В настоящем отчете описаны основные характеристики рынка лакокрасочных материалов России.
К исследованию прилагается база компаний за 2016 год, зарегистрированных в России по видам деятельности «Производство красок, лаков и аналогичных материалов для нанесения покрытий, полиграфических красок и мастик» (ОКВЭД 20.3). Информация приведена в разрезе: 1 543 компаний, из них 947 компаний, занимающихся производством лаков и красок; 261 компания, занимающиеся производством красок и лаков на основе полимеров; 335 компаний, занимающихся производством прочих красок, лаков, эмалей и связанных с ними продуктов. База включает следующие столбцы: наименование, адрес (место нахождения), уточненный адрес, ФИО руководителя, должность руководителя, телефон, факс, e-mail, веб-сайт, дата регистрации, ИНН, регион, вид деятельности, ОКВЭД, ИДО, размер компании, выручка от продажи (за минусом НДС, акцизов ...) с 2013 по 2016 год.
Заинтересованные пользователи: настоящий отчет будет полезен представителям компаний, осуществляющих деятельность на рынке лакокрасочных материалов (ЛКМ), физическим и юридическим лицам, планирующим выход на рынок, представителям органов государственной власти, регулирующих отношения в промышленном производстве, а также широкому кругу потребителей, интересующихся вопросами организации производства и сбыта лакокрасочной продукции в сегменте индустриальных ЛКМ.
Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования являются участники рынка индустриальных лакокрасочных материалов.
Предмет исследования: основные рыночные показатели и характеристики участников рынка.
География исследования: Российская Федерация, в разбивке по федеральным округам.
Хронологически исследование охватывает 2010 – 2017 годы.
Источниками вторичной информации в настоящем исследовании являются данные Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), Федеральной таможенной службы (ФТС), других министерств и ведомств, собственные базы данных компании «ПКР», публикации в средствах массовой информации, специализированные издания (отраслевые журналы), электронные базы данных, интернет-ресурсы; материалы сайтов компаний, представляющих рынок лакокрасочных материалов России.
Рынок индустриальных лакокрасочных материалов Российской Федерации -1
Содержание -2
Список рисунков -3
Список таблиц -6
О ПКР -8
Описание маркетингового исследования -9
1. Описание продукции, способы классификации и сфера применения -10
1.1 Основные классификации ЛКМ -10
2. Ситуация на российском рынке лакокрасочных материалов -22
2.1 Государственные программы по развитию производства лакокрасочных материалов -22
2.2 Импортозамещение в российской лакокрасочной промышленности -27
2.2.1 Текущая ситуация и перспективы импортозамещения в отрасли производства ЛКМ -27
2.2.2 Перспективы импортозамещения в сегменте индустриальных красок -28
3. Анализ конкуренции на рынке индустриальных лакокрасочных материалов -33
3.1 Объем российского внутреннего рынка индустриальных ЛКМ и его сегментов -33
3.1.1 Объем и структура производства индустриальных ЛКМ -33
3.1.2 Основные российские производители индустриальных ЛКМ в России -40
3.1.3 Инвестиционные проекты в сфере производства декоративно-строительных лакокрасочных материалов -62
3.2 Анализ импортных поставок готовых индустриальных лакокрасочных материалов -66
3.3 Анализ экспортных поставок индустриальных лакокрасочных материалов -73
3.4 Цены на индустриальные лакокрасочные материалы -78
3.5 Объем рынка индустриальных лакокрасочных материалов -81
4. Сбыт и потребление индустриальных лакокрасочных материалов -83
4.1 Сбыта индустриальных ЛКМ -83
4.2 Категории потребителей индустриальных ЛКМ и требования к продукту -83
5. Основные выводы -87
Приложение 1. Рейтинг мировых производителей ЛКМ в 2016 году -89
Рисунок 1. Классификация лакокрасочных материалов по химическому составу -11
Рисунок 2. Консервативный сценарий развития лакокрасочной индустрии до 2030 года в натуральном выражении -23
Рисунок 3. Инновационный сценарий развития лакокрасочной индустрии до 2030 года в натуральном выражении -24
Рисунок 4. Загрузка производственных мощностей в Российской Федерации, 2014-2016 годы, % -24
Рисунок 5. Загрузка производственных мощностей в Евросоюзе, 2014-2016 годы -25
