80 000 ₽
Рынок DIY РФ. Анализ регионов, тенденции 2017 года, прогноз до 2019 года
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
80 000 ₽
Демоверсия
INFOLine

Рынок DIY РФ. Анализ регионов, тенденции 2017 года, прогноз до 2019 года

Дата выпуска: 17 июля 2017
Количество страниц: 1150
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 48731
80 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Выпуски
Описание

Цель исследования: анализ состояния и прогноз развития розничной торговли строительными и отделочными материалами, товарами для дома и сада (рынка DIY), структурированное описание, сравнительный анализ и ранжирование операционных и финансовых показателей крупнейших операторов рынка DIY, а также основных форматов торговых сетей DIY, анализ факторов, определяющих динамику потребления строительных и отделочных материалов в России (состояния строительного комплекса России и рынка ипотечного кредитования), изменения потребительских предпочтений и спроса на строительные и отделочные материалы, товары для дома и сада, прогноз поведения отрасли, сравнительный анализ регионального развития розничной и оптово-розничной торговли DIY России.

Рекомендуем: для повышения эффективности взаимодействия поставщиков и сервисных компаний с торговыми сетями DIY использовать Аналитическую базу "600 универсальных и специализированных торговых сетей DIY РФ. 2016 год", для комплексного анализа рынка DIY и Household России использовать Исследование "Рынок Household РФ. Итоги 2015 года, прогноз до 2018 года", для малого и среднего бизнеса стандартную версию Исследования "Рынок DIY России. Итоги 2016 года. Тенденции 2017 года. Прогноз до 2019 года".

Направления использования результатов исследования: бенчмаркинг, анализ конкурентов в разрезе регионов и розничных форматов (каналов продаж), маркетинговое и стратегическое планирование, поиск клиентов и партнеров, подготовка к переговорам с торговыми сетями.

Временные рамки исследования: С 2005 по 2016 гг. (емкость и динамика рынка, операционные и финансовые показатели сетей), Прогнозы на 2017-2019 годы (емкость и динамика рынка DIY и строительного рынка, структура рынка по каналам продаж, стратегии и планы регионального развития крупнейших сетей DIY).

Сроки проведения исследования: II квартал 2017 года (предыдущая версия выпущена в III квартале 2016 года).

Ключевые параметры рынка: совокупная емкость рынка DIY, Household (товары для дома) и Garden (товары для сада) России в 2016 году превысила 1,37 трлн руб., снизившись более чем на 6% по сравнению с 2015 годом. Если учитывать продажи в мелкооптовом канале, то общий объем рынка превышает 2 трлн руб. (с учетом НДС). Всего на рынке работает более 800 универсальных и специализированных сетей DIY, доля современных форматов торговли превышает 75% рынка, причем на TOP-10 крупнейших ритейлеров DIY приходится более 30%.

Преимущества исследования: анализ сетевой торговли всем спектром строительных и отделочных материалов (hard и soft DIY), товаров для дома и сада; охват не только розничных, но и мелкооптовых продаж (в том числе через канал строительных баз с открытыми строительными дворами); базой исследования является ежегодно обновляемая и пополняемая база 600 крупнейших торговых сетей DIY (гипермаркеты, супермаркеты, строительные базы, специализированные и универсальные магазины, шоу-румы, интернет-магазины ритейлеров DIY).

Затраченные ресурсы: 400 человеко-дней (около 2 млн руб.)

Печатная версия Исследования "Рынок DIY РФ. Анализ регионов, тенденции 2017 года и прогноз до 2019 года" включает: Часть I. Анализ рынка и рейтинг сетей; Часть II. Описание TOP-20 ритейлеров; Часть III. Анализ розничной торговли и торговых сетей DIY в регионах России. Том 1: ЦФО, СЗФО; Том 2: ПФО, ЮФО, СКФО, УФО, СФО, ДФО, КФО. 

Задачи и структура исследования по разделам:

Раздел I. Состояние международного рынка DIY

Анализ страновой и региональной структуры мирового рынка DIY, ранжирование крупнейших международных ритейлеров DIY, анализ динамики развития крупнейших международных ритейлеров DIY на рынке России.

Раздел II. Ситуация на рынке розничной торговли DIY в России

Анализ состояния, описание ключевых тенденций и прогноз развития розничной торговли строительными и отделочными материалами (рынка DIY). Результаты конъюнктурного опроса поставщиков. Анализ потребительских предпочтений и факторный анализ и прогноз спроса на строительные и отделочные материалы.

Раздел III. Рейтинг DIY RETAIL RUSSIA TOP по итогам 2015 года

Ранговый рейтинг розничных сетей INFOLine Retail DIY TOP-50 (включает сети с выручкой более 1,3 млрд руб. без НДС по итогам 2016 года), рейтинги ритейлеров DIY по розничной выручке и выручке с квадратного метра торговой/приведенной площади в 2016 году, количеству магазинов, торговым площадям (по состоянию на 01.01.2017 г.), рентабельности по валовой прибыли, EBITDA и чистой прибыли, чистому долгу, численности персонала и показателям выручки на сотрудника.

Раздел IV. Рейтинг специализированных сетей DIY

Включает Рейтинг крупнейших специализированных сетей DIY TOP-30 по выручке (включает сети с выручкой более 1 млрд руб. без НДС по итогам 2016 года), количеству магазинов и торговой площади.

Раздел V. Текущее состояние и перспективы развития форматов сетей DIY в России

Описание структуры ассортимента крупнейших сетей DIY, характеристика форматов, развиваемых сетями DIY в России, история развития и ключевые особенности форматов "гипермаркет", "супермаркет" и "строительная база", описание логистических систем и распределительных центров крупнейших торговых сетей DIY. Анализ тенденций и прогноз развития интернет-торговли на рынке DIY и описание интернет-магазинов розничных сетей DIY.

Раздел VI. Состояние строительного комплекса России

Анализ инвестиционной деятельности в сегментах строительной отрасли определяющих спрос на товары DIY, включающая в себя основные параметры рынка (объемы ввода жилых и нежилых площадей), состояние рынка ипотечного кредитования.

Раздел VII. Состояние экономики, строительного рынка и сетевой торговли DIY по ФО и регионам

Комплексный анализ развития розничной и оптово-розничной торговли DIY в 8 федеральных округах РФ. Описание ФО имеет следующую структуру: емкость рынка розничной и оптово-розничной торговли DIY; состояние экономики и строительного рынка; анализ операционных показателей розничных и оптово-розничных операторов DIY; анализ насыщенности объектами розничной и оптово-розничной торговли DIY. Республика Крым и Севастополь описаны по сокращенной схеме. Описание 60 крупнейших регионов России имеет следующую структуру: состояние экономики и строительного рынка; динамика развития сетевой торговли DIY; анализ конкуренции на рынке DIY по форматам гипермаркет, супермаркет, стройбаза и магазин; специализированные сети DIY.

Раздел VII. Бизнес-справки по TOP-30 ритейлеров DIY России

Бизнес-справки по 30 крупнейшим розничным и оптово-розничным операторам DIY России включают контактные данные, перечень топ-менеджеров, историю развития, структуру сети и ее уставного капитала, операционные и финансовые показатели с 2005 по 2016 года, описание форматов, информацию о девелоперских проектах, региональную представленность сети на 01.01.2017, информацию о логистической системе и распределительных центрах, описание собственных торговых марок и производственных мощностей, анализ финансовых показателей (в т. ч. EBITDA, чистый долг / EBITDA) и финансовую отчетность, стратегию, планы и перспективы регионального развития сети.

Опыт работы и референции: ИА INFOLine реализует для клиентов заказные исследования и выпускает инициативные исследования по розничной торговле DIY и рынку строительных и отделочных материалов c 2007 года. Нашими постоянными клиентами являются более 30 торговых сетей DIY (в т.ч. лидеры рынка Leroy Merlin, IKEA, OBI, Castorama, "Петрович", "Максидом", "Строительный Двор", "К-раута", "Бауцентр" и др.) и более 100 производителей и поставщиков строительных и отделочных материалов (Tarkett, Saint-Gobain, Henkel, Knauf, Rockwool, Lafarge, Isover, Tikkurila, Группа "ИЛИМ", "Старатели" и многие другие). Рейтинг крупнейших ритейлеров DIY Retail Russia TOP ежегодно публикуется в ведущих СМИ и является наиболее авторитетным и цитируемым рейтингом по рынку DIY России. Кроме того, ИА INFOLine обладает уникальными компетенциями и опытом в проведении исследований по другим сегментам розничного и потребительского рынка России (FMCG, Non-Food), строительному рынку и инвестиционной деятельности компаний, а также рынку строительных (кирпич, цемент, нерудные материалы, товарный бетон, ЖБИ, ячеистые бетоны, теплоизоляция и т. д.) и отделочных материалов.

Методы исследования и источники информации:

  • экспертные опросы и интервью с представителями более 200 торговых сетей DIY и поставщиков строительных и отделочных материалов;
  • анкетирование более 100 торговых сетей DIY;
  • мониторинг и анализ операционных и финансовых показателей более 600 универсальных и специализированных торговых сетей DIY;
  • анализ материалов Форума "Проблемы и перспективы развития рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY" (выступления, дискуссии), а также других конференций по рынку DIY;
  • мониторинг состояния строительной отрасли, реализации инвестиционных проектов в промышленном и гражданском строительстве, ввода жилых и нежилых объектов, динамики инфляционных процессов, показателей розничной торговли и потребительского спроса с использованием данных Росстата, Министерства строительства и ЖКХ, Минэкономразвития, Центробанка;
  • мониторинг более 2000 СМИ и выявление ключевых событий на рынке строительных и отделочных материалов, а также розничной торговли DIY, которые ИА INFOLine осуществляет с 2002 года в рамках услуги Тематические новости: "Розничная торговля товарами для дома, сада и торговые сети DIY РФ".
Развернуть
Содержание

Об Исследовании "Рынок DIY РФ. Анализ регионов, тенденции 2017 года и прогноз до 2019 года"..................... 3 стр.

Раздел I. Состояние международного рынка DIY&Household............................................................................................ 20 стр.

Анализ региональной структуры мирового рынка DIY&Household..............................................................................................

Тенденции инновационного развития DIY ритейла........................................................................................................................

Результаты конъюнктурного опроса поставщиков.....................................................................................................................

Рейтинг крупнейших ритейлеров DIY&Household в мире.............................................................................................................

Анализ развития международных ритейлеров DIY на рынке России..........................................................................................

Раздел II. Ситуация на рынке розничной торговли DIY в России....................................................................................... 75 стр.

Макроэкономические показатели розничной торговли.................................................................................................................

Основные тенденции рынка розничной торговли DIY в России...................................................................................................

Результаты конъюнктурного опроса поставщиков строительных и отделочных материалов.........................................

Сделки М&А на рынке розничной торговли DIY России.................................................................................................................

Доходы, расходы и предпочтения потребителей товаров DIY в России..................................................................................

Перспективы развития розничной торговли и сетей DIY в России...........................................................................................

Раздел III. Рейтинг DIY RETAIL RUSSIA TOP............................................................................................................................... 30 стр.

Ранговый рейтинг и характеристика ассортимента крупнейших розничных и оптово-розничных операторов DIY.......

Рейтинг крупнейших розничных и оптово-розничных операторов DIY по выручке.................................................................

Рейтинг крупнейших розничных и оптово-розничных операторов DIY по количеству торговых объектов.......................

Рейтинг крупнейших розничных и оптово-розничных операторов DIY по торговой площади...............................................

Рейтинг крупнейших розничных и оптово-розничных операторов DIY по плотности продаж (выручке на единицу площади)

Рейтинг крупнейших розничных и оптово-розничных операторов DIY по финансовым показателям.................................

Рейтинг крупнейших розничных и оптово-розничных операторов DIY по EBITDA и рентабельности EBITDA...................

Рейтинг крупнейших розничных и оптово-розничных операторов DIY по величине чистого долга и отношению долга к EBITDA

Рейтинг крупнейших розничных и оптово-розничных операторов DIY по численности сотрудников.................................

Раздел IV. Рейтинг специализированных сетей DIY.............................................................................................................. 10 стр.

Рейтинг крупнейших специализированных сетей DIY по выручке..............................................................................................

Рейтинг крупнейших специализированных сетей DIY по количеству магазинов.....................................................................

Рейтинг крупнейших специализированных сетей DIY по торговой площади............................................................................

Раздел V. Текущее состояние и перспективы развития форматов сетей DIY в России............................................ 65 стр.

Характеристика ассортимента и предоставляемых сервисов крупнейших розничных и оптово-розничных операторов DIY

Общая характеристика форматов, развиваемых сетями DIY России.....................................................................................

История развития и ключевые особенности формата "гипермаркет".....................................................................................

История развития и ключевые особенности формата "супермаркет"....................................................................................

История развития и ключевые особенности формата "строительная база".........................................................................

Интернет-торговля на рынке DIY и интернет-магазины сетей DIY........................................................................................

Характеристика распределительных центров крупнейших розничных операторов DIY.......................................................

Раздел VI. Состояние и перспективы строительного рынка России............................................................................... 20 стр.

Инвестиции в строительство.........................................................................................................................................................

Основные показатели строительной отрасли.............................................................................................................................

Жилищное строительство...............................................................................................................................................................

Строительство нежилых объектов...............................................................................................................................................

Раздел VII. Состояние экономики, строительного рынка и сетевой торговли DIY по ФО и регионам................ 535 стр.

Центральный федеральный округ....................................................................................................................................................

Москва................................................................................................................................................................................................

Московская область..............................................................................................................................................................................

Белгородская область...........................................................................................................................................................................

Брянская область.................................................................................................................................................................................

Владимирская область..........................................................................................................................................................................

Воронежская область............................................................................................................................................................................

Ивановская область..............................................................................................................................................................................

Калужская область................................................................................................................................................................................

Костромская область.............................................................................................................................................................................

Курская область...................................................................................................................................................................................

Липецкая область.................................................................................................................................................................................

Орловская область...............................................................................................................................................................................

Рязанская область................................................................................................................................................................................

Смоленская область.............................................................................................................................................................................

Тамбовская область..............................................................................................................................................................................

Тверская область..................................................................................................................................................................................

Тульская область..................................................................................................................................................................................

Ярославская область............................................................................................................................................................................

Северо-Западный федеральный округ.............................................................................................................................................

Санкт-Петербург...................................................................................................................................................................................

Ленинградская область..........................................................................................................................................................................

Архангельская область..........................................................................................................................................................................

Вологодская область.............................................................................................................................................................................

Калининградская область.......................................................................................................................................................................

Мурманская область.............................................................................................................................................................................

Новгородская область...........................................................................................................................................................................

Псковская область................................................................................................................................................................................

Республика Карелия..............................................................................................................................................................................

Республика Коми..................................................................................................................................................................................

Приволжский федеральный округ.....................................................................................................................................................

Кировская область................................................................................................................................................................................

Нижегородская область.........................................................................................................................................................................

Оренбургская область...........................................................................................................................................................................

Пензенская область..............................................................................................................................................................................

Пермский край......................................................................................................................................................................................

Республика Башкортостан.....................................................................................................................................................................

Республика Мордовия...........................................................................................................................................................................

Республика Татарстан...........................................................................................................................................................................

Самарская область...............................................................................................................................................................................

Саратовская область............................................................................................................................................................................

Удмуртская Республика.........................................................................................................................................................................

Ульяновская область............................................................................................................................................................................

Чувашская Республика..........................................................................................................................................................................

Южный федеральный округ...............................................................................................................................................................

Краснодарский край..............................................................................................................................................................................

Астраханская область...........................................................................................................................................................................

Волгоградская область..........................................................................................................................................................................

Ростовская область..............................................................................................................................................................................

Республика Крым и Севастополь...........................................................................................................................................................

Северо-Кавказский федеральный округ...........................................................................................................................................

Ставропольский край............................................................................................................................................................................

Уральский федеральный округ..........................................................................................................................................................

Курганская область...............................................................................................................................................................................

Свердловская область..........................................................................................................................................................................

Тюменская область...............................................................................................................................................................................

Ханты-Мансийский Автономный округ...........................................................................................................................................

Челябинская область............................................................................................................................................................................

Сибирский федеральный округ...............................................................................................................................................................

Алтайский край.....................................................................................................................................................................................

Иркутская область................................................................................................................................................................................

Кемеровская область............................................................................................................................................................................

Красноярский край................................................................................................................................................................................

Новосибирская область.........................................................................................................................................................................

Омская область....................................................................................................................................................................................

