21 000 ₽
Типовой бизнес-план Многопрофильного медицинского центра с дневным стационаром
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
21 000 ₽
Демоверсия
SYNOPSIS consulting&research

Типовой бизнес-план Многопрофильного медицинского центра с дневным стационаром

Дата выпуска: 9 декабря 2019
Количество страниц: 175
Срок предоставления работы: 3 дня
Excel
ID: 64070
21 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание
Описание

 

В бизнес-плане представлен проект Многопрофильного медицинского центра с дневным стационаром на 5 коек (сокр. Медицинский центр).

Проект разработан для городов с населением 50 тыс. человек и более в низком ценовом сегменте и с минимальными вложениями (как в оборудование, так и в единовременные затраты). Общая площадь Медицинского центра составляет 650 кв.м.

В проекте предусмотрены медицинские кабинеты и вспомогательные помещения:
1. Регистратура
2. Кабинет Терапевта
3. Кабинет Невролога
4. Кабинет Кардиолога
5. Кабинет Гинеколога
6. Кабинет Уролога
7. Кабинет психолога и/или диетолога
8. Кабинет лечебного массажа
9. Кабинет лечебной физкультуры
10. Процедурный кабинет
11. Кабинет УЗИ и функциональной диагностики
12. Дневной стационар на 5 коек
13. Вспомогательные и административные помещения

В проекте приведена подробная покабинетная спецификация, подробная Маркетинговая стратегия для быстрого завоевания доли рынка, полное маркетинговое исследование медицинского рынка в России.

Основная задача Многопрофильного медицинского центра, представленного в бизнес-плане, это оказание поликлинической и стационарной (в условиях дневного стационара) помощи населению по следующим медицинским услугам:

1. Терапия общего профиля
2. Неврология
3. Кардиология
4. Гинекология
5. Урология
6. Услуги психолога и/или диетолога
7. Услуги лечебно-физкультурного кабинета
8. Услуги процедурного кабинета (медикаментозные вливания и забор анализов для дальнейшей отправки в лабораторию)
9. УЗИ и функциональная диагностика
10. Врачебный прием на дому у пациента
11. Сестринская медицинская помощь на дому у пациента
12. Услуги дневного стационара терапевтического профиля.

Такой перечень услуг обусловлен их популярность и гарантированной востребованностью среди платежеспособного населения.

В бизнес-плане приняты услуги в виде «пакетов» (средних чеков), то есть набор услуг входит в один пакет, который приходится на 1 единицу продаж (оборудования/кабинета/койки/услуги). Услуги по одному пакету рассчитываются в зависимости от времени оказания медицинской услуги и времени пребывания на стационарной койке.

В проекте предусмотрено достаточное количество штатного персонала и расходы на оплату труда выше среднего по рынку.

Всего инвестиции в организацию в Медицинского центра составят 30 млн. руб. (10 млн. руб. вложения инвестора/инициатора проекта и 20 млн. руб. заемные средства). Сумма инвестиций включает расходы на ремонт помещения, приобретение медицинского оборудования и других основных средств, единовременные затраты на организацию проекта, покрытие первичных кассовых разрывов.

Проект Многопрофильного медицинского центра характеризуется рядом финансовых и коммерческих рисков. Проведенный анализ рисков и их возможного влияния на показатели эффективности проекта свидетельствует о том, что эти риски невелики, а их влияние на показатели проекта носит незначительный характер. Проект является устойчивым по отношению к возможному изменению значений его основных параметров. Значения показателей проекта свидетельствуют о его высокой эффективности. Рентабельность текущей деятельности высока. Финансовые показатели характеризуют проект как высокодоходный с умеренным уровнем риска и малым сроком окупаемости. Бизнес-план выполнен в соответствии с рекомендациями UNIDO и может быть представлен в российские и зарубежные банки.

Типовой бизнес-план не является окончательным вариантом руководства к действию, а показывает лишь потенциальную возможность развития бизнес-идеи. Поэтому при реализации настоящего проекта возможны изменения, как плана продаж, так и ассортимента предоставляемых услуг. Все расчеты проекта выполнены в MS Excel, что позволяет легко и быстро изменять любые параметры проекта.

