23 000 ₽
Российский книжный рынок
Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
23 000 ₽
Демоверсия
РБК Исследования рынков

Российский книжный рынок

Дата выпуска: 26 декабря 2005
Количество страниц: 215
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 47347
23 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание
Описание

Целью настоящего исследования было создание подробного и максимально универсального аналитического обзора, который будет полезен как участникам рынка (издательствам, книготорговым компаниям, дистрибьюторам), так и инвестиционным компаниям.

 

Обзор представляет собой подробное описание текущей ситуации на российском книжном рынке, его проблем и тенденций, а также содержит оценку перспектив развития книжной отрасли.

 

Отдельный раздел обзора посвящен описанию мирового книжного рынка, проанализированы книжные рынки некоторых стран ЕС (Италии, Испании, Франции, Польши) и США: приведены их основные показатели, тенденции и прогнозы экспертов.

 

Описание российского книжного рынка разделено на две части: издательский бизнес и розничная книжная торговля, причем каждый регион был рассмотрен отдельно. Мы подробно проанализировали состояние издательского и книготоргового бизнеса в каждом федеральном округе, выделив при этом наиболее заметные компании в каждом из них.

 

Поскольку розничная торговля – неотъемлемая часть любого бизнеса, мы изучили актуальное состояние российского книжного ритейла, при этом нами были использованы методы мониторинга торговых точек, анализа справочных изданий, интервью с представителями книготорговых компаний.

 

В обзоре рассматриваются основные характеристики российского книжного рынка, включая оценку объема рынка в натуральном и стоимостном выражении, прогноз развития рынка, экспортно-импортные операции, читательскую активность населения России и другие важные аспекты. Были проанализированы основные тенденции, характерные для книжной отрасли России, рассмотрены перспективы развития рынка.

 

Отдельный раздел посвящен анализу сильных и слабых сторон российского книжного рынка и основных факторов, влияющих на развитие рынка. Кроме того, в обзоре рассмотрены основные сегменты литературы, доли каждого из них в общем объеме книжного рынка в стоимостном выражении, издательства-лидеры в каждом сегменте, наиболее распространенные маркетинговые стратегии участников рынка.

 

В отчете приведены профили крупнейших издательств и книготорговых компаний России. Профили включают краткое описание компании, положение компании на рынке на текущий момент, перспективы развития компании, имена руководителей и контактную информацию.

 

Методы

 

 

При проведении исследования мы применили ряд методов, позволивших нам выполнить поставленные задачи наилучшим образом. Поскольку официальная статистика по продажам книг и брошюр в России отсутствует, основным источником данных для нас стал мониторинг торговых точек и экспертные оценки компетентных представителей издательств и книготорговых компаний.

 

Прогнозные значения получены на основании экспертных оценок с помощью методов математического моделирования.

 

Полный список методов, применявшихся при проведении исследования:

  • Экспертные интервью с представителями издательств и книготорговых компаний
  • Кабинетное исследование
  • Мониторинг торговых точек

В рамках кабинетного исследования были использованы следующие источники:

  • Материалы печатных и электронных СМИ
  • Материалы конференций
  • Материалы выставок
  • Результаты исследований сторонних компаний
  • Инвестиционные отчеты и меморандумы отечественных и западных компаний

 

Список экспертов

 

 

В нашем исследовании приняли участие представители крупнейших российских издательств и книготорговых компаний.

  1. Бартенев Олег Святославович, генеральный директор издательства "Астрель", финансовый директор ИГ "АСТ"
  2. Бородулин Сергей Александрович, исполнительный директор ИГ "АСТ"
  3. Воронина Екатерина, генеральный директор ЗАО "Библион – Русская книга"
  4. Гришин Владимир Олегович, директор по продажам издательства "Эксмо"
  5. Ильин Алексей Маркович, генеральный директор издательства "Альпина Бизнес Букс"
  6. Касьянова Любовь Николаевна, коммерческий директор ООО "Топ-книга"
  7. Коган Александр Федорович, главный маркетолог издательства "Рипол Классик"
  8. Кожевников Михаил Юрьевич, Коммерческий директор издательства "Просвещение"
  9. Котов Денис Алексеевич, генеральный директор сети "Буквоед"
  10. Тимофеева Евгения Николаевна, руководитель отдела рекламы издательства "У-Фактория"
  11. Чумичева Ольга, директор по PR и рекламе издательства "Азбука-Классика"

 

Кроме того, в исследовании приняли участие эксперты некоторых российских издательств и книготорговых компаний, пожелавшие остаться анонимными.

