Дата публикации: 08.02.2021.
Методы исследования:
анализ материалов из открытых источников;
сбор и анализ вторичной информации о рынке;
изучение финансово-хозяйственной деятельности участников рынка;
кабинетная работа специалистов.
Источники данных:
Росстат (Федеральная служба государственной статистики);
Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ;
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ);
Statista;
Почта России;
Сбербанк;
Исследовательское агентство Data Insight;
Hanapin Marketing;
Euromonitor;
IPG.Research;
Яндекс.Маркет;
GfK Rus;
М.Видео;
Эльдорадо;
Criteo;
Lexis Research.
Аннотация:
Российский рынок интернет-торговли продолжает динамично расти. Средний рост интернет-торговли с 2011 по 2019 год (CAGR) составил ***%. За эти годы рынок продаж материальных товаров через интернет вырос с *** млрд. руб. до *** трлн. руб. Пандемия коронавируса увеличила динамику роста российской интернет-торговли.
Ключевые показатели онлайн-торговли за 2020 год:
объем продаж в интернете увеличился на ***% до *** трлн. руб.;
количество заказов на российском рынке онлайн-ритейла выросло на ***%, до *** млн. заказов.
МИРОВОЙ РЫНОК ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ
РЫНОК ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РФ
В Главе рассмотрены основные параметры рынка интернет-торговли:
Объем и динамика внутреннего и внешнего рынка интернет-торговли в 2014 – 2020 гг. в РФ и прогноз рынка до 2024 г.;
Динамика трансграничного онлайн-рынка, структура онлайн-экспорта по странам;
Доля онлайн-продаж в розничной торговле;
География рынка eCommerce. Рынок интернет-торговли в разрезе федеральных округов и регионов;
Логистическая инфраструктура онлайн-торговли в РФ.
СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА
Показатели онлайн-торговли по видам магазинов;
Ассортиментный анализ. Структура продаж разных товарных категорий.
Анализ потребителей услуг интернет-магазинов в РФ:
Аудитория интернета в России;
Оценка текущего спроса на рынке. Структура и объем потребления;
Характеристика целевой аудитории. Динамика интернет-торговли на душу населения 2014 – 2020 гг.;
Модель поведения и предпочтения россиян;
Оценка потребности и готовности к покупке продукции;
Анализ ценообразования. Средние чеки по товарным категориям;
Наиболее популярные способы оплаты и доставки;
Основные тренды онлайн-потребления, влияние внешних факторов на состояние и развитие рынка.
КОНКУРЕНЦИЯ
Общий обзор конкурентов: описание общей ситуации на рынке, характеристика основных конкурентов (доля на рынке, средний чек, кол-во заказов);
Рейтинги интернет-магазинов по объему онлайн-торговли;
Профили основных игроков рынка: Wildberries, Citilink, Ozon, М.Видео, DNS Shop, Lamoda.
ПРОГНОЗ
Ключевые положения исследования
Объем мирового рынка интернет-торговли в 2020 году составил *** трлн. долл., показав рост на ***% относительно 2019 года, а количество потребителей превысило *** млрд. человек.
Крупнейшим региональным рынком интернет-торговли является Китай. По оценкам Euromonitor, в 2019 году объем рынка здесь составил *** млрд. долл. В США в 2019 году объем рынка интернет-торговли составил *** млрд. долл., в Японии – *** млрд. долл.
Россия занимает десятую строчку среди лидеров интернет-торговли с объемом рынка интернет-торговли *** млрд. долл.
По показателю доли интернет-торговли в объеме розничных продаж в 2019 году лидируют Китай и Южная Корея. На третьем месте – Великобритания – ***%. Россия занимает девятое место, доля интернет-торговли в 2019 году составила ***%.
По оценкам АКИТ объем рынка интернет-торговли в РФ 2020 году составил *** трлн. руб., увеличившись относительно 2019 года на ***%.
Из общего объема рынка *** трлн. руб. приходится на внутренний рынок и *** млрд. руб. на трансграничную онлайн-торговлю. При этом в большей степени в 2020 году увеличился объем внутренней онлайн-торговли (на ***% относительно предыдущего года). Объем трансграничной торговли увеличился на ***% в 2020 году.
***% онлайн-экспорта из РФ направляется в страны дальнего зарубежья. Среди них лидерами являются США (***% онлайн-экспорта из России) и Германия (***%).
На долю стран ближнего зарубежья приходится ***% онлайн-экспорта. Наибольшую долю образуют Беларусь (***%) и Казахстан (***%).
Всего в 2019 году было поставлено *** млн. посылок из России. Из них около ***% розничных онлайн-заказов из-за рубежа — заказы через маркетплейсы.
В первом полугодии 2020 года доля онлайн-торговли в розничных продажах в России возросла до ***%.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, доля Центрального федерального округа во внутренней интернет-торговле составляет ***%. На втором и третьем месте с большим отрывом – Северо-Западный федеральный округ (***%) и Приволжский федеральный округ (***%). Наименьший объем внутренней интернет-торговли – в Северо-Кавказском федеральном округе (***%).
В динамике внутренних интернет-продаж по месяцам 2020 года наблюдается более высокие показатели в период пика коронавируса в России и в период режима самоизоляции. Наибольший объем продаж приходится на апрель (*** млрд. руб.).
В апреле россияне приобретали в основном одежду и обувь (*** млрд. руб.), а также цифровую и бытовую технику (*** млрд. руб.). На третьем месте – продукты питания (*** млрд. руб.).
В целом за первое полугодие 2020 года доля одежды и обуви в структуре онлайн-покупок составила ***%, доля цифровой и бытовой техники составила ***%. На продукты питания пришлось ***% интернет-продаж.
Наибольшая часть онлайн-заказов доставляется с помощью собственных служб (***%), ***% заказов доставляется Почтой России, ***% - логистическими компаниями через пункты выдачи заказов и постаматы и ***% заказов доставляется с помощью курьеров логистических компаний.
В 2020 году количество заказов на российском рынке онлайн-ритейла выросло на ***%, до *** мрлд. заказов. Количество заказов зависит от множества факторов. Это удобство интерфейса сайта, стоимость доставки, наличие пункта самовывоза, возможность сравнивать товары, полнота информации о товаре, возможность ознакомиться с отзывами и т.д. Сложная навигация сайта обеспечивает ***% причин отказа от выбранных товаров. Слишком долгое оформление заказа также приводит к отказу от покупки в ***% случаев.
Объем интернет-торговли на душу населения в РФ в 2020 году составил *** тыс. руб./чел. Данный показатель увеличился на ***% относительно 2019 года. Годом ранее рост составил ***%.
Средний чек на внутреннем онлайн-рынке на наиболее популярный товар в интернете, одежду и обувь, снизился в первом полугодии 2020 года на ***% относительно годового показателя 2019 года. Средний чек на второй по популярности товар, цифровая и бытовая техника, увеличились на ***%, хотя в 2019 году наблюдалось снижение на ***% относительно 2018 года.
По прогнозам Data Insight средний рост интернет-торговли с 2019 по 2024 год (CAGR) составит ***%. Учитывая такой сценарий развития, к 2024 году рынок онлайн-торговли может достичь объема в *** трлн. руб. Таким образом, ожидается снижение тема роста рынка в среднем на ***% в год в период стабилизации ситуации с коронавирусом, при этом темп роста останется на высоком уровне.
Итого маркетинговое исследование содержит 84 страницы, 24 таблицы, 19 графиков и 26 диаграмм.
1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА |
4 |
2. КЛЮЧЕВЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
7 |
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ |
11 |
4. МИРОВОЙ РЫНОК ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ |
16 |
4.1. Объем мирового рынка |
16 |
4.2. Маркетинговые каналы продвижения интернет-торговли |
18 |
4.3. Рейтинг стран по объему интернет-торговли |
20 |
4.4. Трансграничная онлайн-торговля |
24 |
5. РЫНОК ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РФ |
26 |
5.1. Объем и динамика рынка |
26 |
5.2. Трансграничная онлайн-торговля в РФ, 2014-2020 |
29 |
5.3. Доля онлайн-продаж в розничных продажах в РФ |
34 |
5.4. Региональное распределение рынка интернет-торговли в РФ |
35 |
6. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РФ |
38 |
6.1. Структура рынка по видам магазинов |
38 |
6.2. Структура рынка интернет-торговли по товарным категориям |
43 |
6.3. Логистическая инфраструктура отрасли |
46 |
7. АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ В РФ |
49 |
7.1. Статистика пользователей интернета в РФ |
49 |
7.2. Количество заказов |
56 |
7.3. Онлайн торговля на душу населения |
59 |
7.4. Средние чеки по товарным категориям |
61 |
7.5. Способы оплаты и доставки |
63 |
8. ТРЕНДЫ ОНЛАЙН-ПОТРЕБЛЕНИЯ |
66 |
9. КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ |
70 |
9.1. Рейтинг интернет-магазинов РФ |
70 |
9.2. Профили основных игроков |
74 |
10. ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ РЫНКА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ |
80 |
11. ПРОГНОЗ РЫНКА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РФ, 2021-2024 |
82 |
12. О РАЗРАБОТЧИКЕ |
84 |
Итого маркетинговое исследование содержит 84 страницы, 24 таблицы, 19 графиков и 26 диаграмм.
Список графиков
График 1. Динамика инфляции и ВВП России, %, 2003-2021 гг.
График 2. Объем розничных продаж электронной коммерции в мире, 2014 - 2020 гг., млрд. долл.
График 3. Количество людей, совершающих покупки в интернете в мире, 2014 - 2020 гг., млрд. чел.
График 4. Динамика выручки Amazon и Alibaba Group, 2014 - 2019 гг., млрд. долл.
График 5. Динамика чистой прибыли Amazon и Alibaba Group, 2014 - 2019 гг., млн. долл.
График 6. Динамика рынка интернет-торговли в РФ в 2014 - 2020 гг., млрд. руб.
График 7. Динамика внутреннего и внешнего рынка интернет-торговли в РФ, 2014 – 2020 гг., млрд. руб.
График 8. Динамика розничных онлайн-продаж в РФ по месяцам, 1 полугодие 2020 гг., млн. руб.
График 9. Динамика рынка трансграничной интернет-торговли в РФ в 2014 - 2020 гг., млрд. руб.
График 10. В каких интернет-магазинах россияне делали покупки в 2019 г., %.
График 11. Доля онлайн-продаж в общем объеме розничной торговли в РФ в 2015 – 1 полугодие 2020 гг., %.
График 12. Динамика онлайн-рынка одежды и обуви в РФ, 2015 - 2019 гг., млрд. руб.
График 13. Динамика онлайн-рынка электроники и техники в РФ, 2015 - 2019 гг., млрд. руб.
График 14. Динамика онлайн-рынка товаров для дома в РФ, 2015 - 2019 гг., млрд. руб.
График 15. Динамика доли населения, пользующегося сетью Интернет в РФ, 2014 - 2019 гг., %.
График 16. Динамика доли населения, использовавшего сеть Интернет для заказа товаров и услуг в РФ, 2014 - 2019 гг., %.
График 17. Динамика объема интернет-торговли в РФ на душу населения, 2014 - 2020 гг., руб.
График 18. Динамика доли онлайн-продаж через смартфон и компьютер в РФ, 2014 - 2019 гг.
График 19. Прогноз рынка интернет-торговли в РФ в 2021 - 2024 гг., млрд. руб.
Список диаграмм
Диаграмма 1. Самые популярные маркетинговые каналы интернет-торговли в мире, 2020 г., %.
Диаграмма 2. Прирост вложений в маркетинговые каналы продвижения интернет-торговли в мире, 2020г., %.
Диаграмма 3. Объем рынка интернет-торговли по странам лидерам, 2019 г., млрд. долл.
Диаграмма 4. Доля рынка интернет-торговли в общем объеме розничных продаж по странам лидерам , 2019 г., %.
Диаграмма 5. Индекс электронной коммерции B2C ЮНКТАД по странам лидерам интернет-торговли, 2019 г.
Диаграмма 6. Объем трансграничной интернет-торговли, 2019 г., млрд. долл.
Диаграмма 7. Доля трансграничной интернет-торговли в розничном товарообороте, 2019 г., %.
Диаграмма 8. Структура онлайн-экспорта из РФ по странам, 2019 г., %.
Диаграмма 9. Структура количества онлайн-посылок из РФ по источнику заказа, %.
Диаграмма 10. Структура рынка внутренней интернет-торговли по федеральным округам РФ, 1 полугод. 2020 г., %.
Диаграмма 11. Структура рынка трансграничной интернет-торговли по федеральным округам РФ, 1 полугод. 2020 г., %.
Диаграмма 12. Структура рынка внутренней интернет-торговли по регионам РФ, 1 полугод. 2020 г., %.
Диаграмма 13. Структура рынка трансграничной интернет-торговли по регионам РФ, 1 полуг. 2020 г., %.
Диаграмма 14. Структура онлайн-рынка потребительской электроники в РФ, 2019, %.
Диаграмма 15. Структура внутренних интернет-продаж по категориям товаров, 1 полуг. 2020 г., %.
Диаграмма 16. Структура трансграничной онлайн-торговли в РФ по категориям товаров, 1 полуг. 2020 г., %.
Диаграмма 17. Структура онлайн-заказов в РФ по каналам доставки, 2019, %.
Диаграмма 18. Структура количества доставок из интернет-магазинов в РФ, 2019, %.
Диаграмма 19. Структура числа домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет в РФ, 2019, %.
Диаграмма 20. Причины отказа клиентов онлайн-магазинов от оплаты корзины покупок.
Диаграмма 21. Причины выбора покупки товаров онлайн в РФ, % опрошенных.
Диаграмма 22. Причины отказа от покупки товаров онлайн в РФ, % опрошенных.
Диаграмма 23. Объем интернет-торговли на душу населения по странам, 2019 г., долл.
Диаграмма 24. Популярные способы оплаты онлайн-заказов, 2020 г.
Диаграмма 25. Привычки и тренды в питании россиян 2020 г.
Диаграмма 26. Решающие факторы при выборе потребителями онлайн-магазина в РФ.
Итого маркетинговое исследование содержит 84 страницы, 24 таблицы, 19 графиков и 26 диаграмм.
Таблица 1. Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2021-2023 гг.
Таблица 2. Макропрогноз ЦБ на 2020 – 2022 гг.
Таблица 3. Факторы выбора покупки в иностранных онлайн-магазинах для россиян.
Таблица 4. Структура интернет-продаж по категориям товаров, млрд. руб., 2015 – 2019 гг.
Таблица 5. Внутренние интернет-продажи по категориям товаров по месяцам , 1 полуг. 2020 г., млн. руб.
Таблица 6. Количество доставленных онлайн-заказов по каналам поставок в РФ, 2016 – 2019 гг., млн. шт.
Таблица 7. Доля населения, пользующегося сетью Интернет в РФ по возрасту пользователей, 2014 – 2020 гг., %.
Таблица 8. Доля населения, пользующегося сетью Интернет в РФ в городской и сельской местности, 2014 – 2020 гг., %.
Таблица 9. Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказа товаров и услуг в РФ по регионам, 2014 – 2019 гг., %.
Таблица 10. Средние чеки на внутреннем онлайн-рынке в РФ по товарным категориям, 2018 - 1 полуг. 2020 г., руб.
Таблица 11. Средние чеки на трансграничном онлайн-рынке в РФ по товарным категориям, 1 полуг. 2020 г., руб.
Таблица 12. Привычки россиян, выработанные в период пандемии COVID-19, виды деятельности, которыми опрошенные планируют продолжить заниматься.
Таблица 13. Частота использования ставших популярными в период пандемии специализированных мобильных приложений в РФ.
Таблица 14. Рейтинг ТОП-30 крупнейших интернет-магазинов России, 2019 г.
Таблица 15. Рейтинг ТОП крупнейших интернет-магазинов одежды, обуви и аксессуаров в России, 2019 г.
Таблица 16. Рейтинг ТОП крупнейших магазинов электроники и техники в России, 2019 г.
Таблица 17. Рейтинг ТОП крупнейших универсальных магазинов (маркетплейсов) в России, 2019 г.
Таблица 18. ТОП организаций по виду деятельности «Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет» в РФ по объему выручки, 2019 г., млн. руб.
Таблица 19. Динамика выручки и чистой прибыли ООО «Вайлдберриз», 2014 – 2019 гг., млн. руб.
Таблица 20. Динамика выручки и чистой прибыли ООО «Ситилинк», 2014 – 2019 гг., млн. руб.
Таблица 21. Динамика выручки и чистой прибыли ООО «Интернет Решения», 2014 – 2019 гг., млн. руб.
Таблица 22. Динамика выручки и чистой прибыли ООО «МВМ», 2014 – 2019 гг., млн. руб.
Таблица 23. Динамика выручки и чистой прибыли ООО «ДНС Ритейл», 2014 – 2019 гг., млн. руб.
Таблица 24. Динамика выручки и чистой прибыли ООО «Купишуз», 2014 – 2019 гг., млн. руб.
Итого маркетинговое исследование содержит 84 страницы, 24 таблицы, 19 графиков и 26 диаграмм.
Российский рынок посудомоечных машин продолжает демонстрировать положительную динамику развития.