 

Развернуть
Содержание

Содержание 3
Термины и сокращения, принятые в документе    13
1.Резюме проекта    15
О проекте    15
Таблица 1.1. Основные параметры проекта    19
Факторы, влияющие на развитие рынка платной медицины в России    22
Основные параметры медицинского рынка в России    23
2. Концепция    28
Схема 1. Организационная структура Многопрофильного медицинского центра с дневным стационаром на 5 коек    29
Услуги и цены    30
Таблица 2.1. Цены на услуги    31
Помещения и площадь    32
Таблица 2.2.Площадь, кв.м.    32
Таблица 2.3. Структурные подразделения Поликлинического отделения, кв.м.    33
Таблица 2.4. Структурные подразделения Дневного стационара, кв.м.    34
Мощность и выручка    35
Таблица 2.5. Объем продаж по каждому виду услуг (число услуг, выручка)    36
Постоянные расходы    38
Таблица 2.6. Структура постоянных расходов в проекте, тыс. руб. в год    38
Таблица 2.7. Постоянные расходы, связанные с оказанием услуг, тыс. руб. в год.    39
Таблица 2.8. Постоянные административные издержки, тыс. руб. в год    40
Капитальные затраты и единовременные расходы на организацию проекта    42
Таблица 2.9. Капитальные затраты проекта (приобретение основных средств), тыс. руб.    43
Таблица 2.10. Единовременные некапитальные затраты на организацию проекта, тыс. руб.    46
Организация проекта    47
Таблица 2.11. Календарный план организации проекта    48
Лицензирование    49
Пути дальнейшего развития    53
3. Рынок проекта    54
Базовые показатели российской экономики    54
Таблица 3.1. Валовой внутренний продукт (ВВП) в РФ. 2014-2018гг. Прогноз до 2021г. Изменение к предыдущему периоду, %.    55
Таблица 3.2. Динамика стоимости нефти марки Brent. 2014-2018гг. Прогноз до 2021г.    56
Таблица 3.3. Инфляция в РФ. 2014-2018гг. Прогноз до 2021г.    57
Таблица 3.4. Ключевая ставка Центрального банка в РФ. 2014-2018гг. Прогноз до 2021г.    57
Таблица 3.5. Изменение курса доллара США и евро к российскому рублю. 2014-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021 г    58
Потребители медицинских услуг в России    59
Таблица 3.6. Численность населения России, млн. человек. 2008г. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %.    60
Диаграмма 3.1. Динамика изменения численности  населения России за десятилетний период, млн. человек. 2008-2018гг. Прогноз до 2021г.    61
Таблица 3.7. Структура изменения населения РФ (естественный прирост/международная миграция), тыс. чел. 2014-2018гг.    62
Таблица 3.8. Распределение населения РФ по возрастным категориям, млн. чел. 2013-2018гг.    63
Диаграмм 3.2. Структура распределения возрастных категорий в РФ, %. 2013-2018гг.    64
Таблица 3.9. Основные социально-экономические показатели в Федеральных округах РФ: численность занятых в экономике, доходы на душу населения, ВРП. 2017г.    66
Таблица 3.10. Численность населения в Федеральных округах, млн. чел., 2013-2018г.    67
Таблица 3.11. Города России с население свыше 1 млн. чел. 2014-2018г.    68
Таблица 3.12. Динамика средней номинальной заработной платы в России, руб. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    69
Таблица 3.13. Динамика изменения доходов на душу населения в России, руб. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    70
Таблица 3.14. Доходы на душу населения в Федеральных округах РФ, руб. в мес. 2014-2018гг.    71
Таблица 3.15. Динамика изменения расходов домашних хозяйств на платные медицинские услуги, руб. 2008г. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    72
Таблица 3.16. Заболеваемость в РФ. Число диагнозов, установленных впервые в жизни в РФ за отчетный год, тыс. чел 2013-2017гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    73
Таблица 3.17. Общая заболеваемость в РФ (число пациентов состоящих на учете и число диагнозов, установленных впервые в жизни), тыс. ед. 2013-2017гг. Прогноз до 2021г.    75
Таблица 3.18. Заболеваемость по основным классам в РФ (вкл. диагнозы, установленные впервые в жизни), тыс. ед. 2013-2017гг.    76
Диаграмма 3.3. Структура распределения заболеваемости в РФ по основным классам (вкл. диагнозы, установленные впервые в жизни), %. 2013-2017гг.    78
Таблица 3.19. Распределение общей заболеваемости (вкл. диагнозы, установленные впервые в жизни), по Федеральным округам РФ, ед. 2013-2017гг.    79
