Бизнес-планы создания торговых бизнесов разрабатываются ЭКЦ «Инвест-Проект» ежегодно с 2008 г. для различных регионов и самых разных концепций, в том числе магазины шаговой доступности и супермаркеты "у дома".
Автоматизированная финансово-экономическая модель проекта разработана по авторской методике ЭКЦ «Инвест-Проект» специально для открытия магазина продуктов шаговой доступности в г. Москве или другом городе.
Концепция магазина продуктов:
Задачи руководства магазина продуктов:
- найти свободное от прямых конкурентов помещение ("Пятерочка", "Магнит", "Магнолия", "Билла", "Перекресток-Экспресс", "Дикси", "Копейка" и пр.);
- инвестировать собственных средств не более 7 900 000 руб.;
- арендовать помещение площадью не более 180 кв.м. по ставке не более *** руб. / кв.м. / год;
- разработать проект ремонта и зонирования помещения;
- закупить торговое оборудование на сумму не более *** млн. руб.;
- обеспечить «средний чек» в размере *** руб. / покупатель;
- обеспечить выручку магазина в объеме не менее *** млн. руб. в месяц, начиная с 3-го месяца;
- набрать продавцов и другого персонала с фондом оплаты труда в размере *** тыс. руб. в месяц и штате не более *** человек;
- не превышать текущих затрат в объеме *** тыс. руб. в месяц;
- не превышать долю возврата и порчи товара в объеме **% от продаж;
- начать деятельность не позднее 2-го месяца с момента начала финансирования.
Маркетинговый обзор отрасли
По данным Росстат, в 2016 году оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, составил *** трлн. руб.
По сравнению с 2015 годом оборот снизился на 1%. В целом же розничный оборот продовольственными товарами достаточно стабилен.
Доля оборота розничной торговли продуктами питания в общем объеме оборота розничной торговли в 2016 году по России составила **%.
В настоящее время в городе Москве функционирует 57 210 стационарных предприятий торговли (*** тыс. ед. по продаже непродовольственных товаров, *** тыс. ед. по продаже продовольственных товаров).
Готовый бизнес-план магазина продуктов содержит 121 страницу, 49 таблиц, 26 графиков, 13 диаграмм и 5 рисунков.
1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА |
7 |
2. РЕГИСТРАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ |
17 |
2.1. Организационно-правовая форма |
17 |
2.2. Перечень документов для открытия магазина |
18 |
2.3. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции |
19 |
3. ВЫБОР ФОРМАТА МАГАЗИНА |
22 |
3.1. Основные типы магазинов розничной торговли продуктами питания |
22 |
3.2. Алгоритм принятия решения о формате магазина |
24 |
4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ДИЗАЙН И ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ МАГАЗИНА |
28 |
5. АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА |
31 |
6. ПРОФИЛЬ ТИПОВОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ |
33 |
7. МАРКЕТИНГОВЫЙ ОБЗОР РЫНКА |
34 |
7.1. Макроэкономические показатели 2003-2020 |
34 |
7.2. Обзор российского рынка розничной торговли продуктами питания |
35 |
7.2.1. Оборот розничной торговли продуктами питания |
35 |
7.2.2. Оборот розничной торговли продуктами питания на душу населения |
38 |
7.2.3. Структура рынка розничной торговли продуктами питания |
40 |
7.2.4. Доля оборота розничных торговых сетей |
45 |
7.3. Лидеры розничной торговли продуктами питания |
46 |
7.3.1. ПАО «Магнит» |
46 |
7.3.2. Х5 Retail Group» |
47 |
7.3.3. Компания «Ашан Ритейл Россия» |
48 |
7.4. Обзор Московского рынка розничной торговли продуктами питания |
49 |
7.4.1. Потребительский рынок Москвы |
49 |
7.4.2. Оборот розничной торговли продовольственными товарами в Москве |
51 |
7.4.3. Количество розничных объектов торговли продуктами питания |
53 |
7.4.4. Дислокация розничных объектов торговли продуктами питания |
55 |
7.4.5. Ассортиментная структура продажи продовольственных товаров |
56 |
8. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН |
60 |
8.1. Площадь и месторасположение магазина продуктов |
60 |
8.2. Торговое оборудование магазина |
60 |
8.3. Параметры торговли магазина |
61 |
8.4. Закупочные цены и торговая наценка |
62 |
8.5. План поступления выручки магазина |
64 |
8.6. План товарооборота магазина |
68 |
8.7. Параметры текущих затрат магазина |
73 |
8.8. План текущих затрат магазина |
74 |
8.9. Параметры прямых затрат магазина |
77 |
8.10. План прямых затрат магазина |
78 |
9. ПЕРСОНАЛ ПРОЕКТА |
81 |
9.1. Потребность в персонале и фонд оплаты труда |
81 |
10. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН |
83 |
10.1. Структура и объем необходимых инвестиций |
83 |
10.2. Календарный план финансирования и реализации проекта |
85 |
10.3. Рекомендуемые условия привлечения инвестиций |
86 |
11. ОЦЕНКА РИСКОВ И ПУТЕЙ ИХ СОКРАЩЕНИЯ |
87 |
11.1. Качественный анализ рисков |
87 |
11.2. Точка безубыточности |
89 |
11.3. Анализ чувствительности NPV |
91 |
12. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА |
94 |
12.1. Основные предположения к расчетам |
94 |
12.2. План движения денежных средств (cash flow) |
96 |
12.3. План прибылей и убытков (ОПУ) |
101 |
12.4. Налогообложение |
107 |
12.5. Прогноз расчетов с инвестором |
109 |
12.6. Прогноз доходов владельца проекта |
113 |
12.7. Финансовый анализ проекта |
119 |
13. О РАЗРАБОТЧИКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА |
122 |
Готовый бизнес-план магазина продуктов содержит 121 страницу, 49 таблиц, 26 графиков, 13 диаграмм и 5 рисунков.
