24 000 ₽
Бизнес-план хостела (с финансовой моделью)
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
24 000 ₽
Демоверсия
АМИКО

Бизнес-план хостела (с финансовой моделью)

Дата выпуска: 2 ноября 2018
Количество страниц: 188
Срок предоставления работы: 1 день
Excel
ID: 52864
24 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы
Описание

Главная задача бизнес-плана - обоснование экономической эффективности открытия хостела.

 

Ключевые характеристики бизнес-плана хостела:

  • Открывать хостел планируется в арендованном помещении, площадью *** кв.м, 14 кв.м из которых приходится на ванную и туалетную комнату.
  • Цена на проживание в шестиместном номере составляет *** руб. за сутки, в то время как место в четырех- и трехместном номере обойдется в ***руб. и*** руб. за сутки соответственно.
  • Плановая загрузка номеров составит от ***% до ***% в зависимости от сезона и типа номера.
  • При полной загрузке хостела коммунальные расходы составят *** тыс. руб. в месяц.

 

Структура инвестиций в открытие хостела:

  • Для открытия хостела на *** мест потребуется *** тыс. руб.
  • Предполагается, что проект будет полностью финансироваться за счет средств инвестора.
  • Наибольшая часть вложенных средств пойдет на закупку оборудования и оборотные средства.

Для проекта составлен инвестиционный и финансовый план, приведены этапы организации хостела и структура затрат на оборудование. В маркетинговой части охарактеризовано состояние рынка хостелов и гостиничного рынка в целом.

Предоставляемая с бизнес-планом финансовая модель расчетов в Excel автоматически пересчитывается при изменении начальных показателей для расчета проекта.

 

Бизнес-план хостела содержит маркетинговое исследование рынка хостелов в крупнейших городах России, включая Москву, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Сочи, Краснодар, Волгоград, Самара, Новосибирск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Воронеж.

 

Оценка привлекательности отрасли:

  • Дороже всего проживание в хостеле обойдется в северной столице - *** руб. за сутки. Средние цены на проживание в московском и казанском хостеле составляют от 700 до 900 рублей в сутки.
  • Большая часть столичных хостелов расположена в арендованном жилье - ***%.
  • В структуре гостиничных предприятий Москвы и Санкт-Петербурга доля хостелов составляет порядка ***% и ***% соответственно.
  • Российский рынок гостиничных услуг в 2017 году по сравнению с 2012 годом вырос больше чем в 1,5 раза и составил *** млрд. руб.
  • Рынок хостелов в России стал активно развиваться относительно недавно, но в последние 5 лет достиг необычайных высот.
  • В 2018 г. Москва и Санкт-Петербург по количеству хостелов опережают другие крупные города почти в 4 раза.

Текстовая часть бизнес-плана содержит 188 страниц.

Визуальное представление информации включает:

  • Диаграммы – 77 шт.
  • Таблицы – 32 шт.
  • Графики – 39 шт.
  • Схемы –13 шт.
Развернуть
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ...2

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА...4

2. РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СЕРТИФИКАЦИЯ...7

3. МАРКЕТИНГ ГОСТИНИЧНОГО РЫНКА...8

3.1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РЫНКА...8

3.1.1. Объем и динамика гостиничного рынка в стоимостном выражении...8

3.1.2. Туристический поток...11

3.1.3. Количество гостиниц...14

3.1.4. Номерной фонд...16

3.1.5. Инвестиции в основной капитал гостиничного бизнеса России...17

3.1.6. Занятость в сфере гостиниц в России...19

3.2. ПОТРЕБИТЕЛИ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ...21

3.3. ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ...25

3.4. ГОСТИНИЧНЫЕ РЫНКИ КРУПНЫХ ГОРОДОВ...29

3.4.1. Гостиничный рынок Москвы...30

3.4.2. Гостиничный рынок Санкт-Петербурга...43

3.4.3. Гостиничный рынок Нижнего Новгорода...52

3.4.4. Гостиничный рынок Екатеринбурга...58

3.4.5. Гостиничный рынок Ростова-на-Дону...66

3.4.6. Гостиничный рынок Волгограда...72

3.4.7. Гостиничный рынок Казани...78

3.4.8. Гостиничный рынок Воронежа...84

3.4.9. Гостиничный рынок Челябинска...90

3.4.10. Гостиничный рынок Новосибирска...97

3.4.11. Гостиничный рынок Перми...104

3.4.12. Гостиничный рынок Самары...110

3.4.13. Гостиничный рынок Краснодара...116

3.4.14. Гостиничный рынок Крыма...121

3.5. РЫНОК ХОСТЕЛОВ...129

3.5.1. Состояние российского рынка хостелов...129

3.5.2. Анализ потребителей на рынке хостелов...133

3.5.3. Правовые основы положения хостелов...134

3.5.4.Тенденции на рынке хостелов...136

3.5.5. Предложение на рынке хостелов в крупных городах России...138

4. КОНЦЕПЦИЯ ХОСТЕЛА...157

4.1. КЛАСС И МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ХОСТЕЛА...157

4.2. УСЛУГИ ХОСТЕЛА И ЦЕНЫ...157

4.3. ПЛАН РАЗВИТИЯ ХОСТЕЛА...158

5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН...159

5.1 ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХОСТЕЛА...159

5.2 ЗАТРАТЫ НА ОБОРУДОВАНИЕ...159

6. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН...160

7. ОЦЕНКА РИСКОВ И ПУТЕЙ ИХ СОКРАЩЕНИЯ...162

8. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН...163

8.1. ИСХОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ...163

8.2. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ К РАСЧЕТАМ...163

8.3. ПРОГНОЗ ДИНАМИКИ ВЫРУЧКИ И ПЛАН ДОХОДОВ...166

8.4. ПЛАН РАСХОДОВ...170

8.4.1. Расходы на текущую деятельность...170

8.4.2. Налоговые выплаты...172

8.5. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ...175

8.6. БЕЗУБЫТОЧНЫЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ...177

8.7. ПЛАН ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ...179

8.8. ПЛАН ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ...183

8.9. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА...185

9. О КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ «АМИКО»...187

Развернуть
Иллюстрации

Список диаграмм

Диаграмма 1. Объем и динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в целом по России, 2012-2017 гг., млрд. руб.

Диаграмма 2. Динамика показателей въезда иностранных граждан в РФ, 2012-янв-сен 2017 гг., тыс. поездок

Диаграмма 3. Структура въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию, янв-сен 2017 г., %

Диаграмма 4. Динамика количества гостиниц и аналогичных средств размещения в России, 2012-2016 гг., шт.

Диаграмма 5. Структура гостиниц и аналогичных средств размещения по видам, 2012-2016 гг., шт.

Диаграмма 6. Динамика числа номеров в коллективных средствах размещения в России, 2012-2016 гг., шт.

Диаграмма 7. Объем и динамика инвестиций в основной капитал сферы гостиниц России, 2012-янв-сен2017 гг., тыс. руб.

Диаграмма 8. Структура инвестиций в основной капитал гостиниц по регионам РФ, янв-сен 2017 год, %

Диаграмма 9. Динамика занятости в сфере гостиниц по России, 2012-янв-ноя 2017гг., чел.

Диаграмма 10. Структура занятости в сфере гостиниц по России, янв-ноя 2017 год, %

Диаграмма 11. Объем и динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Москве, 2012-2017 гг., млн. руб.

Диаграмма 12. Структура гостиниц Москвы по категориям в 2017 году, %

Диаграмма 13. Динамика числа номеров в коллективных средствах размещения в Москве, 2012-2016 гг., шт.

Диаграмма 14. Сравнение числа прибывших в Москву  туристов в 2010 и 2017 гг.

Диаграмма 15. Средние цены на проживание в гостинице Москвы в 2017 году по категориям

Диаграмма 16. Среднее время пребывания туристов  в Москве в зависимости от цели поездки, сутки

Диаграмма 17. Динамика объема услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Санкт-Петербурге, 2012-2017 гг., млн. руб.

Диаграмма 18. Структура гостиниц Санкт-Петербурга по категориям, %

Диаграмма 19. Динамика числа номеров в коллективных средствах размещения в Санкт-Петербурге, 2012-2016 гг., шт.

