повышение информированности конечных потребителей и медицинского сообщества
6.2. Барьеры развития рынка БАД в РФ
6.2.1. Наличие фальсифицированной продукции на рынке
6.2.2. Несовершенство нормативно-правовой базы
6.2.3. Сложности в продвижении и рекламе БАД 6.2.4. Импортозависимость сырья
6.2.5. Низкая осведомленность потребителей
6.2.6. Сокращение реальных располагаемых денежных доходов населения в России в 2022 году
6.3. Прогноз развития рынка БАД в РФ до 2025 года
7. Резюме проекта
7.1. Выводы относительно перспективных направлений на рынке БАД, прикладные рекомендации для бизнес проекта Заказчика
7.2. Выводы относительно конкурентной среды развития бизнеса, прикладные рекомендации для бизнес-проекта Заказчика по построению стратегии конкурентной борьбы в РФ
Рисунок 1. Оценка объема и динамики рынка БАД в России в денежном выражении в 2019-2021 гг., млн руб., %
Рисунок 2. Оценка объема и динамики рынка БАД в России в натуральном выражении в 2019-2021 гг., млн упак., % Рисунок 3. ТОП-16 брендов БАД, лидирующих на российском рынке по итогам 2021 года, в стоимостном выражении Рисунок 4. Структура рынка БАД в РФ в 2021 году в разрезе каналов приобретения конечными потребителями, % от общего объема потребления в денежном выражении
Рисунок 5. Объем и динамика импорта БАД в России в денежном выражении в 2019- 2021(П) гг., млн руб., %
Рисунок 6. Объем и динамика импорта БАД в России в натуральном выражении в 2019- 2021(П) гг., млн упак., %
Рисунок 7. Средняя стоимость импорта БАД (с учетом таможенной пошлины, НДС и торговой наценки) и ее динамика в 2019-2021(П) гг., руб./упак.
Рисунок 8. Региональная структура импорта БАД в 2021 году, % от общего объема в денежном выражении
Рисунок 9. Оценка объема и динамики экспорта БАД в России в денежном выражении в 2019-2021(П) гг., млн руб., % Рисунок 10. Оценка объема и динамики экспорта БАД в России в натуральном выражении в 2019-2021(П) гг., млн упак., %
Рисунок 11. Региональная структура экспорта БАД в 2021 году, % от общего объема в денежном выражении
Рисунок 12. Результаты опроса на вопрос: «Имеете ли Вы опыт употребления БАД?», % от общего числа респондентов Рисунок 13. Результаты опроса на вопрос: «Употребляете ли Вы какие-либо БАД в настоящее время?», %
Рисунок 14. Результаты опроса на вопрос: «Как часто Вы употребляете или употребляли БАД?», %
Рисунок 15. Результаты опроса на вопрос: «Какие БАД вы употребляете?», %
Рисунок 16. Результаты опроса на вопрос: «БАД какой ценовой категории Вы выбираете?», %
Рисунок 17. Результаты опроса на вопрос: «Как Вы принимаете решение о начале приема БАД?», %
Рисунок 18. Результаты опроса на вопрос: «Вы сдавали анализы перед началом приема БАД?», %
Рисунок 19.Структура потребления БАД по гендеру, % Рисунок 20.Структура потребления БАД по возрасту,
Таблица 1. Баланс российского рынка БАД в 2019-2021 гг.
Таблица 2. Структура рынка БАД в России по назначению в 2021 году, млн руб., %
Таблица 3. Характеристика кодов ТН ВЭД, используемых при проведении таможенных операций с БАД
Таблица 4. Структура импорта в разрезе брендов в 2021 году
Таблица 5. Структура импорта в разрезе компаний-получателей в 2021 году
Таблица 6. Рейтинг ТОП-20 компаний-импортеров в 2019 году
Таблица 7. Рейтинг ТОП-20 компаний-импортеров в 2020 году
Таблица 8. Рейтинг ТОП-20 компаний-импортеров в 2021 году
Таблица 9. Рейтинг ТОП-20 компаний-экспортеров в 2019 году
Таблица 10. Рейтинг ТОП-20 компаний-экспортеров в 2020 году
Таблица 11. Рейтинг ТОП-20 компаний-экспортеров в 2021 году
Таблица 12. Ассортимент БАД компании «Эвалар»
Таблица 13. Анализ целевой аудитории ключевых игроков российского рынка БАД
Таблица 14. Ассортиментный и ценовой анализ основных игроков российского рынка БАД
Таблица 15. Программа компаний-конкурентов в области клиентоориентированности (программы лояльности и партнерские программы)
Таблица 16. Анализ особенностей сайтов компаний-конкурентов
Таблица 17. Сравнительная характеристика маркетинговых активностей конкурентов
Таблица 18. Сравнительная характеристика маркетинговых активностей конкурентов (продолжение)
― Каким был 2021 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
За янв.-окт. 2022 г. в России было произведено 2 018 тыс. тонн рафинированного подсолнечного масла, что
превысило значения аналогичного периода 2021 г. на 7,8%, что объясняется повышающимся спросом
импортирующих стран.
Анализ данных показал, что предприятие показывает ежегодный прирост объемов производства, несмотря на снижение темпов прироста в 2019 г.