В основном проекты с апартаментами представляют собой многофункциональные комплексы с широкой офисной или инфраструктурной составляющей, и относятся к классу «бизнес» или «элит». В настоящий момент продажи апартаментов активно ведутся всего в нескольких комплексах.
Количество заявленных проектов с апартаментами, предназначенными как для продажи, так и для аренды, достаточно велико. Суммарная площадь апартаментов по оценкам специалистов компании Blackwood составляет более 500 тыс. кв. м. Очевидно, что финансовый кризис снизит темпы насыщения рынка новым предложением апартаментов, однако в будущем этот сегмент будет активно развиваться - перспективы рынка апартаментов достаточно высоки.
Мировой финансовый кризис оказал серьезное негативное влияние и на рынок офисной недвижимости, которое выразилось в существенном сокращении и перераспределении спроса. Результатом изменения спроса явился в том числе рост объем вакантных площадей. Это в совокупности с резко ухудшившейся ситуацией на рынке кредитных ресурсов сделало большинство новых проектов офисной недвижимости низкорентабельными. Ряд девелоперов принял решение по реконцепции объектов с целью вывода на рынок предложения, адекватного изменившемуся спросу. Возможным вариантом реконцепции оказался вариант представления вместо офисов жилых площадей, причем не классических квартир, а апартаментов.
Анализ зарубежных рынков жилой недвижимости показал, что формат «апартаменты», новый с точки зрения российской практики, в развитых странах представлен довольно широко. В мировой практике существует несколько разновидностей апартаментов - сервисные апартаменты, апартаменты в апарт-отелях, кондо-апартаменты. Главными особенностями данного типа недвижимости за рубежом является наличие кухонной зоны (это свойство отличает, например, апарт-отели от обычных гостиниц), а также наличие сервисного обслуживания. Апартаменты представлены как на рынке аренды, так и на рынке продаж жилья. Наиболее интересным и сложным видом апартаментных комплексов являются кондоминиум-отели. Эти комплексы как бы сочетают в себе особенности двух других типов апартаментов: они реализуются частным лицам, как сервисные апартаменты на продажу, а затем организованно сдаются во временную аренду, как апартаменты в апарт-отелях.
И кондоминиум-отели, и апарт-отели, и сервисные апартаменты пользуются значительным спросом со стороны покупателей и арендаторов, так как они сочетают в себе удобства отдельных квартир с преимуществами отельного сервиса.
В целом, анализ рынка показал, что даже несмотря на влияние кризиса, апартаменты будут привлекать покупателей/арендаторов своими особенностями, в том числе наличием организованного сервисного обслуживания. Являясь известным и общепризнанным на мировых рынках типом жилья для деловых людей, он будет привлекателен для иностранных арендаторов и инвесторов. В свою очередь, популярность и престижность данного вида недвижимости сделает его интересным и для российского потребителя.1. Апартаменты в России
1.1.Общая характеристика
1.2. Апарт-отели
1.3. Доходные дома
1.4. Апартаменты на продажу
1.5. Перспективы сегмента. Заявленные проекты с апартаментами
1.6. Апартаменты вместо офисов. Перспективы и возможности
2. Апартаменты. Зарубежный опыт
2.1. Сервисные апартаменты и апарт-отели
2.2. Кондоминиум-отели
3. Паспорта объектов. Комплексы с апартаментами на территории ММДЦ «Москва-Сити»
Согласно новому исследованию агентства ABARUS Market Research, в 2022 году производство газобетонных блоков в России выросло на 2,2%, хотя год выдался очень непростой. Согласно опросам, проведенным Национальной Ассоциацией Производителей Автоклавного Газобетона, по итогам года ожидалось снижение, но флагманы отрасли «поднажали», и падения производства не произошло. Правда, на фоне 2021 года, когда совокупный выпуск вырос на 17,2%, двухпроцентное увеличение выглядит скромным. Однако, затем тенденция изменилась. В течение первого полугодия 2023 года производство газобетона падало. Второе полугодие обещает быть более благополучным, но из-за весеннего спада годовой выпуск может не дотянуть до 13 млн куб. м, в то время как планку в 14 миллионов рынок взял год назад.
Несмотря на геополитическую и экономическую ситуацию, уход с рынка ряда крупных зарубежных игроков и снижение доходов населения рынок БАД в РФ в 2022 году продемонстрировал позитивный итог. В 2022 году объём рынка составил 105 млрд. руб. в денежном выражении и 341 млн. упаковок в натуральном.