Диаграмма 20. Объем и динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Нижегородской области, 2012-2017 гг., млн. руб.

Диаграмма 21. Динамика числа номеров в коллективных средствах размещения в Нижегородской области, 2012-2016гг., шт.

Диаграмма 22. Объем и динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Свердловской области, 2012-2017 гг., млн. руб.

Диаграмма 23. Динамика числа номеров в коллективных средствах размещения в Свердловской области, 2012-2016гг., шт.

Диаграмма 24. Средние цены на проживание в гостиницах Екатеринбурга по категориям, руб. за сутки

Диаграмма 25. Объем и динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Ростовской области, 2012-2017 гг., млн. руб.

Диаграмма 26. Динамика числа номеров в коллективных средствах размещения в Ростовской области, 2012-2016 гг., шт.

Диаграмма 27. Структура гостиничного рынка Ростова-на-Дону по категориям звёздности в 2017 году, %

Диаграмма 28. Объем и динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Волгоградской области, 2012-2017 гг., млрд. руб.

Диаграмма 29. Динамика числа номеров в коллективных средствах размещения в Волгоградской области, 2012-2016гг., шт.

Диаграмма 30. Средние цены на проживание в гостиницах Волгограда в 2017 году, руб.

Диаграмма 31. Объем и динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Республике Татарстан, 2012-2017 гг., млн. руб.

Диаграмма 32. Динамика числа номеров в коллективных средствах размещения в Республике Татарстан, 2012-2016гг., шт.

Диаграмма 33. Объем и динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Воронежской области, 2012-2017 гг., млн. руб.

Диаграмма 34. Динамика числа номеров в коллективных средствах размещения в Воронежской области, 2012-2016 гг., шт.

Диаграмма 35. Структура гостиниц Воронежа по категориям, %

Диаграмма 36. Объем и динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Челябинской области, 2012-2017 гг., млн. руб.

Диаграмма 37. Динамика числа номеров в коллективных средствах размещения в Челябинской области, 2012-2016 гг., шт.

Диаграмма 38. Распределение предложения по категориям гостиниц в Челябинске в 2017 году, %

Диаграмма 39. Распределение номерного фонда по категориям гостиниц в Челябинске в 2017 году, %

Диаграмма 40. Средняя стоимость номера в гостинице в зависимости от категории гостиницы и категории номера в Челябинске в 2017 году, %

Диаграмма 41. Объем и динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Новосибирской области, 2012-2017 гг., млн. руб.

Диаграмма 42. Динамика числа номеров в коллективных средствах размещения в Новосибирской области, 2012-2016 гг., шт.

Диаграмма 43. Доля гостиниц среднего класса в общем объеме гостиниц Новосибирска, %

Диаграмма 44. Структура гостиниц Новосибирска по району расположения, %

Диаграмма 45. Объем и динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Пермском крае, 2012-2017 гг., млн. руб.

Диаграмма 46. Динамика числа номеров в коллективных средствах размещения в Пермском крае, 2012-2016гг., шт.

Диаграмма 47. Средняя цена люкса и стандартного номера в гостиницах Перми в 2017 году, руб.

Диаграмма 48. Объем и динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Самарской области, 2012-2017 гг., млн. руб.

Диаграмма 49. Динамика числа номеров в коллективных средствах размещения в Самарской области, 2012-2016 гг., шт.

Диаграмма 50. Структура гостиниц Самары по категориям в 2017 году, %.

Диаграмма 51. Объем и динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Краснодарском крае, 2012-2017 гг., млн. руб.

Диаграмма 52. Динамика числа номеров в коллективных средствах размещения в Краснодарском крае, 2012-2016гг., шт.

Диаграмма 53. Средние цены на проживание в гостиниц в Краснодара по категориям,  руб.

Диаграмма 54. Объем и динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Республике Крым, 2015-2017 гг., млн. руб.

Диаграмма 55. Динамика числа номеров в коллективных средствах размещения в Республике Крым, 2012-2016 гг., шт.

Диаграмма 56. Количество хостелов в различных городах России в ноябре 2018 года, штук

Диаграмма 57. Средние цены на проживание в хостелах в различных городах России в октябре 2018 года, руб. / сут.