Томская область...................................................................................................................................................................................

Дальневосточный федеральный округ............................................................................................................................................

Приморский край..................................................................................................................................................................................

Хабаровский край.................................................................................................................................................................................

Раздел VIII. Бизнес-справки по ТОP-30 крупнейшим ритейлерам DIY России............................................................ 365 стр.

Леруа Мерлен Восток, ООО / Торговая сеть Leroy Merlin............................................................................................................

Контактные данные.....................................................................................................................................................................

Международная деятельность.................................................................................................................................................

История развития сети в России.............................................................................................................................................

Структура и акционерный капитал.........................................................................................................................................

Описание основных форматов.................................................................................................................................................

Операционные показатели.......................................................................................................................................................

Девелоперские проекты.............................................................................................................................................................

Финансовые показатели............................................................................................................................................................

Долговая нагрузка........................................................................................................................................................................

Региональная представленность............................................................................................................................................

Private label.....................................................................................................................................................................................

Логистика........................................................................................................................................................................................

Стратегия  развития....................................................................................................................................................................

Планы регионального развития...............................................................................................................................................

Отчетность по РСБУ....................................................................................................................................................................

Структура аналогична по всем ритейлерам

OBI Россия / Торговая сеть OBI

СТД Петрович, ООО / Торговая сеть Петрович.

Касторама Рус, ООО / Торговая сеть Castorama.

Сатурн, ЗАО / Торговая сеть СатурнСтройМаркет..

МАКСИДОМ, ООО / Торговая сеть МАКСИДОМ..

Бауцентр Рус, ООО (ГК Бауцентр) / Торговая сеть Бауцентр.

Строительный Двор, ООО / Торговые сети Строительный Двор, Половик.

К-раута Рус, ООО / Торговая сеть К-раута.

НФК, ООО (ГК "Аксон") / Торговая сеть Аксон.

Агава, ООО / Торговые сети Агава, МЕГАСТРОЙ, Обои-CITY.

Кротекс, ООО (ГК Крокус) / Торговая сеть Твой Дом..

Управляющая Компания Старт, ЗАО / Торговые сети Старт, Домовой.

РитейлСтрой, ООО/ Торговая сеть ТД Вимос.

ГК Ставропольстройопторг / Торговая сеть Ставропольстройопторг.

ЭТК, ООО (ГК Элко) / Торговые сети Элко, ЭлкоMegaStore, Добрострой, Максимум, Электрик и др.

Компания Колорлон, ООО / Торговая сеть ВТД&Колорлон, 220V, ТК Толмачево.

СтройСитиТрейд, ООО и др./ Торговая сеть Стройландия.

СТРОЙДЕПО, ЗАО / Торговая сеть СТРОЙДЕПО..

Дальторгсервис, ООО (ГК Дальторгсервис) / Торговые сети ДальторгСервис, Мегастрой, Стройматериалы, Строительный магазин, Трио и др.

Еврострой, ООО / Торговая сеть Еврострой.

Проектсервис, ООО / Торговые сети Домострой, Домовой.

Строй Парк-Р, ООО / Торговая сеть Стройпарк.

Форум, ООО (ГК Практика) / Торговые сети Формула М2, Аксиома, Index Living Mall

Кенгуру-ОПТ, ООО/ Торговые сети Кенгуру, Планета и др.

ТД ПРОТЭК Стройкомплект, ООО (ГК "ПРОТЭК") / Торговая сеть ПРОТЭК.

Атлас-НТС, ООО / Торговые сети Терра, Квадрат, Agape, Kerama Marazzi, www.terracorp.ru и др.

Красный мамонт, ООО / Торговые сети Красный мамонт, LARS Ceramica, Вся сантехника.

Компания Блеск (ВИРС, ООО; Практик-трейд, ООО и др. / Торговые сети Мега, Бум, Мой Дом, Молоток и др.

Изолюкс, АО / Isolux.ru.

Приложение 1. Строительство жилых и нежилых помещений по субъектам РФ........................................... 2 стр.

Приложение 2. Строительство жилых домов по субъектам РФ.............................................................................. 2 стр.

Приложение 3. Характеристика интернет-магазинов крупнейших сетей DIY.................................................. 20 стр.

 

Развернуть
Выпуски
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще