В обзоре подводятся итоги развития рынка качественной торговой недвижимости г. Санкт-Петербург за 3 квартал 2016 года.
3 кв. 2016 г. прошел для рынка торговой недвижимости Санкт-Петербурга под долгожданным знаком «+»:
1. Введены сразу 2 качественных ТЦ: ТРЦ «Охта Молл» (GBA 148 тыс.кв.м, GLA 78 тыс.кв.м), который стал самым крупным торговым объектом, открывшимся в городе за последние 3 года, а также 2-я очередь ТРК «Порт Находка» (GBA 17,8 тыс.кв.м, GLA 10,9 тыс.кв.м).
2. Объем ввода за квартал оказался наиболее высоким с 3 кв. 2014 г., составив GBA 176 тыс.кв.м, GLA 97,0 тыс.кв.м. За 3 квартал рынок вырос на 2,7%. Общий объем предложения составил почти 3,73 млн.кв.м. Объем площадей непосредственно в торговых центрах увеличился до 2,78 млн.кв.м.
3. Средний уровень вакансии впервые с 2014 г. продемонстрировал позитивную динамику, снизившись на 0,3 п.п. – до 8,0%. (Но несмотря на это, доля свободных площадей по-прежнему остается на уровне, существенно превышающим показатели на конец 2014 г.).
4. Арендные ставки в целом остаются на уровне предыдущего отчетного периода – отмечаются только незначительные колебания средних значений.
Прогнозы до конца 2016 г. прежние: о восстановлении рынка говорить рано, но можно ожидать стабилизации показателей уровня вакансии и арендных ставок на текущем уровне. До конца года ввода новых торговых центров не планируется. Возможен рост общего объема предложения еще на 0,2-0,4% - за счет объектов сегмента DIY и гипермаркетов.
По данным «Анализа рынка медицинских услуг в Санкт-Петербурге», подготовленного BusinesStat в 2022 г, за 2017-2019 гг оборот медицинского рынка Санкт-Петербурга увеличился на 41%: со 178 до 250 млрд руб. Рост поддерживался за счет повышения цен, а также по причине увеличения числа медицинских приемов. Численность приемов росла как в секторе ОМС, так и в коммерческой медицине. Цена приемов повышалась по мере удорожания услуг частных клиник и роста тарифов ОМС.
Общий объем складских площадей, введенных в 2020 году, составил 1,9 млн. кв. м, из которых 44% (837 тыс. кв. м) было введено в Москве, 16% – в Санкт-Петербурге (312 тыс. кв. м) и 40%, или 766 тыс. кв. м, – в остальных регионах России.
По предварительным итогам, общий прирост новых торговых площадей в России в 2020 году составил 423 000 кв.м, из которых 45% приходится на региональные города. Планируемое значение показателя за 2021 год на 41,84% выше, чем в 2020 году, что говорит о постепенном восстановлении рынка торговой недвижимости после пандемии COVID-19.
В Москве в 2020 году открылось 6 торговых объектов арендопригодной площадью менее 30 тыс. кв. м и 3 объекта – более 30 тыс. кв. м. Тем самым прослеживается тенденция к открытию торговых площадок небольшой площади.
За 10 месяцев 2020 года было перенесено 49% от заявленного годового ввода на 2021 год, что составляет 467,7 тыс. кв. м арендуемых торговых площадей.
По итогам 2020 года уровень вакансии в торговых центрах Москвы достиг 11%, что на 4,9 п. п. больше показателя 2019 года.
Средняя цена предложения торговой недвижимости в Москве в 2020 году составила 200 307 руб./кв. м. Наиболее высокая цена торговых объектов сложилась в ЦАО, САО, ЮАО и ЗАО.
За 3 года наблюдался рост ставок аренды на торговую недвижимость в Москве (+19%), в 2020 году она составляла в среднем 22 902 руб. / кв.м / год.
Обеспеченность жителей Москвы качественными торговыми площадями в целом по городу на сегодняшний день составляет 532,3 кв.м на 1000 жителей. Относительно сопоставимого периода прошлого года рост составил 3,7%.
С января по сентябрь 2020 года с использованием частных инвестиций в Московской области введено более 160 тыс. кв. м новых торговых площадей, что на 48% меньше, чем за этот же период в 2019 году. Из внебюджетных источников финансирования в отрасль было привлечено более 19 млрд. рублей.
Плавного восстановления рынка торговой недвижимости в Московском регионе следует ожидать не ранее 2021 г. В перспективе ближайших 5 лет предложение качественных торговых площадей в Московском регионе будет плавно сокращаться.
Что касается других городов, лидирующих по привлекательности, наиболее востребованным форматом для них окажется качественный торговый объект районного масштаба с центральным местоположением.