Диаграмма 58. Структура расположения столичных хостелов, %

Диаграмма 59. Доля хостелов, расположенных в жилых домах в общем объеме московских хостелов, %

Диаграмма 59. Динамика количества хостелов в Москве 2012 – ноя. 2018, ед.

Диаграмма 60. Доля хостелов в общем предложении коллективных средств размещения в Москве, %

Диаграмма 61. Доля хостелов, расположенных в жилых домах в общем объеме хостелов Санкт-Петербурга, %

Диаграмма 62. Доля хостелов в общем предложении общем количестве средств размещения в Санкт-Петербурге, %

Диаграмма 63. Доля хостелов в общем предложении общем количестве средств размещения Нижнего Новгорода, %

Диаграмма 64. Доля хостелов в общем предложении общем количестве средств размещения Екатеринбурга, %

Диаграмма 65. Доля хостелов в общем предложении общем количестве средств размещения Казани, %

Диаграмма 66. Доля хостелов в общем предложении общем количестве средств размещения Воронежа, %

Диаграмма 67. Доля хостелов в общем предложении общем количестве средств размещения Ростова-на-Дону, %

Диаграмма 68. Доля хостелов в общем предложении общем количестве средств размещения Челябинска, %

Диаграмма 69. Доля хостелов в общем предложении общем количестве средств размещения Новосибирска, %

Диаграмма 70. Доля хостелов в общем предложении общем количестве средств размещения Волгограда, %

Диаграмма 71. Доля хостелов в общем предложении общем количестве средств размещения Самары, %

Диаграмма 72. Доля хостелов в общем предложении общем количестве средств размещения Краснодара, %

Диаграмма 73. Доля хостелов в общем предложении общем количестве средств размещения Сочи %

Диаграмма 74. Структура инвестиций

Диаграмма 75. Структура поступлений гостиницы

Диаграмма 76. Структура текущих затрат

Диаграмма 77. Структура налоговых выплат

 

Список графиков

График 1. Динамика доли услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в общем объеме платных услуг, 2012-2017гг., %

График 2. Помесячная динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в целом по России, 2015-2017 гг., млрд. руб.

График 3. Динамика численности  лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения, по целям поездок, 2012-2016 гг., тыс. поездок

График 4. Помесячная динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Москве, 2015-2017 гг., млрд. руб.

График 5. Динамика доли услуг гостиниц и аналогичных средств размещения Москвы в общем объеме платных услуг Москвы, 2012-2017 гг., %

График 6. Динамика загрузки отелей в Москве в 2012-2017 гг.

График 7. Помесячная динамика объема услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, 2015-2017 гг., млн. руб.

График 8. Помесячная динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Нижегородской области, 2015-2017 гг., млрд. руб.

График 9. Динамика доли услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в общем объеме платных услуг Нижегородской области, 2012-2017 гг., %

График 10. Помесячная динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Свердловской области, 2015-2017 гг., млн. руб.

График 11. Динамика доли услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в общем объеме платных услуг Свердловской области, 2012-2017гг., %

Диаграмма 12. Загрузка гостиниц Екатеринбурга в 2015 и 2017 году

График 13. Помесячная динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Ростовской области, 2015-2017 гг., млн. руб.

График 14. Динамика доли услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в общем объеме платных услуг Ростовской области, 2012-2017 гг., %

График 15. Помесячная динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Волгоградской области, 2015-2017 гг., млн. руб.

График 16. Динамика доли услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в общем объеме платных услуг Волгоградской области, 2012-2017 гг., %

График 17. Помесячная динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Республике Татарстан, 2015-2017 гг., млн. руб.

График 18. Динамика доли услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в общем объеме платных услуг Республики Татарстан, 2012-2017гг., %

График 19. Помесячная динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Воронежской области, 2015-2017 гг., млн. руб.

График 20. Динамика доли услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в общем объеме платных услуг Воронежской области, 2012-2017 гг., %

График 21. Помесячная динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Челябинской области, 2015-2017 гг., млн. руб.

