Методы исследования:
1. анализ материалов из открытых источников;
2. сбор и анализ вторичной информации о рынке;
3. изучение финансово-хозяйственной деятельности участников рынка;
4. кабинетная работа специалистов.
Источники данных:
1. USDA (Министерство сельского хозяйства США);
2. Росстат;
3. Центробанк РФ;
4. Федеральная таможенная служба;
5. Министерство сельского хозяйства РФ;
6. ФГБНУ «Россельхозцентр»;
7. Центр отраслевой экспертизы РСХБ;
8. ФГБНУ «Росинформагротех»;
9. Плодоовощной союз;
10. Минсельхоз США (USDA).
КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Садоводство является важнейшей подотраслью агропромышленного комплекса, его продукция в значительной степени определяет физиологические основы здоровья населения Российской Федерации. Фрукты и ягоды – незаменимые источники витаминов, минеральных и других полезных веществ, которые необходимы для здорового и полноценного питания наряду с мясом, молоком, картофелем, овощами и другими продуктами.
Российский рынок фруктов характеризуется устойчивой тенденцией к росту. Темпы увеличения объема рынка составляют около ***% в год. Емкость российского рынка фруктов составляет около *** млн. тонн. По оценкам одного из лидеров рынка, компании JFC, объем российского фруктового рынка составляет *** млрд. долларов США в год.
За последние три-пять лет доля фруктов в продуктовой корзине россиян существенно возросла. В России потребление фруктов характеризуется тенденцией к росту, в отличие от большинства стран Западной Европы, где наблюдается спад потребления фруктов, при этом о насыщении российского рынка говорить рано.
Личное потребление составило около *** млн. тонн или *** кг на душу населения. По потреблению свежих фруктов наша страна значительно уступает развитым странам: в Италии потребление составляет *** кг, в Нидерландах – *** кг, в Австрии – *** кг, в Великобритании – *** кг, в США – *** кг на человека в год.
Самым популярным фруктом по оценкам экспертов в России являются яблоки, на их долю приходится порядка ***-***% от общего объема потребления.
Закладка плодовых и ягодных насаждений в последние годы показывает позитивную динамику. По предварительным данным Минсельхоза, в 2020 году закладка плодово-ягодных насаждений в 2020 году составит *** тыс. га.
За период с 2020 – 2025 гг. планируется осуществить закладку плодовых и ягодных насаждений на площади не менее *** тыс. га.
По данным Росстата, валовой сбор плодово-ягодных культур в 2019 году составил *** млн. тонн, что на ***% больше показателя 2018 года.
В структуре валовых сборов первое место по объемам занимают семечковые культуры, на их долю приходится ***% от всей собранной в 2019 году плодово-ягодной продукции, без учета валовых сборов с виноградников.
Производство яблок занимает лидирующее место в структуре плодоводческой отрасли России.
По данным Росстата, в 2019 году площади под семечковыми культурами (яблоня, груша, айва и др.) увеличились на ***% и составили – *** тыс. га.
По данным Росстата, валовой сбор семечковых культур в хозяйствах всех категорий в 2019 году составил *** млн. тонн.
За последние пять лет производство семечковых увеличилось на ***%.
Рост товарного производства яблок за последние годы связан, прежде всего, с развитием интенсивного садоводства.
В структуре валовых сборов первое место по категориям хозяйств занимают личные хозяйства, на их долю приходится ***% от всех сборов семечковых в 2019 году или *** млн. тонн. На втором месте по валовым сборам находятся сельхозпредприятия с долей ***%.
В 2019 году урожайность семечковых в хозяйствах всех категорий выросла на ***% к показателю 2018 года и составила *** ц/га. За последние пять лет урожайность семечковых культур выросла на ***%.
Самая высокая урожайность была в крестьянско-фермерских хозяйствах – *** ц/га.
В России показатели урожайности яблок значительно ниже чем у мировых лидеров по производству яблок. Закладка интенсивных садов началась относительно недавно, но уже сейчас урожайность показывает хорошие результаты.
Итого маркетинговое исследование содержит 66 страниц, 32 таблицы, 17 графиков и 9 диаграмм.
1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА |
4
|
1.1. Основные выводы исследования |
4
|
1.2. Методы и источники исследования |
6
|
2. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ |
7
|
3. МАРКЕТИНГОВЫЙ ОБЗОР РЫНКА |
10
|
3.1. Ключевые макроэкономические показатели |
10
|
3.2. Анализ рынка плодово-ягодной продукции в РФ |
13
|
3.2.1. Текущее состояние отрасли садоводства |
14
|
3.2.2. Площади плодово-ягодных насаждений |
18
|
3.2.3. Валовые сборы плодово-ягодных насаждений |
20
|
3.2.4. Урожайность плодово-ягодных насаждений |
21
|
3.2.5. Потребление фруктов и ягод в России |
23
|
3.2.6. Крупнейшие сельхозпредприятия по производству плодов и ягод в России |
29
|
3.3. Анализ рынка семечковых плодов в РФ |
29
|
3.3.1. Площади семечковых культур |
31
|
3.3.2. Валовые сборы семечковых культур |
34
|
3.3.3. Урожайность семечковых культур |
36
|
3.4. Импорт яблок |
36
|
3.4.1. Динамика импорта яблок в РФ в стоимостном и натуральном выражении |
36
|
3.4.2. Страны-импортеры яблок в РФ |
37
|
3.5. Экспорт яблок из РФ |
40
|
3.5.1. Динамика экспорта яблок в РФ в стоимостном и натуральном выражении |
40
|
3.5.2. Направления экспорта яблок по странам |
41
|
3.6. Цены реализации яблок |
43
|
3.6.1. Цены сельхозпроизводителей на яблоки |
43
|
3.6.2. Ценообразование на яблоки |
45
|
3.6.3. Потребление и розничные цены на яблоки |
46
|
3.7. Хранение и переработка плодовой продукции в РФ |
52
|
3.8. Рынок посадочного материала |
53
|
3.9. Проекты по закладке садов в южных регионах России |
58
|
3.10. Прогноз и перспективы развития |
62
|
4. О РАЗРАБОТЧИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ |
66
|
Маркетинговое исследование содержит 66 страниц, 32 таблицы, 17 графиков и 9 диаграмм.
Список графиков
График 1. Динамика инфляции и ВВП России, 2003-2022 (прогноз), %.
График 2. Площади плодово-ягодных насаждений в РФ, 2014-2019, тыс. га.
График 3. Закладка плодовых и ягодных насаждений в РФ, 2017-2025, тыс. га.
График 4. Динамика валового сбора с плодово-ягодных насаждений, РФ, 2013-2019, тыс. тонн.
График 5. Динамика урожайности плодово-ягодных культур и виноградников в РФ, 2014 - 2019, ц/га.
График 6. Площади плодово-ягодных насаждений в РФ, 2014-2019, тыс. га.
График 7. Динамика валовых сборов семечковых (яблоня, груша, айва и др.), РФ, 2014-2019, тыс. центнеров.
График 8. Динамика валовых сборов семечковых, в том числе яблок, в промышленном секторе, РФ, 2014-2019, тыс. центнеров.
График 9. Динамика урожайности плодово-ягодных культур и виноградников в РФ, 2014 - 2019, ц/га.
График 10. Динамика импорта яблок в РФ в стоимостном и натуральном выражении, 2016 - август 2020 гг.
График 11. Динамика экспорта яблок из РФ в стоимостном и натуральном выражении, 2016 - август 2020 гг.
График 12. Влияние сезонности на уровень цен сельхозпроизводителей яблок, 2017 - сентябрь 2020 гг., руб./тонна.
График 13. Динамика средних цен сельхозпроизводителей на семечковые плоды в РФ, 2013 - сентябрь 2020 гг., руб./тонна.
График 14. Динамика средних потребительских цен на яблоки в РФ, 2016 - октябрь 2020 гг., руб./кг.
График 15. Прогноз совокупного предложения на рынке яблок до 2025 года.
График 16. Баланс рынка товарных яблок в РФ с прогнозом до 2024 г., тыс. тонн.
График 17. Прогнозируемая динамика и структура рынка до 2025 года.
Список диаграмм
Диаграмма 1. Распределение площадей под плодово-ягодными насаждениями по ФО, 2019, %.
Диаграмма 2. Структура площадей под многолетними плодово-ягодными насаждениями в РФ, 2019, %.
Диаграмма 3. Структура валовых сборов плодово-ягодных культур и виноградников, РФ, 2019, %.
Диаграмма 4. Структура продаж свежих фруктов, РФ, 2019, тыс. тонн.
Диаграмма 5. Распределение площадей под семечковыми культурами по регионам РФ, 2019, %.
Диаграмма 6. Структура валовых сборов по категориям хозяйств, РФ, 2019, %.
Диаграмма 7. Структура цены на яблоки, %.
Диаграмма 8. Распределение питомников по федеральным округам РФ.
Диаграмма 9. Структура рынка посадочного материала по потребителям, %.
Итого маркетинговое исследование содержит 66 страниц, 32 таблицы, 17 графиков и 9 диаграмм.
Список таблиц
Таблица 1. Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2021-2023 годы*.
Таблица 2. Макропрогноз ЦБ на 2020 – 2022 гг.
Таблица 3. Площади плодово-ягодных насаждений по регионам РФ, 2014-2019, тыс. га.
Таблица 4. Лидеры по закладке плодово-ягодных насаждений в 2019 году.
Таблица 5. Валовые сборы плодово-ягодных культур, РФ, 2013-2019, тыс. тонн.
Таблица 6. Валовой сбор плодово-ягодных культур по регионам РФ, 2014-2019, тыс. ц.
Таблица 7. Урожайность плодово-ягодных культур и виноградников в РФ, 2014 - 2019, ц/га.
Таблица 8. Баланс ресурсов и использования фруктов и ягод по Российской Федерации, 2014-2019, тыс. тонн.
Таблица 9. Потребление фруктов и ягод в России на душу населения, 2013-2019, кг.
Таблица 10. ТОП-10 сельхозпредприятий по валовым сборам плодово-ягодной продукции в РФ.
Таблица 11. Отчет о финансовых результатах АО «Сад-Гигант» за 2018, 2019 г.
Таблица 12. Отчет о финансовых результатах ООО "НПГ "САДЫ ПРИДОНЬЯ" за 2018, 2019 г.
Таблица 13. Площади под семечковыми культурами, РФ СКФО,2014-2019, тыс. га.
Таблица 14. Валовой сбор семечковых культур по регионам РФ в промышленном секторе, 2014-2019, тыс. ц.
Таблица 15. Урожайность семечковых культур по категориям хозяйств в регионах РФ, 2014-2019 гг., ц / га.
Таблица 16. Импорт яблок в РФ в стоимостном и натуральном выражении, 2016-август 2020 гг., долл. и тонн.
Таблица 17. Сезонность импорта свежих яблок, 2016-2020 гг.
Таблица 18. Динамика средних цен импорта свежих яблок.
Таблица 19. Импорт яблок в РФ по странам в 2019 году.
Таблица 20. Товарная структура импорта яблок.
Таблица 21. Поставка импортных яблок в регионы РФ в 2019 году.
Таблица 22. Экспорт яблок в РФ в стоимостном и натуральном выражении, 2016-август 2020 гг.
Таблица 23. Динамика средних цен на экспортируемые из России яблоки, 2016 – август 2020 гг.
Таблица 24. Основные направления экспорт яблока из России в 2019 году.
Таблица 25. Экспорт яблок из регионов России в 2019 году.
Таблица 26. Средние цены сельхозпроизводителей на семечковые плоды по регионам РФ, 2017 – сентябрь 2020 гг.
Таблица 27. Изменение потребительских цен на яблоки, 2018 – октябрь 2020 гг., руб./кг.
Таблица 28. Розничные цены на яблоки по регионам РФ, 2016-октябрь 2020, руб./кг.
Таблица 29. Введено мощностей по плодохранилищам, тыс. тонн единовременного хранения.
Таблица 30. Питомники растений в РФ на начало 2019 года.
Таблица 31. Потребность в посадочном материале и площади питомников для реализации госпрограммы на 2019-2020 годы.
Таблица 32. Типы садов.
Итого маркетинговое исследование содержит 66 страниц, 32 таблицы, 17 графиков и 9 диаграмм.
– Как Вы можете охарактеризовать результаты работы компании за 2020 год? Все ли поставленные цели достигнуты? Какие факторы препятствовали развитию бизнеса, а какие, напротив, сыграли положительную роль?
Около половины опрошенных отметили, что приступили к выполнению ремонта так, как это было запланировано. При этом около 20% респондентов так или иначе столкнулись с негативным влиянием пандемии COVID-19. Так, 18% отложили ремонт / строительство, а 3% отказались от подобной идеи, хотя имели планы ранее. При этом для 12% респондентов эпидемия коронавируса наоборот стала стимулом к началу ремонтных работ. Тем не менее, если привести доли людей, испытавших какое-либо влияние эпидемии COVID-19, к 100%, то все-таки очевидно преобладание негативного эффекта от пандемии.
Согласно результатам социологического опроса, проведенного в рамках подготовки обзора «Российский рынок интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами 2020», с ноября 2019 года достаточно сильно возросла популярность покупки повседневной обуви в интернете. Так, среди наиболее быстрорастущих по популярности категорий fashion-товаров – кроссовки и летняя обувь. Для них показатель вырос соответственно на 7,1 и 5,1 процентных пункта за год. Также увеличилось число покупок топов и футболок, спортивной формы и толстовок, для которых рост составил 4,8, 3,5 и 3 процентных пункта. В то же время некоторые категории товаров потеряли покупателей. Например, меньше россиян стали покупать в интернете повседневные платья, сумки и рюкзаки, бижутерию.