В мониторинге подводятся итоги развития рынка коммерческой недвижимости г. Москвы и Московской области за сентябрь 2014 г.
В сентябре 2014 г. на рынке офисной недвижимости Москвы активность арендаторов и покупателей сохранялась на достаточно высоком уровне. Совокупный объем офисных площадей, поглощенных за месяц, превысил 50 тыс. кв. м. (см. таблицу ниже). Самой крупной сделкой месяца стала покупка структурой, близкой к Группе БИН, БЦ «Новинский пассаж» на аукционе ВЭБа, сумма сделки составляет порядка 13 млрд.руб.
В сентябре стало известно, что финская инвестиционная компании Sponda сняла с продажи БЦ «Бахрушин Хаус» общей площадью 5 000 кв. м, компании выгоднее оставаться собственником объекта, нежели продавать БЦ с дисконтом. В 2012 году Sponda приобрела данный объект за 40-45 млн. долл.
Швейцарский инвестиционный фонд Eastern Property Holdings заявил о намерении приобрести в Москве бизнес-центры класса А. Для этих целей фонд выпустит бонды на 130 млн.долл. со ставкой 5,5% и сроком действия бумаг до 2023 года. С учетом кредитов, фонд может инвестировать до 400 млн.долл.
На рынке сохраняется тенденция децентрализации: в сентябре было заявлено о строительстве более 1,2 млн. кв. м, значительная часть проектов расположена вблизи МКАД.
В сентябре начала формироваться новая тенденция - пересмотр планируемых объектов и сокращение их площади. Так в проекте «Рублево-Архангельское» в Новой Москве сократили площадь делового центра более чем на 1 млн. кв.м, таким образом, в рамках данного проекта планируется построить более 3 млн. кв.м, из которых: 710 тыс. кв. м. - офисов, 2,37 млн.кв. м - жилья и 194 - тыс.кв.м торговых помещений.
В сентябре состоялось техническое открытие торгово-развлекательного центра «Водный» на пересечении Кронштадтского бульвара и Головинского шоссе. Девелопером объекта выступила компания MR Group, его общая площадь составила 50 500 кв. м (из них арендопригодная – 32 200 кв. м). Якорными арендаторами комплекса стали гипермаркет «О’Кей» (функционирует), кинотеатр «Киномакс» и магазин товаров для спорта и активного отдыха Decathlon (открытие запланировано на октябрь).
В региональных городах после летнего снижения девелоперской активности также были открыты новые объекты: ТРЦ «Аркада» в Уфе (общая площадь 58 000 кв. м) и ТРЦ «Арена» в Барнауле (150 000 кв. м). Значительное количество новых проектов были заявлены к реализации: ТРЦ на пересечении Звенигородского шоссе и Третьего транспортного кольца в Москве (общая площадь 260 000 кв. м), ТРЦ «Радуга Парк» в Перми (215 000 кв. м), ТРЦ «Планета» в Новокузнецке (162 000 кв. м) и «Астрапарк» в Астрахани (95 000 кв. м).
В сентябре в сегменте street retail можно было наблюдать расширение границ диапазонов арендных ставок, происходившее за счет снижения минимальных запрашиваемых собственниками ставок. На фоне возросшего уровня вакантных площадей это говорит о том, что в сложной экономической и финансовой ситуации высвобождаются и выходят на рынок в первую очередь наименее ликвидные и востребованные помещения.
В сентябре на российский рынок вышла американская сеть магазинов мебели и предметов интерьера Crate and
Barrel, открыв магазин в ТРЦ «Афимолл Сити». Магазин позиционируется в сегменте «выше среднего», конкуренцию в котором в России можно считать относительно слабой. Другими знаковыми новостями стали открытие нью-йоркской кондитерской Magnolia Bakery на ул. Кузнецкий Мост, а также решение компании Burberry самостоятельно развиваться на российском рынке (ранее бренд развивался при участии группы «ДжамильКо»).
В сентябре предложение качественных гостиничных номеров на московском рынке увеличилось сразу на 661 номер за счет открытия отелей DoubleTree by Hilton на Ленинградском шоссе и Radisson Blu в аэропорту «Шереметьево». Оба отеля позиционируются в верхнем сегменте рынка и рассчитаны, прежде всего, на деловых туристов.
Что касается новых проектов, то в сентябре стало известно, что группа компаний «БИН» приобрела недостроенный офисно-гостиничный комплекс в Олимпийском проезде, рядом со спорткомлексом «Олимпийский». Стоимость сделки составила 5 млрд. рублей. После завершения строительства в комплексе будет открыта гостиница Radisson Blu. Еще один новый проект был анонсирован на территории ММДЦ «Москва Сити»: многофункциональный комплекс общей площадью 150 000 кв. м будет включать в себя отель, офисы, апартаменты и паркинг. Девелопером проекта выступает «Мосинжпроект».
В сентябре предложение гостиничных номеров под управлением международных операторов в городах России увеличилось на 198 номеров за счет открытия Hyatt Regency Sochi в Сочи. Отель, позиционируемый в сегменте 5*, расположен в центре города, рядом с Приморской набережной.
Что касается новых проектов, то в сентябре стало известно о подписании договора на управление отелем Sheraton в Уфе. Гостиница на 162 номера будет открыта в 2015 г., к саммитам ШОС и БРИКС. Также в сентябре группа Accor анонсировала планы по развитию сети бюджетных отелей в городах Московской области. Согласно заявлению оператора, подписано соглашение по проекту в Мытищах; в планах сети – включение в программу Орехово-Зуево, Сергиева Посада, Коломны и Звенигорода.
1. Офисная недвижимость……………………………………….……….…. 3
2. Торговая недвижимость…………………………………………………... 5
3. Гостиничная недвижимость………..…………………………….……..… 7
Таблица 1.1. Некоторые сделки по аренде, продаже офисных площадей, сентябрь 2014 г.
Причинами тому послужили изменения условий льготного ипотечного кредитования в течение 2022 года, а также проведение специальной военной операции на Украине и падение реальных доходов россиян. Вместе с тем, стоит отметить, что снижение показателя в 2022 году соотносится с пиковым значением 2021 года. Если сравнивать текущие показатели с данными 2019 года, будет наблюдаться условно положительная динамика. Таким образом, в связи с изменением условий получения льготной ипотеки, ростом ключевой ставки ЦБ, а также в целом существенным объемом реализованного спроса на ипотечное кредитование рынок после пиковых значений перешел в стадию стабилизации.
Рост затрат зафиксирован в 16 из 23 изученных категориях бытовой техники. В то же время, стоит отметить, что рост затрат россиян на бытовую технику оказался существенно ниже, чем рост цен. По данным Росстата, за 2022 год, рост потребительских цен на бытовые холодильники составил 24,6%, на стиральные машины – 32,2%, электропылесосы – 20,5%, микроволновые печи – 21,7%, бытовые плиты – 14,4%, в среднем бытовая техника подорожала на 22,6%. В 2021 году, когда цены на бытовую технику росли под влиянием логистического кризиса и дефицита чипов, потребительские расходы отреагировали ростом на 16,8% (при росте цен на 12,2%).
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок гражданского оружия: итоги 2022 г., прогноз до 2026 г.», выяснилось, что по итогам 2022 г. в основном российский рынок гражданского оружия рос за счет двух сегментов: внутреннего производства и импорта.