График 22. Динамика доли услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в общем объеме платных услуг Челябинской области, 2012-2017гг., %

График 23. Помесячная динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Новосибирской области, 2015-2017 гг., млн. руб.

График 24. Динамика доли услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в общем объеме платных услуг Новосибирской области, 2012-2017 гг., %

График 25. Помесячная динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Пермском крае, 2015-2017 гг., млн. руб.

График 26. Динамика доли услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в общем объеме платных услуг Пермского края, 2012-2017 гг., %

График 27. Помесячная динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Самарской области, 2015-2017 гг., млн. руб.

График 28. Динамика доли услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в общем объеме платных услуг Самарской области, 2012-2017 гг., %

График 29. Помесячная динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Краснодарском крае, 2015-2017 гг., млн. руб.

График 30. Динамика доли услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в общем объеме платных услуг Краснодарского края, 2012-2017 гг., %

График 31. Помесячная динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Республике Крым, 2015-2017 гг., млн. руб.

График 32. Динамика доли услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в общем объеме платных услуг Республики Крым, 2015-2017 гг., %

График 33. Динамика загруженности различных объектов хостела

График 34. Динамика доходов по объектам хостела

График 35. Уплата налогов

График 36. Расчёт точки безубыточности

График 37. Динамика выручки, затрат, прибыли

График 38. Динамика чистой прибыли

График 39. NPV проекта и недисконтированный денежный поток

 

Список схем

Схема 1. Географическое расположение хостелов в Москве

Схема 2. Географическое расположение хостелов в Санкт-Петербурге

Схема 3. Географическое расположение хостелов в Нижнем Новгороде

Схема 4. Географическое расположение хостелов в Екатеринбурге

Схема 5. Географическое расположение хостелов в Казани

Схема 6. Географическое расположение хостелов в Воронеже

Схема 7. Географическое расположение хостелов в Ростове-на-Дону

Схема 8. Географическое расположение хостелов в Челябинске

Схема 9. Географическое расположение хостелов в Новосибирске

Схема 10. Географическое расположение хостелов в Волгограде

Схема 11. Географическое расположение хостелов в Самаре

Схема 12. Географическое расположение хостелов в Краснодаре

Схема 13. Географическое расположение хостелов в Сочи

Развернуть
Таблицы

Список таблиц

Таблица 1. Классификация посетителей городских отелей

Таблица 2. Гостиницы, предполагаемые к вводу до 2019 года

Диаграмма 3. Динамика ввода гостиничных номеров в Санкт-Петербурге в 2012-2018(П), шт.

Диаграмма 4. Объем потока российских и иностранных туристов в г. Санкт-Петербург в 2012-2017 гг.

Таблица 5. Сводная характеристика Нижнего Новгорода

Таблица 6. Наиболее крупные гостиницы Нижнего-Новгорода

Таблица 7. Сводная характеристика Екатеринбурга

Таблица 8.Сводная характеристика Ростова-на-Дону

Таблица 9. Сводная характеристика Волгограда

Таблица 10. Сводная характеристика Казани

Таблица 11. Сводная характеристика Воронежа

Таблица 12. Сводная характеристика Челябинска

Таблица 13. Сводная характеристика Новосибирска

Таблица 14. Сводная характеристика Перми

Таблица 15. Сводная характеристика Самары

Таблица 16. Сводная характеристика Краснодара

Таблица 17. Сводная характеристика Республики Крым

Таблица 18. Количество хостелов в крупных городах России, 2017 – 2018 ггг

Таблица 19. Затраты на оборудование

Таблица 20. Инвестиции по проекту

Таблица 21. Возможные риски и способы их предотвращения

Таблица 22. Исходные показатели по проекту

Таблица 23. Услуги гостиницы: стоимость и спрос

Таблица 24. Поступления по проекту

Таблица 25. Штатное расписание

Таблица 26. Налоговые отчисления по проекту

Таблица 27. Показатели рентабельности проекта

Таблица 28. Динамика показателей рентабельности проекта

Таблица 29. Расчет точки безубыточности

Таблица 30. Отчет о прибылях и убытках

Таблица 31. Отчет о движении денежных средств

Таблица 32. Показатели эффективности проекта

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще