До недавнего времени российская промышленность строительных материалов в значительной степени зависела от импорта. Многие виды строительных материалов, в особенности наиболее современные, импортировались из зарубежных стран. В последние несколько лет ситуация начала меняться: конкурентоспособные строительные материалы стали производиться и в России, все время увеличивается количество новых производств, вводимых в строй технологических линий. При этом рынки различных строительных материалов имеют совершенно разные барьеры для входа: на одни из них крайне сложно выйти в силу административных, конкурентных либо других барьеров, другие достаточно свободны для входа.
В июле 2007 г. компания «Бизнес Порт» подготовила аналитический обзор «Производство строительных материалов в России», позволяющий оценить интенсивность развития рынка строительных материалов в целом и по отдельным их видам в частности. Уникальность данного исследования заключается в том, что тенденции развития отрасли производства строительных материалов рассматриваются в комплексе. В частности, в обзоре представлена сравнительная характеристика динамики развития производства по каждому виду основных строительных материалов, а также интенсивности ввода новых мощностей. При этом осуществленная оценка является системной, т.к. каждый из рынков строительных материалов изучался отдельно, но по единой системе показателей, включающей анализ динамики и сезонности производства, оценку ввода новых объектов, выявление крупнейших игроков, прогнозирование объемов производства на ближайшую перспективу и прочие актуальные параметры развития рынка.
В отличие от большинства других обзоров, представленные в исследовании данные являются актуальными, так как оценивается динамика производства не только за предыдущие годы, но и за 2007 г. (с января по май).
Все это позволяет оценить интенсивность развития производств отдельных стройматериалов, уровень конкуренции на рынке, ее изменение в динамике и в перспективе. Данный обор может стать основой для принятия инвестиционных решений о вложении средств в тот или иной сектор производства, поскольку с его помощью можно оценить степень занятости отдельных рыночных ниш, выявить свободные ниши.
Круг заинтересованных лиц. Представленная в отчете информация может представлять интерес для следующих групп пользователей:
• Производителей строительных материалов;
• Производителей сопутствующих товаров;
• Поставщиков строительных материалов, в т.ч. дилеров;
• Розничные торговые сети по продаже стройматериалов;
• Инвесторов;
• Строительных компаний;
• Государственных органов;
• Финансово-кредитных учреждений.
Объектом исследования является российский рынок производства строительных материалов.
Цель исследования: проанализировать развитие ситуации в производстве строительных материалов в России.
Основные задачи Исследования:
1. Проанализировать параметры развития строительного рынка, оказывающие непосредственное влияние производство строительных материалов: динамику развития строительного рынка в целом и рынка жилищного строительства в частности (в т.ч. региональное развитие), сезонность строительства.
2. Проанализировать тенденции производства строительных материалов в России, осуществить сравнительную характеристику интенсивности развития отдельных производств.
3. Оценить динамику ввода мощностей по производству строительных материалов, сравнить интенсивность ввода мощностей по регионам и отдельным видам стройматериалов.
4. Составить рейтинг строительных материалов по интенсивности развития их производства.
5. Охарактеризовать динамику российского производства по каждому виду основных строительных материалов по месяцам в период с января 2005 по май 2007 г.
6. Оценить сезонность производства по каждому виду основных строительных материалов, построить сезонную волну производства, оценить структурные изменения в производстве.
7. Выявить крупнейших российских производителей по каждой группе строительных материалов.
8. Оценить объемы ввода мощностей по отдельным видам строительных материалов в 2005-2007 гг., в т.ч. по регионам.
9. Осуществить прогнозирование выпуска основных видов строительных материалов.
Методика Исследования. Для решения поставленных задач был проведен мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний. В процессе подготовки отчета использовался метод дедукции, т.е. сначала изучалась общая ситуация в производстве строительных материалов в России, затем – по каждому виду основных строительных материалов в отдельности. Для анализа информации применялись методы группировки и сравнения, экспертных оценок, ранжирования, трендовые модели.
Объем и структура отчета. Аналитический отчет по исследованию состоит из двух разделов общим объемом 140 страниц; отчет иллюстрирован 79 диаграммами; 99 таблицами.
ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ И РИСУНКОВ… 3
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ… 9
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ… 12
1. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ РЫНКОВ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ… 14
1.1. Параметры развития строительного рынка, оказывающие непосредственное влияние на производство строительных материалов… 14
Динамика развития строительного рынка… 14
Сезонность строительства… 17
Региональное развитие строительства в России… 20
1.2. Тенденции производства строительных материалов в России… 26
1.3. Ввод мощностей по производству строительных материалов… 31
2. ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РОССИИ… 39
2.1. Цемент… 39
2.2. Стекло… 47
Стекло строительное… 47
Стекло листовое термополированное… 53
Сравнительная характеристика развития рынков строительного и термополированного стекла… 58
2.3. Линолеум… 61
2.4. Кровельные материалы… 67
2.5. Санитарно-керамические изделия… 73
2.6. Керамическая плитка… 80
Керамическая плитка керамической для внутренней облицовки стен… 80
Керамическая плитка для полов… 84
Сравнительная характеристика развития рынков керамической плитки для внутренней облицовки стен и плитки для полов… 90
2.7. Теплоизоляционные материалы… 91
2.8. Стеновые материалы… 97
2.9. Сборный железобетон… 108
2.10. Нерудные стройматериалы… 119
2.11. Асбестоцементные изделия … 130
Шифер… 131
Асбестоцементные трубы и муфты… 134
Геомембраны являются одним из относительно небольших сегментов российского рынка геосинтетических материалов, что обусловлено их более узкими функциональными свойствами.
― Как в целом можете охарактеризовать итоги прошедшего 2022 года для рынка кейтеринга и отдельных его сегментов?
По данным "Анализа рынка готовых кормов для кошек в России", подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2018-2022 гг их продажи в стране выросли на 15,7%: с 583 до 674 тыс т.