Диаграмма 3.4. Структура распределения общей заболеваемости (вкл. диагнозы, установленные впервые в жизни), по Федеральным округам РФ, %. 2013-2017гг.    80
Медицинские учреждения в Российской Федерации    81
Таблица 3.20. Общее число Амбулаторно-поликлинических учреждений в РФ, ед. 2008г. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %.  Прогноз до 2021г.    82
Таблица 3.21. Распределение Амбулаторно-поликлинических учреждений  по формам собственности в РФ, ед. 2008г. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %.    83
Диаграмма 3.5. Структура распределения Амбулаторно-поликлинических учреждений по формам собственности в РФ, %. 2013-2018 гг.    84
Таблица 3.22. Распределение Амбулаторно-поликлинических учреждений  по Федеральным округам, ед. 2013-2018гг.    85
Диаграмма 3.6. Структура распределения Амбулаторно-поликлинических учреждений по Федеральным округам, %. 2013-2018 гг.    86
Таблица 3.23. Мощность (число посещений в смену) Амбулаторно-поликлинических учреждений (всех форм собственности) в РФ тыс. ед. 2008г. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    87
Таблица 3.24. Распределение мощности (число посещений в смену) Амбулаторно-поликлинических учреждений (всех форм собственности) в РФ по Федеральным округам, тыс. ед. 2013-2018гг.    88
Диаграмма 3.7. Структура распределения числа посещений в смену Амбулаторно-поликлинических учреждений в РФ по Федеральным округам, %. 2013-2018гг.    89
Таблица 3.25. Число женских консультаций и детских поликлиник в РФ, тыс. ед. 2013-2017гг. Темп изменения к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    90
Таблица 3.26. Дневные стационары в системе Министерства здравоохранения РФ, ед. 2008г. 2013-2018гг. Изменения к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    91
Таблица 3.27. Распределение дневных стационаров (в системе Министерства здравоохранения РФ) по Федеральным округам, ед. 2013-2018гг.    92
Диаграмма 3.8. Динамика распределения дневных стационаров (в системе Министерства здравоохранения РФ) по Федеральным округам, %. 2013-2018гг    93
Таблица 3.28. Койки в дневных стационарах всех форм собственности в РФ, ед. 2014-2018гг.    94
Таблица 3.29. Число коек в дневных стационарах в системе Министерства здравоохранения РФ, ед. Среднее число коек, приходящееся на один дневной стационар, ед. 2008г. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду,%. Прогноз до 2021г.    95
Таблица 3.30. Распределение коек в дневных стационарах (в системе Министерства здравоохранения РФ) по Федеральным округам, ед. 2013-2018гг.    96
Диаграмма 3.9. Динамика распределения коек в дневных стационарах (в системе Министерства здравоохранения РФ) по Федеральным округам, %. 2013-2018гг.    97
Таблица 3.31. Число пациентов, пролеченных в дневных стационарах (в системе Министерства здравоохранения РФ), ед. 2008г. 2013-2018гг.    98
Таблица 3.32. Средняя длительность пребывания пациента в дневных стационарах в системе Министерства здравоохранения РФ, ед. 2006-2016гг. Изменение к предыдущему периоду,%    99
Медицинские кадры в Российской Федерации    100
Таблица 3.33. Среднегодовая численность занятых в сфере здравоохранения, тыс. чел. 2013-2018гг. Прогноз до 2021г. Доля работников здравоохранения в общей структуре занятых в экономике РФ, %    101
Диаграмма 3.10 Структура распределения врачей, среднего медицинского персонала, прочих работников здравоохранения в РФ, % 2013-2018гг.    102
Таблица 3.34. Распределение работников здравоохранения по формам собственности медицинских учреждений, тыс. человек. 2013-2018. Изменение к предыдущему периоду, %.    103
Диаграмма 3.11. Структура распределения работников здравоохранения по формам собственности медицинских учреждений, %. 2013-2018гг.    104
Таблица 3.35. Общее число врачей всех специализаций в РФ (в медицинских учреждениях всех форм собственности), тыс. чел. Число врачей на 10 000 населения. 2008г. 2013-2018гг. Прогноз до 2021г.    106
Таблица 3.36. Численность врачей в РФ по отдельным специальностям, тыс. человек. 2008г. 2013-2018гг.    107
Диаграмма 3.12. Структура распределения врачей в РФ по отдельным специальностям, %. 2013-2018гг.    108
Таблица 3.37. Численность среднего медицинского персонала в РФ, тыс. чел. 2008г. 2013-2018гг. Число среднего медицинского персонала на 10 000 жителей. Изменение к предыдущему периоду,%. Прогноз до 2021г.    109
Таблица 3.38. Распределение среднего медицинского персонала по отдельным специальностям в РФ, тыс. чел. 2013-2018гг.    110
Диаграмма 3.13. Структура распределения среднего медицинского персонала по отдельным специальностям в РФ, %. 2013-2018гг.    111
Таблица 3.39. Заработная плата в сфере здравоохранения в РФ. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    112
Оборот денежных средств на медицинском рынке России    113
Таблица 3.40. Платный рынок медицинских услуг в РФ (коммерческая легальная медицина, ДМС, теневой рынок), млрд. руб. 2014-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    116
Диаграмма 3.14. Динамика изменения структуры платного медицинского рынка (коммерческой медицины, ДМС, теневого медицинского рынка), %. 2014-2018гг. Прогноз до  2021г.    117
Коммерческая легальная медицина    119
Таблица 3.41. Сегмент коммерческой легальной медицины в РФ: стоимостный объем, число приемов, средняя цена за прием. 2014-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    119
Таблица 3.42. Объем коммерческой легальной медицины приходящийся на душу населения РФ, руб. 2013-2018 гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    121
Таблица 3.43. Распределение объема коммерческой легальной медицины по Федеральным округам, млн. руб. 2013-2018 гг. Изменение к предыдущему году, %.    122
Диаграмма 3.15. Структура распределения коммерческой легальной медицины по Федеральным округам, %. 2013-2018 гг.    123
Таблица 3.44. Средние цены на отдельные виды медицинских услуг (первичный прием врача, УЗИ брюшной полости, общий анализ крови, физиотерапия, лечебный массаж) РФ, руб. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду по каждой категории, %. Прогноз до 2021г.    124
Добровольное медицинское страхование    125
Таблица 3.45. Взносы ДМС в РФ, млрд. руб. Число заключенных договоров по ДМС, тыс. ед. Стоимость одного договора ДМС, тыс. руб. 2014-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    127
Таблица 3.46. Распределение взносов ДМС по Федеральным округам РФ, млрд. руб. 2014-2018гг.    128
Диаграмма 3.16. Структура распределения взносов ДМС по Федеральным округам РФ, %. 2014-2018гг.    129
Таблица 3.47. Средняя цена за прием по ДМС. Число услуг (медицинских приемов ДМС) в РФ. 2014-2018гг.    130
Таблица 3.48. Выплаты ДМС в РФ,  2014-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %.    131
Обязательное медицинское страхование    132
Таблица 3.49. Программы государственных гарантий оказания медицинской помощи в РФ за счет ОМС и бюджетов разной подчиненности    133
Таблица 3.50. Поступление и расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, млрд. руб. 2014-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2020г.    136
Таблица 3.51. Поступление финансирования ОМС в страховые медицинские организации в РФ, млрд. руб. Распределение по Федеральным округам. 2014-2018гг.    137
Таблица 3.52. Государственные и частные медицинские организации, работающие в системе ОМС в РФ, ед. 2013-2018гг.    138
Диаграмма 3.17. Динамика доли частных медицинских организаций, работающих в системе ОМС, %. 2013-2018гг.    139
Диаграмма 3.18. Доли наиболее популярных медицинских услуг в ОМС, которые предлагают частные клиники, %.    140
Государственное финансирование здравоохранения    141
Таблица 3.53. Государственные расходы на здравоохранение в РФ, млрд. руб. 2013-2018гг. Доля расходов на здравоохранение от ВВП РФ, %. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    141
Инвестиции в медицинскую отрасль и основные фонды    142
Таблица 3.54. Инвестиции в основной капитал в сфере здравоохранения РФ, млрд. руб. 2014-2018гг. Прогноз до 2021г. Изменение к предыдущему периоду, %.    142
Таблица 3.55. Структура привлеченных инвестиций в здравоохранении РФ,%, 2012-2016гг.    143
Таблица 3.56. Основные фонды в здравоохранении РФ (наличие, ввод в действие, степень износа), млрд. руб., %.2014-2018гг. Прогноз до 2021г. Изменение к предыдущему периоду, %.    144
4. Маркетинговая стратегия    145
Таблица 4.1. Ежегодные маркетинговые расходы по годам проекта, тыс. руб.    147
SWOT анализ проекта    148
Схема. 2. Маркетинговая стратегия    150
Концепция продвижения    151
Перечень рекламных мероприятий    153
Основные способы продвижения медицинских услуг в Интернете    157
5.Персонал    163
Таблица 5.1. Штат Многопрофильного медицинского центра, связанный с оказанием услуг    165
Таблица 5.2. Штат административного персонала    168
Таблица 5.3. Персонал, задействованный в оказании услуг, основные обязанности и требования    169
Таблица 5.4. Административный персонал, основные обязанности и требования    170
Таблица 5.5. Расходы на персонал в проекте в месяц, в год, тыс. руб.    170
6. Операционный план    174
Прогноз продаж по годам проекта    174
Таблица 6.1. Объема продаж (количество услуг) и динамика выручки по годам проекта, тыс. руб.    174
Операционные расходы    175
Таблица 6.2. Постоянные расходы по годам проекта, тыс. руб.    175
Таблица 6.3. Суммарные расходы на оплату труда по годам проекта, тыс. руб.    176
Таблица 6.4. Остаточная стоимость основных средств по годам проекта, тыс. руб.    177
Таблица 6.5. Расходы на амортизацию основных средств по годам проекта, тыс. руб.    177
Таблица 6.6. Суммарные расходы на обслуживание кредита, тыс. руб.    178
7.Финансовый план    179
Таблица 7.1. Прогнозный отчет о прибылях и убытках по годам проекта, тыс. руб.    180
Таблица 7.2. Прогноз движения денежных средств по годам проекта, тыс. руб.    181
Таблица 7.3. Прогнозный баланс по годам проекта, тыс. руб.    182
Таблица 7.4. Ставки налогов, %.    183
Таблица 7.5. Налоговые платежи по годам проекта, тыс. руб.    183
8.Показатели эффективности проекта    184
Таблица 8.1. Оценка стоимости проекта, тыс. руб.    186
Таблица 8.2. Рентабельность в проекте, %    187
Таблица 8.3. Финансовые показатели, тыс. руб., %    187
Таблица 8.4. Выплата дивидендов по проекту по годам проекта, тыс. руб.    189
9. Оценка рисков и пути их сокращения    190
Таблица 9.1. Зависимость NPV проекта от отклонения основных параметров на 5, 10,15 %%, тыс. руб.    192
10. О консалтинговой компании SYNOPSIS    194
11.Приложения    198
Приложение 1. Классификация направлений деятельности в медицине    198
Приложение 2. Информационные ресурсы    201
Приложение 3 SYNOPSIS Концепция Медицинского центра с дневным стационаром.xlsx    202
Приложение 4. SYNOPSIS_Шаблон_плана_расходов_на_продвижение_услуг_медицинского_учреждения.xlsx    202
Приложение 5. Приказ_Минздрава РФ_от_15_ноября_2012_г._№_923н.pdf    202
Приложение 6. Численность населения в субъектах РФ, тыс. чел. 2013-2018гг. Изменение последнего года к предыдущему, %.    203
Приложение 7. Города России с численностью населения 100 тыс. и более чел. 2015-2018гг. Изменение последнего года к предыдущему, %.    207
Приложение 8. Объем платных медицинских услуг в Федеральных округах и субъектах Российской Федерации, млн. руб.. 2014-2018г. Изменение последнего года к предыдущему, %.    215
Приложение 9. Взносы (премии) добровольного медицинского страхования в субъектах РФ, тыс. руб. 2014-2018гг. Изменение за последний год, %.    220
Приложение 10. Оплата услуг в рамках ОМС медицинским учреждениям в субъектах РФ, тыс. руб. 2013-2018гг.    223
Приложение 11. Среднедушевые денежные доходы населения в Федеральных округах и субъектах РФ, руб. месяц. 2014-2018гг. Изменение последнего года к предыдущему, %    225
Приложение 12. Распределение заболеваемости (вкл. диагнозы, установленные впервые в жизни) по субъектам РФ, ед. 2013-2017гг.    230
Приложение 13. Распределение Амбулаторно-поликлинических учреждений по субъектам РФ, ед. 2013-2018гг. Изменение за последний год, %.    234
Приложение 14. Распределение мощности (посещений в смену) Амбулаторно-поликлинических учреждений по субъектам РФ, тыс. ед. 2013-2018гг. Изменение за последний год, %.    239
Приложение 15. Распределение врачей всех специализаций (в медицинских учреждениях всех форм собственности) по субъектам РФ, ед. 2013-2018гг. Изменение за последний год, %.    244
Приложение 16. Число дневных стационаров в РФ (в системе Министерства здравоохранения РФ), ед. 2013-2018гг.    249
Приложение 17. Число мест и коек в дневных стационарах в РФ (в системе Министерства здравоохранения РФ), ед. 2013-2018гг.    254

 

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще