По итогам 2019 г. объем сделок по покупке офисных помещений составил 197 тыс. м², что сократило объем свободного предложения за прошедший год на 40%. Наибольшим спросом у покупателей в этом году пользовались крупные офисные блоки, а средний размер сделки продажи в 2019 г. составил 4 927 м². Компании, ввиду ограниченного предложения, активно рассматривают покупку еще на стадии проекта офисного здания или его строительства. Крупнейшей сделкой 2019 г. в сегменте продажи является подписание договора (built-to-suit) на строительство офисного здания для компании «Райффайзенбанк» в «Нагатино i-Land».
В период с 2010 по 2020 гг. доходы государства с одного условного россиянина медленно, но снижаются. Основная причина - санкции и влияние пандемии COVID-19.
По расчетам ЭКЦ "Инвест-Проект", средняя рентабельность условного россиянина за 2010-2020 гг. составила 186,2%:
2010 г. - 178,7%
2011 г. - 201,5%
2012 г. - 194,1%
2013 г. - 189,2%
2014 г. - 186,8%
2015 г. - 179,8%
2016 г. - 178,4%
2017 г. - 184,3%
2018 г. - 202,2%
2019 г. - 194,4%
2020 г. (прогноз) - 176,2%.
Для расчетов мы взяли консолидированные расходы бюджета всех уровней (федерального, регионального и местного) за каждый год и поделили на годовой ВВП на душу населения. Условный россиянин - рентабелен.
Но как видно из графика выше, за 10 лет рост рентабельности в годовом исчислении случался всего 3 раза - в 2011, 2017 и 2018-м гг. При этом любопытно отметить, что условный россиянин выдал наибольшую рентабельность в 2018 году (202,2%), что как раз совпало с повышением НДС. Самый низкий уровень рентабельности за это десятилетие ожидается по итогам 2020 года - 176,2%.
Государство зарабатывает на условном россиянине почти в 2 раза больше, чем тратит на его содержание. И, таким образом, сегодня россияне - это вторая нефть.
Таким образом, доходность с одного условного россиянина можно назвать одним из ключевых таргетов эффективности социально-экономического развития.
Ситуация с пандемией COVID-19 отразилась на всех отраслях экономики, не обойдя стороной и строительную сферу. Введенные ограничения практически парализовали деятельность компаний, многие из которых оказались на грани банкротства. Были нарушены производственные цепочки между странами, снизился спрос на строительную продукцию.
ГидМаркет проведена оценка объема потребления ЖХК Москвы и Московской области на душу населения. Расчет выполнен как отношение объема регионального рынка ЖКХ к количеству населения Москвы и Московской области.