Рисунок 6. Соотношение импорта и собственного производства индустриальных ЛКМ в разных отраслях промышленности -29
Рисунок 7. Динамика российского производства лакокрасочных материалов в натуральном выражении, 2010-2016 гг -33
Рисунок 8. Динамика темпов роста российского производства лакокрасочных материалов в натуральном выражении, 2011-2016 годы -33
Рисунок 9. Динамика российского производства лакокрасочных материалов в структуре по видам в натуральном выражении, 2010-2016 годы -34
Рисунок 10. Динамика темпов роста российского производства лакокрасочных материалов в структуре по видам в натуральном выражении, 2010-2016 годы -34
Рисунок 11. Динамика российского производства лакокрасочных материалов в широкой структуре по видам в натуральном выражении, 2010-2016 годы -35
Рисунок 12. Структура российского объема производства основных видов ЛКМ в натуральном выражении (распределение по химической природе), 2016 год -35
Рисунок 13. Динамика темпов роста объемов производства индустриальных ЛКМ в сравнении с прочими видами в натуральном выражении, 2011-2016 годы -36
Рисунок 14. Динамика темпов роста объемов производства индустриальных ЛКМ в сравнении с прочими видами в натуральном выражении, 2011-2016 годы -36
Рисунок 15. Динамика объема производства лакокрасочных материалов по федеральным округам, 2010-2016 годы -37
Рисунок 16. Структура производства лакокрасочных материалов в натуральном выражении по федеральным округам, 2016 год -38
Рисунок 17. Структура производства индустриальных лакокрасочных материалов по федеральным округам, в натуральном выражении, 2016 год -39
Рисунок 18. Структура производства индустриальных лакокрасочных материалов по федеральным округам, в натуральном выражении, 2016 год -39
Рисунок 19. Структура производителей по виду деятельности (ОКВЭД) -40
Рисунок 20. Распределение выручки между компаниями-производителями ЛКМ -40
Рисунок 21. Динамика суммарной выручки основных производителей лакокрасочных материалов в 2012-2016 годах -41
Рисунок 22. Темп роста суммарной выручки основных производителей лакокрасочных материалов в 2012-2016 годах -41
Рисунок 23. Темпы роста суммарной выручки лидирующих компаний в сфере производства индустриальных ЛКМ -43
Рисунок 24. Объем выручки НПК ЯрЛИ в 2011-2016 годах -45
Рисунок 25. Динамика объема выручки ООО «Эмпилс» в 2012-2016 годах -46
Рисунок 26. Динамика объема выручки ООО «БАСФ ВОСТОК» в 2011-2016 годах -47
Рисунок 27. Общий объем выпуска ЛКМ АО «Русские краски» в 2007-2016 годах -49
Рисунок 28. Объем выручки АО «Русские краски» в 2012-2016 годах -49
Рисунок 29. Объем выручки ООО «АКЗО Нобель Коутингс» в 2011-2015 годах -50
Рисунок 30. Объем выручки ООО «АКЗО Нобель Лакокраска» в 2011-2016 годах -50
Рисунок 31. Объем импортных поставок ЛКМ в Россию в 2010-2016 годах в натуральном выражении, тыс. т -67
Рисунок 32. Динамика импортных поставок ЛКМ в Россию в 2010-2016 годах в стоимостном выражении -67
Рисунок 33. Структура импорта ЛКМ по сегментам, 2016 год -68
Рисунок 34. Структура индустриальных ЛКМ по кодам ТН ВЭД -69
Рисунок 35. Структура импорта индустриальных ЛКМ по виду материала, 2016 год -69
Рисунок 36. Структура импорта декоративно-строительных ЛКМ, 2016 год -70
Рисунок 37. Структура импорта по компаниям-изготовителям, 2016 год -71
Рисунок 38. Структура импорта по компаниям-получателям, 2016 год -72
Рисунок 39. Структура экспорта ЛКМ по сегментам, 2016 год -73
Рисунок 40. Структура экспорта декоративно-строительных ЛКМ по кодам ТН ВЭД в натуральном выражении -74
Рисунок 41. Структура экспорта индустриальных ЛКМ по видам материалов, 2016 год -74
Рисунок 42. Структура экспорта индустриальных ЛКМ по компаниям-производителям, 2016 год -75
Рисунок 43. Структура экспорта индустриальных ЛКМ по компаниям-производителям, 2016 год -75
Рисунок 44. Структура экспорта индустриальных ЛКМ по странам назначения, 2016 год -76
Рисунок 45. Структура экспорта индустриальных ЛКМ по компаниям-получателям, 2016 год -77
Рисунок 46. Динамика цен на лаки, краски и грунтовки водно-дисперсионные, расфасованные в потребительскую тару по месяцам, 2016 год, руб./т -78
Рисунок 47. Динамика цен на Лаки, краски, эмали, грунтовки на конденсационных смолах в неводной среде по месяцам, 2016 год, руб./т -79
Рисунок 48. Динамика цен на Лаки, краски, эмали, грунтовки на полимеризационных смолах в неводной среде по месяцам, 2016 год, руб./т -79
Рисунок 49. Динамика цен на ЛКМ на основе сложных полиэфиров, акриловых или виниловых полимеров в неводной среде по месяцам, 2017 год, руб./т -80
Рисунок 50. Динамика цен на ЛКМ на основе акриловых или виниловых полимеров в водной среде по месяцам, 2017 год, руб./т -80
Рисунок 51. Динамика цен на ЛКМ для нанесения покрытий прочие по месяцам, 2017 год, руб./т81
Рисунок 52. Объем рынка индустриальных ЛКМ в натуральном выражении, 2016 год. -81
Рисунок 53. Объем рынка индустриальных ЛКМ в стоимостном выражении, 2016 год -82
Рисунок 54. Топ 250 промышленных центров России -83
Рисунок 55. Структура потребления ЛКМ в России по отраслям промышленности -84
Рисунок 56. Структура потребления индустриальных ЛКМ по сферам применения -85
Таблица 1. Классификация лакокрасочных материалов и услуг по их производству согласно ОКПД ОК 034-2007(КПЕС 2002 -12
Таблица 2 Классификация лакокрасочных материалов и услуг по их производству согласно ОКПД2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008) -14
Таблица 3. Перспектива импортозамещения в производстве индустриальных ЛКМ для разных отраслей промышленности -30
Таблица 4. Динамика объема производства лакокрасочных материалов по федеральным округам, 2010-2016 годы -36
Таблица 5. Динамика объемов производства индустриальных ЛКМ по федеральным округам, в натуральном выражении, 2010-2016 годы -38
Таблица 6. Выручка крупнейших предприятий-производителей лакокрасочных материалов, 2012-2016 годы -41
Таблица 7. Выручка крупнейших предприятий-производителей индустриальных лакокрасочных материалов, 2012-2016 годы -43
Таблица 8. Российские производители ЛКМ для защиты бетона и металла -52
Таблица 9. Инвестиционные проекты, реализуемые в отрасли лакокрасочных материалов и промышленных покрытий в 2014-2017 годах -62
Таблица 10. Структура импорта ЛКМ по сегментам в 2016 году -68
Таблица 11. Структура импорта индустриальных ЛКМ по виду материала, 2016 год -69
Таблица 12. Структура импорта индустриальных ЛКМ по странам происхождения в натуральном и стоимостном выражении, 2016 год -69
Таблица 13 Структура импорта по компаниям-производителям, 2016 год -71
Таблица 14. Структура российского импорты ЛКМ по компаниям-получателям, 2016 год -71
Таблица 15. Структура экспорта ЛКМ по сегментам, 2016 год -73
Таблица 16. Структура экспорта декоративно-строительных ЛКМ по видам материалов, 2016 год -74
Таблица 17. Структура экспорта индустриальных ЛКМ по странам назначения, 2016 год -76
Таблица 18. Структура российского экспорта индустриальных ЛКМ по компаниям-получателям, 2016 год -77
Таблица 19. Динамика цен производителей на индустриальные ЛКМ по видам, 2010-2016 годы, руб./т -78
Таблица 20. Индексы цен производителей на индустриальные ЛКМ по видам, 2010-2016 годы, % -78
Таблица 21. Динамика цен на ЛКМ по видам, 2017 год, руб./т -79
Таблица 22. Индексы цен производителей на ЛКМ к соответствующему периоду предыдущего года, 2017 год, % -80
Таблица 23. Объем рынка индустриальных ЛКМ в натуральном выражении, 2016 год -81
Таблица 24. Объем рынка индустриальных ЛКМ в стоимостном выражении, 2016 год -81
Таблица 25. Структура потребления ЛКМ в России по отраслям промышленности -83
Таблица 26. Структура потребления индустриальных ЛКМ по сферам применения -84
Таблица 27. Рейтинг компаний-производителей лакокрасочных материалов по объему продаж, 2016 год -89
По данным «Анализа рынка процессинга (эквайринга) платежей в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2018-2021 гг российский рынок процессинга показывал стремительный рост. За четыре года рынок вырос более чем в 2,7 раза: с 321 до 877 млрд руб. В 2020 г в период локдауна и пика пандемии число безналичных транзакций в России увеличилось на 84%, что было вызвано снижением объемов наличной оплаты, а также ростом количества пользователей интернет-магазинов и онлайн-сервисов. Однако, на период пандемии ЦБ РФ временно ограничил уровень эквайринговых комиссий (размер платы, которую банки взимают с магазинов при оплате через терминал) значением в 1% при оплате картами социально значимых товаров и услуг, что снизило прирост оборота рынка в 2020 г. В 2021 г по ряду позиций и направлений процессинга комиссии вернулись к докризисным значениям. На фоне роста комиссий оборот рынка увеличился более чем в 2 раза.