Мы благодарим всех экспертов за участие в исследовании, предоставленную исчерпывающую информацию и компетентные заключения по многим вопросам, освещенным в обзоре "Российский книжный рынок".

Развернуть
Содержание

Введение................................................................................................................................ 3

Аннотация........................................................................................................................... 3

Методы................................................................................................................................ 4

Список экспертов............................................................................................................... 4

Полное оглавление.............................................................................................................. 6

Список диаграмм................................................................................................................ 11

Список таблиц..................................................................................................................... 14

Мировые книжные рынки: Испания, Италия, Польша, Франция, США.............. 16

Книжный рынок Испании............................................................................................... 16

Экспорт и государственное регулирование книжного бизнеса в Испании............ 17

Книжный рынок Италии................................................................................................. 18

Основные игроки рынка.............................................................................................. 18

Экспорт и государственное регулирование книжного бизнеса в Италии.............. 19

Читательская активность населения Италии............................................................. 20

Розничная торговля книжной продукцией................................................................ 21

Книжный рынок Польши................................................................................................ 22

Показатели книжного рынка Польши......................................................................... 22

Читательская активность населения Польши............................................................ 23

Импорт и экспорт книг................................................................................................ 23

Игроки рынка................................................................................................................ 23

Дистрибуция и продажа книг в Польше..................................................................... 24

Описание крупнейших книготорговых сетей Польши.......................................... 24

Рекламная активность польских издателей............................................................ 25

Книжный рынок США..................................................................................................... 25

Импорт книжной продукции в США......................................................................... 25

Дистрибуция и продажа книг в США........................................................................ 26

Издание учебной литературы в США......................................................................... 28

Книжный рынок Франции.............................................................................................. 28

Дистрибуция и продажа книг во Франции................................................................ 30

"Уровни" книжных магазинов................................................................................. 30

Распределение рынка между каналами розничной торговли.............................. 31

Продажа книг коллективным покупателям............................................................ 31

Интернет-торговля книгами во Франции.............................................................. 31

Продажа книг через автоматы................................................................................. 32

Читательская активность населения Франции.......................................................... 33

Государственное регулирование книжного бизнеса................................................. 33

Заключение....................................................................................................................... 33

Сравнение книжных рынков России, стран ЕС (Испании, Италии, Франции, Польши) и США по основным показателям..................................................................................................... 35

Основные показатели.................................................................................................. 35

Экспорт и импорт книжной продукции..................................................................... 36

Дистрибуция и продажа книг...................................................................................... 36

Читательская активность населения........................................................................... 36

Государственное регулирование книжного бизнеса................................................. 37

Макроэкономические показатели России (по данным МЭРТ РФ)........................... 38

Текущая ситуация на российском книжном рынке..................................................... 41

Основные показатели российского книжного рынка в 2004-2005 гг.......................... 41

Оборот книжного рынка России в стоимостном выражении..................................... 44

Структура цены на книгу в России............................................................................. 45

Основные игроки рынка.................................................................................................. 47

Экспорт и импорт книжной продукции в Россию........................................................ 50

Экспорт книжной продукции...................................................................................... 50

Импорт книжной продукции....................................................................................... 54

Читательская активность населения России.................................................................. 57

Читательская активность населения Москвы............................................................ 60

Читательская активность населения Санкт-Петербурга........................................... 62

Альтернативные формы книг: аудиокниги и электронные книги............................... 63

Рынок аудиокниг.......................................................................................................... 63

Рынок электронных книг............................................................................................. 66

Основные проблемы и тенденции российского книжного рынка.............................. 67

Негативные тенденции................................................................................................ 67

Состояние российской полиграфической базы......................................................... 68

Позитивные тенденции............................................................................................... 70

Выводы.......................................................................................................................... 71

Розничная книжная торговля в России.......................................................................... 72

Независимые книжные магазины................................................................................... 76

Розничные книготорговые сети...................................................................................... 78

Присутствие книготорговых сетей в регионах.......................................................... 80

Способы расширения книжных сетей........................................................................ 80

Франчайзинг............................................................................................................. 81

Способы привлечения покупателей........................................................................... 82

Интернет-торговля........................................................................................................... 83

Проблемы российской интернет-торговли................................................................ 84

Основные игроки рынка.............................................................................................. 85

Перспективы книжной интернет-торговли............................................................... 85

Торговые точки в переходах метро и у станций метрополитена................................. 86

Книжные отделы в непрофильных магазинах............................................................... 88

Система продаж "Книги-почтой"................................................................................... 89

Иные формы розничной книжной торговли................................................................. 90

Заключение....................................................................................................................... 90

Особенности развития книжного бизнеса в регионах России.................................... 92

Книгоиздание в российских регионах............................................................................ 92

Москва........................................................................................................................... 93

Центральный ФО......................................................................................................... 94

Северо-Западный ФО.................................................................................................. 95

Приволжский ФО......................................................................................................... 98

Южный ФО................................................................................................................. 100

Уральский ФО............................................................................................................ 103

Сибирский ФО и Дальневосточный ФО................................................................. 105

Заключение................................................................................................................. 108

Региональный книжный ритейл................................................................................... 109

Структура регионального книжного ритейла.......................................................... 110

Москва......................................................................................................................... 112

Центральный ФО....................................................................................................... 114

Санкт-Петербург......................................................................................................... 115

Северо-Западный ФО................................................................................................ 117

Приволжский ФО....................................................................................................... 118

Сибирский ФО........................................................................................................... 123

Южный ФО................................................................................................................. 124

Уральский ФО............................................................................................................ 126

Дальневосточный ФО................................................................................................ 128

Структура российского книжного рынка: характеристика сегментов рынка по жанрам        131

Художественная литература.......................................................................................... 132

Общая характеристика сегмента................................................................................ 132

Маркетинговые стратегии......................................................................................... 134

Издание новых книг................................................................................................... 135

Предложение............................................................................................................... 137

Спрос........................................................................................................................... 138

Учебная литература........................................................................................................ 140

Детская литература......................................................................................................... 141

Общая характеристика сегмента................................................................................ 141

Издание новых книг................................................................................................... 143

Популярная психология, философия, религия, эзотерика........................................... 144

Деловая и юридическая литература (экономика, финансы, бизнес, право)............. 145

Государственное регулирование отрасли: проблемы и тенденции........................ 147

Государственное регулирование в 1996-2001 гг., 2002-2005 гг................................. 147

Текущее состояние вопроса........................................................................................... 149

Специфика государственного регулирования учебной литературы.......................... 151

Профили издательств...................................................................................................... 153

Альпина Бизнес Букс...................................................................................................... 153

Основные показатели издательства......................................................................... 153

Описание компании................................................................................................... 153

Планы развития издательства................................................................................... 154

Владелец компании.................................................................................................... 154

Руководители.............................................................................................................. 154

Контактная информация............................................................................................ 154

ИГ "АСТ".......................................................................................................................... 155

Основные показатели издательской группы........................................................... 155

Описание компании................................................................................................... 156

Планы развития издательства................................................................................... 157

Акционеры и правление............................................................................................ 157

Руководители.............................................................................................................. 157

Контактная информация............................................................................................ 157

Азбука-Классика............................................................................................................. 158

Основные показатели издательской группы........................................................... 158

Описание компании................................................................................................... 159

Планы развития издательства................................................................................... 160

Владельцы компании................................................................................................. 160

Руководители.............................................................................................................. 160

Контактная информация............................................................................................ 160

Дрофа............................................................................................................................... 161

Основные показатели издательской группы........................................................... 161

Описание компании................................................................................................... 162

Владельцы компании................................................................................................. 163

Руководители.............................................................................................................. 163

Контактная информация............................................................................................ 163

Эксмо............................................................................................................................... 164

Основные показатели издательства......................................................................... 164

Стратегия компании................................................................................................... 165

Планы развития издательства................................................................................... 166

Владельцы................................................................................................................... 166

Руководители.............................................................................................................. 167

Контактная информация............................................................................................ 167

Инфра-М.......................................................................................................................... 168

Основные показатели компании.............................................................................. 168

Описание компании................................................................................................... 169

Владельцы................................................................................................................... 170

Руководители.............................................................................................................. 170

Контактная информация............................................................................................ 170

Олма-Пресс..................................................................................................................... 171

Основные показатели компании.............................................................................. 171

Описание компании................................................................................................... 172

Планы развития издательства................................................................................... 173

Акционеры и правление............................................................................................ 173

Руководители.............................................................................................................. 174

Контактная информация............................................................................................ 174

Просвещение................................................................................................................... 175

Основные показатели издательства......................................................................... 175

Описание компании................................................................................................... 176

Планы развития издательства................................................................................... 177

Владелец компании.................................................................................................... 177

Руководители.............................................................................................................. 177

Контактная информация............................................................................................ 177

РИПОЛ Классик............................................................................................................. 178

Основные показатели компании.............................................................................. 178

Описание компании................................................................................................... 179

Планы развития издательства................................................................................... 180

Владельцы компании................................................................................................. 180

Руководители.............................................................................................................. 180

Контактная информация............................................................................................ 180

У-Фактория..................................................................................................................... 181

Основные показатели издательства......................................................................... 181

Описание компании................................................................................................... 182

Владельцы компании................................................................................................. 182

Руководители.............................................................................................................. 182

Контактная информация............................................................................................ 183

Росмэн............................................................................................................................. 184

Основные показатели издательской группы........................................................... 184

Описание компании................................................................................................... 185

Планы развития издательства................................................................................... 185

Акционеры и правление............................................................................................ 185

Руководители.............................................................................................................. 185

Контактная информация............................................................................................ 185

Профили книготорговых компаний............................................................................. 186

Библиосфера.................................................................................................................... 186

Основные показатели................................................................................................ 186

Описание компании................................................................................................... 186

Руководители.............................................................................................................. 187

Контактная информация............................................................................................ 187

Букбери............................................................................................................................ 188

Основные показатели................................................................................................ 188

Описание компании................................................................................................... 188

Планы развития.......................................................................................................... 189

Владельцы компании................................................................................................. 189

Руководители.............................................................................................................. 189

Контактная информация............................................................................................ 189

Буква................................................................................................................................ 190

Основные показатели................................................................................................ 190

Описание компании................................................................................................... 190

Планы развития.......................................................................................................... 190

Руководители.............................................................................................................. 190

Контактная информация............................................................................................ 190

Буквоед............................................................................................................................ 191

Основные показатели................................................................................................ 191

Описание компании................................................................................................... 192

Форматы сети "Буквоед"............................................................................................ 193

Книжный мини-магазин "Буквоед"...................................................................... 193

Книжный магазин "Буквоед"................................................................................. 193

Книжный супермаркет "Буквоед".......................................................................... 193

Стратегия развития компании.................................................................................. 193

Планы развития.......................................................................................................... 194

Руководители.............................................................................................................. 194

Контактная информация............................................................................................ 194

Книгомания..................................................................................................................... 195

Основные показатели................................................................................................ 195

Описание компании................................................................................................... 195

Планы развития.......................................................................................................... 195

Руководители.............................................................................................................. 195

Контактная информация............................................................................................ 195

Лабиринт......................................................................................................................... 196

Основные показатели................................................................................................ 196

Описание компании................................................................................................... 196

Планы развития.......................................................................................................... 196

Руководители.............................................................................................................. 196

Контактная информация............................................................................................ 196

ЛитЭкс............................................................................................................................. 197

Основные показатели................................................................................................ 197

Описание компании................................................................................................... 197

Руководители.............................................................................................................. 197

Контактная информация............................................................................................ 197

МДК - Московский дом книги...................................................................................... 199

Основные показатели................................................................................................ 199

Описание компании................................................................................................... 199

Планы развития.......................................................................................................... 199

Руководители.............................................................................................................. 200

Контактная информация............................................................................................ 200

Метида............................................................................................................................. 201

Основные показатели................................................................................................ 201

Описание компании................................................................................................... 201

Планы развития.......................................................................................................... 202

Руководители.............................................................................................................. 202

Контактная информация............................................................................................ 202

ПродаЛитЪ...................................................................................................................... 203

Основные показатели................................................................................................ 203

Описание компании................................................................................................... 203

Планы развития.......................................................................................................... 203

Руководители.............................................................................................................. 203

Контактная информация............................................................................................ 203

Снарк............................................................................................................................... 204

Основные показатели................................................................................................ 204

Описание компании................................................................................................... 204

Планы развития.......................................................................................................... 204

Руководители.............................................................................................................. 204

Контактная информация............................................................................................ 204

Топ-книга........................................................................................................................ 205

Основные показатели................................................................................................ 205

Описание компании................................................................................................... 205

"Книгомир".............................................................................................................. 207

"Литера"................................................................................................................... 207

"Лас-Книгас"........................................................................................................... 207

Планы развития.......................................................................................................... 208

Руководители.............................................................................................................. 208

Контактная информация............................................................................................ 208

Чакона.............................................................................................................................. 209

Основные показатели................................................................................................ 209

Описание компании................................................................................................... 209

Планы развития.......................................................................................................... 209

Руководители.............................................................................................................. 209

Контактная информация     210

Развернуть
Материалы по теме
Показать еще