В обзоре подводятся итоги развития рынка офисной недвижимости г. Санкт-Петербург за 3 квартал 2016 года.
За 3 квартал 2016 г. рынок офисной недвижимости Санкт-Петербурга вырос на 0,3%. Общий объем предложения на конец отчетного периода составил 2,72 млн.кв.м – в классах А, В+, В или чуть выше 4,21 млн.кв.м – с учетом класса С.
Объем ввода в 3 кв. 2016 г. оказался примерно на уровне предыдущего отчетного периода и составил 19,0 тыс.кв.м (GBA) или 14,2 тыс.кв.м (GLA) офисных площадей в 2-х объектах (+1,6% ко 2 кв. 2016 г.). В сравнении с аналогичным периодом 2015 г. объем ввода ниже в 5 раз. Введенные объекты относятся к классам А и В.
По состоянию на конец 3 кв. 2016 г. средний уровень вакансии по классам А, В+ и В снизился на 6,6% (или 0,7 п.п.) относительно 2 кв. 2016 г. – до 10,3%. Снижение обусловлено сохранением позитивной динамики показателя в классе А, а также улучшением ситуации с заполняемостью в классе В.
Средневзвешенная ставка аренды (в классах А, В+, В) снизилась относительно 2 кв. 2016 г. на 0,9% и составила 1140 руб./кв.м/мес. (с учетом НДС и эксплуатационных расходов).
Наиболее крупные объекты, запланированные ко вводу во II полугодии 2016 г., на конец 3 кв. 2016 г. остаются невведенными, но ожидают ввода до конца 2016 г. Максимальный объем ввода в 4 кв. 2016 г. может составить около 130 тыс.кв.м (GLA). Часть площадей (порядка 10%) планируется для продажи.
Среди петербуржцев в возрасте от 18 до 65 лет доля потребителей алкоголя составила около 70%. Практики потребления отличаются у мужчин и женщин. Среди мужчин доля потребителей пива и крепких напитков заметно больше. И в целом репертуар напитков шире. Типично женский напиток – шампанское. А вот вино за последний год в одинаковой степени было популярно и среди мужчин, и среди женщин.
Гипермаркеты, супермаркеты и сетевые алкомаркеты – практически одинаково популярные места покупки алкоголя. Мужчины как активные потребители выбирают наиболее разнообразные форматы магазинов.
Пиво – один из самых любимых алкогольных напитков петербуржцев. Около 40% опрошенных горожан пили его за последний год. Наиболее типичные потребители пива – мужчины в возрасте от 25 до 34 лет.