Список таблиц
Таблица 1. Параметры товарооборота магазина.
Таблица 2. План продаж и выручки.
Таблица 3. Цены на продукты и наценка на продукцию магазина.
Таблица 4. Показатели эффективности проекта.
Таблица 5. Оборот розничной торговли и доля розничной торговли пищевыми продуктами в общем обороте, 2012-2016, млн. руб.
Таблица 6. Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия по ФО, 2011-2016, тыс. руб.
Таблица 7. Удельный вес оборота розничной торговли продуктами питания в общем объеме оборота розничной торговли, %.
Таблица 8. Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия в пересчете на душу населения по ФО, 2010-2016, руб.
Таблица 9. Количество объектов розничной торговли в РФ, 2011-2016, ед.
Таблица 10. Количество объектов розничной торговли по ФО, 2011-2016, ед.
Таблица 11. Доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли по ФО.
Таблица 12. Основные показатели деятельности ПАО «Магнит».
Таблица 13. Основные показатели деятельности X5 Retail Group.
Таблица 14. Основные показатели деятельности Ашан Ритейл Россия.
Таблица 15. Количество объектов розничной торговли по форматам в г. Москва.
Таблица 16. Ассортиментная структура продажи продовольственных товаров в г. Москва.
Таблица 17. Структура площадей магазина продуктов.
Таблица 18. Торговое оборудование, мебель, оргтехника, наружная вывеска.
Таблица 19. Параметры товарооборота магазина.
Таблица 20. План продаж и выручки.
Таблица 21. Цены на продукты и наценка на продукцию магазина.
Таблица 22. План поступления торговой выручки магазина, 2018-2020, руб., помесячно.
Таблица 23. План поступления торговой выручки магазина, 2018-2020, руб., по годам.
Таблица 24. План товарооборота магазина, 2018-2020, ед., помесячно.
Таблица 25. План товарооборота магазина, 2018-2020, ед., по годам.
Таблица 26. Структура текущих затрат магазина.
Таблица 27. План текущих затрат, 20118-2020, руб., помесячно.
Таблица 28. План текущих затрат, 20118-2020, руб., по годам.
Таблица 29. Параметры прямых затрат магазина.
Таблица 30. План прямых затрат, 2018-2020, руб., помесячно.
Таблица 31. План прямых затрат, 2018-2020, руб., по годам.
Таблица 32. Персонал и ФОТ.
Таблица 33. Динамика фонда оплаты труда.
Таблица 34. Структура и объем необходимых инвестиций.
Таблица 35. Календарный план финансирования и реализации проекта.
Таблица 36. Рекомендуемые условия привлечения инвестиций.
Таблица 37. Качественные риски по проекту.
Таблица 38. Расчет точки безубыточности.
Таблица 39. Чувствительность NPV к изменениям ключевых параметров проекта.
Таблица 40. План движения денежных средств по месяцам.
Таблица 41. Прогноз движения денежных средств по годам.
Таблица 42. План прибылей и убытков помесячно.
Таблица 43. План прибылей и убытков по годам.
Таблица 44. Показатели ОПУ.
Таблица 45. Налогообложение.
Таблица 46. План получения и возврата кредита.
Таблица 47. Показатели эффективности инвестиций.
Таблица 48. Расчет NPV проекта.
Таблица 49. Финансовый анализ проекта (3-й год).
Список графиков
График 1. План выручки магазина (руб.).
График 2. План товарооборота магазина (ед.).
График 3. План текущих затрат (руб.).
График 4. План прямых затрат (руб.).
График 5. Получение и возврат инвестиций (руб.).
График 6. Динамика инфляции и ВВП России, 2003-2020 (прогноз), %.
График 7. Динамика оборота розничной торговли продуктами питания в РФ, 2010-2016, млн. руб.
График 8. Динамика оборота розничной торговли в пересчете на душу населения, 2010-2016, руб.
График 9. Динамика стоимости условного (минимального) набора продуктов питания, руб.
График 10. Изменение доли оборота розничных торговых сетей в общем обороте розничной торговли, %.
График 11. Динамика денежных расходов населения на территории Москвы, трлн. руб.
График 12. Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия в г. Москва, 2010-2016, млн. руб.
График 13. План выручки магазина (руб.).
График 14. План товарооборота (ед.).
График 15. План текущих затрат.
График 16. План прямых затрат (руб.).
График 17. Расчет точки безубыточности.
График 18. Чувствительность NPV к изменениям ключевых параметров проекта.
График 19. Выручка, затраты, прибыль.
График 20. Динамика чистой прибыли.
График 21. Финансовые результаты.
График 22. Получение и погашение долга.
График 23. Обслуживание долга (руб.).
График 24. Чувствительность NPV к ставке дисконтирования.
График 25. NPV проекта и недисконтированный денежный поток.
График 26. Выплаты инвестору нарастающим итогом.
Список диаграмм
Диаграмма 1. Распределение розничного оборота торговли продуктами питания по ФО, 2016, %.
Диаграмма 2. Потребительские расходы в городах Европы, 2016, млрд. долл. США.
Диаграмма 3. Среднедушевые денежные доходы населения, 2016, долл. США / мес.
Диаграмма 4. Доля Москвы в обороте розничной торговли РФ, %.
Диаграмма 5. Доля продовольственных магазинов в розничной торговле.
Диаграмма 6. Доля несетевых магазинов в структуре розничной торговли продуктами.
Диаграмма 7. Структура товарооборота магазина.
Диаграмма 8. Структура выручки магазина.
Диаграмма 9. Структура текущих затрат магазина.
Диаграмма 10. Структура прямых затрат магазина.
Диаграмма 11. Структура первоначальных инвестиций (100%).
Диаграмма 12. Структура налоговых отчислений.
Диаграмма 13. Структура затрат в 3 году реализации проекта.
Список рисунков
Рисунок 1. Алгоритм принятия решения о формате магазина.
Рисунок 2. Пример оформления торгового зала.
Рисунок 3. Типовой ассортимент магазина шаговой доступности.
Рисунок 4. Структура рынка розничной торговли продуктами питания.
Рисунок 5. Карта дислокации продуктовых магазинов г. Москвы.
Готовый бизнес-план магазина продуктов содержит 121 страницу, 49 таблиц, 26 графиков, 13 диаграмм и 5 рисунков.
Популярность большинства причин таких покупок в 2022 году снизилась, а одним из двух стимулов, показавшим рост за последний год, стали более низкие, чем в офлайн-рознице, цены. Так, в 2022 году 36% онлайн-покупателей ответили, что заказывают продукты онлайн по причине экономии, это на 4,3 процентных пункта больше, чем годом ранее. Причины усиления финансового стимула очевидны – в первую очередь это рост инфляции и снижение доходов населения. Игроки рынка также отмечают, что за последний год роль стоимости товаров для клиентов выросла. «Сейчас мы видим усиливающийся тренд на рациональное потребление, обусловленный влиянием инфляции и давлением на доходы покупателей. Он продолжится и в следующем году. При этом мы не фиксируем снижение среднего чека, скорее клиенты ищут выгодные на рынке предложения, сравнивают и пробуют новинки для того, чтобы получить для себя наилучший эффект», – рассказал директор по продажам и маркетингу в электронной коммерции розничной сети «Магнит» Евгений Николаев в интервью для «РБК Исследований рынков».
Увеличение частотности заказа наблюдается во всех обследованных городах, однако наибольший прирост зафиксирован в населённых пунктах с численностью населения от 500 до 1 000 тыс. человек, где составил 26%. Высокие темпы прироста зафиксированы также в региональных городах-миллионниках и Подмосковье: +15% и +13% соответственно. Рост частоты покупок в данных населенных пунктах во многом объясняется тем, что именно их сервисы экспресс-доставки выбирали в качестве целей географической экспансии в 2021 и 2022 годах.