25 000 ₽
Рынок ресторанов в России в 2005-2012 гг. и прогноз на 2013 – 2017 гг.
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
25 000 ₽
АМИКО

Рынок ресторанов в России в 2005-2012 гг. и прогноз на 2013 – 2017 гг.

Дата выпуска: 23 мая 2013
Количество страниц: 130
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 41311
25 000 ₽
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы
Описание

Маркетинговое исследование содержит анализ российского рынка ресторанов и прогноз его развития на 2013 – 2017 гг. В частности, подробно рассмотрены рынки ресторанов г. Москвы и Санкт-Петербурга по следующим сегментам:

  • рестораны,
  • кофейни,
  • пиццерии,

 

Цель исследования – провести анализ рынка ресторанов.

 

Структура исследования:

В исследовании рассматривается российский рынок ресторанов, в том числе рынок Москвы и Санкт-Петербурга.

В работе первоначально оценивается состояние российского, московского рынков ресторанов и рынка Санкт-Петербурга в целом (динамика и объем, сегментация), определяются основные тенденции, приводится объем рынка в масштабе России.

Исследование проводилось в следующих основных направлениях:

  • Основные параметры рынка;
  • Форматы рынка;
  • Ассортимент;
  • География;
  • Потребители;
  • Классификация;
  • Основные игроки на рынке:
  • Тенденции и прогноз развития.

 

В работе проанализированы крупнейшие сетевые игроки рынка ресторанов:

В сегменте кофеен были рассмотрены крупнейшие сети:

  • «Шоколадница»
  • «Кофе Хауз»
  • «Мока Лока»
  • «Кофемания»

В сегменте пиццерий были рассмотрены крупнейшие сети:

  • «Сбарро»
  • «IL-Патио»
  • «Papa Johns»
  • «Пицца Хат»

 

Отдельный раздел в работе посвящен подробному описанию потребительских предпочтений на рынке общественного питания и его отдельных сегментах.

 

Выдержки из исследования:

  • В 2012 году объем рынка общественного питания составил *** млрд. руб., что выше показателя предыдущего года на ***%.
  • На конец 2012 года во всей России насчитывалось порядка *** предприятий общественного питания.
  • В 2012 году объем московского рынка общественного питания составил *** млрд. руб.
  • В структуре российского рынка ресторанов в стоимостном выражении наибольшую долю занимает Центральный федеральный округ – ***%.
  • Всего в Москве работает *** ресторанов, в Санкт-Петербурге – *** ресторанов, в которых представлены традиционные блюда 42 стран. Предлагают посетителям блюда европейской кухни ***% и ***% ресторанов Москвы и Санкт-Петербурга соответственно, русской – ***% и ***%, японской – ***% и ***%.
  • При сегментации ресторанов по среднему чеку: стоимость среднего обеда (без алкоголя) составляет до 500 руб. в ***% и ***% заведений в Москве и в Санкт-Петербурге соответственно, 500-1500руб. – в ***% и ***%, свыше 1500 руб. – в ***% и ***%.
    • Крупнейшими сетями кофеен Москвы являются «Шоколадница» – *** точек питания, «Кофе Хауз» – *** точек питания.
    • В настоящее время в Москве насчитывается порядка *** пиццерий.
    • Крупнейшими сетями пиццерий в Москве являются «Сбарро», «Иль Патио», «Пицца Фабрика», «Пронто Бистро», «Пицца Хат», «Домино’с пицца», «MI PIACE» и «PAPA JOHN'S». Причем «Пицца Фабрика», «Пронто Бистро» и «Домино’с пицца» занимаются исключительно доставкой пиццы, причем за каждой пиццерией закреплена своя зона обслуживания. Самая крупная сеть пиццерий в Москве и по России у «Сбарро» – *** пиццерии в Москве и *** по России.

 

В маркетинговом исследовании приведено 76 диаграмм, 17 таблиц и 3 графика.

Развернуть
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ   2

1. РЕЗЮМЕ   4

1.1. ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ   4

1.2. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ   5

2. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ   13

2.1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ   13

2.2. СТРУКТУРА РЫНКА   16

2.3. РЫНОК ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ МОСКВЫ   18

2.4. РЫНОК ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА   23

2.5. ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ   25

3. РЫНОК РЕСТОРАНОВ   28

3.1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕРТЫ РЫНКА   28

3.1.1. Объем рынка в стоимостном выражении   28

3.1.2. Региональная структура рынка ресторанов   29

3.1.3. Инвестиции на рынке ресторанов   34

3.1.4. Трудовые ресурсы рынка ресторанов   34

3.2. СЕГМЕНТАЦИЯ РЕСТОРАНОВ   39

3.2.1. Сегментация ресторанов по типам   40

3.2.2. Сегментация ресторанов по виду кухни   42

3.2.3. Сегментация по среднему чеку   45

3.2.4. Сегментация ресторанов по видам дополнительных развлекательных услуг   47

3.3. СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ ОБЕДА И УЖИНА В РЕСТОРАНЕ   49

3.3.1. Средняя стоимость обеда   49

3.3.2. Средняя стоимость ужина   52

4. КОФЕЙНИ   55

4.1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РЫНКА КОФЕЕН   55

4.2. ФОРМАТЫ КОФЕЕН   56

4.3. АССОРТИМЕНТ БЛЮД   57

4.4. ГЕОГРАФИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ   57

4.5. ПОТРЕБИТЕЛИ   59

4.6. КЛАССИФИКАЦИЯ КОФЕЕН   62

4.6.1. Классификация по масштабам сети   62

4.6.2. Классификация по типу кухни   63

4.6.3. Классификация по среднему чеку   64

4.6.4. Классификация по видам дополнительных развлекательных услуг   65

4.7. ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ НА РЫНКЕ   66

4.7.1. Сравнительная характеристика   66

4.7.2 «Шоколадница»   70

4.7.3. «Кофе Хауз»   71

4.7.4. «Мока Лока» и «Costa Coffee»   72

4.7.5. «Кофемания»   73

4.8. ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ КОФЕЕН   74

5. ПИЦЦЕРИИ   77

5.1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РЫНКА ПИЦЕРИИ   77

5.2. ФОРМАТЫ ПИЦЦЕРИЙ   79

5.3. АССОРТИМЕНТ БЛЮД   80

5.4. ГЕОГРАФИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ   85

5.5. ПОТРЕБИТЕЛИ   86

5.6. КЛАССИФИКАЦИЯ   87

5.7. ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ НА РЫНКЕ   89

5.7.1. Сравнительная характеристика сетей   89

5.7.2. Сбарро   95

5.7.3. IL Патио   95

5.7.4. Papa Johns   96

5.7.5. Пицца Хат   96

5.7.6. Сети по доставке пиццы   97

5.8. ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ ПИЦЦЕРИЙ   98

6. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЫНОК   99

6.1. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ   99

6.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ   103

7. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ   106

7.1. ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЗАВЕДЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ЦЕЛОМ   106

7.1.1. Предпочтения по видам заведений общественного питания   106

7.1.2. Причины посещения заведений общественного питания   107

7.1.3. Наиболее предпочитаемые заведения общественного питания для обеда   108

7.1.4. Предпочтения по виду кухни   109

7.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ЗАВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ   110

7.2.1 Марка / бренд заведения   110

7.2.2 Месторасположение   111

7.2.3 Широкий ассортимент блюд / напитков / десертов   112

7.2.4 Качество предлагаемых блюд и напитков   113

7.2.5 Цены на блюда и напитки   114

7.5. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ КОФЕЕН   115

7.5.1 Частота посещения кофеен в обеденное время   115

7.5.2 Частота посещения кофеен (без учета обеденного времени)   116

7.5.3 Характеристика посетителей кофеен   117

7.5.4. Средние затраты на посещение кофейни   118

7.6. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПИЦЦЕРИЙ   119

7.6.1. Частота посещения пиццерий в обеденное время   119

7.6.2. Частота посещения пиццерий (без учета обеденного времени)   120

7.6.3. Характеристика посетителей пиццерий   121

7.6.4. Средние затраты на посещение пиццерии   122

8. ПРОГНОЗ РАЗВИТЯ РЫНКА РЕСТОРАНОВ   123

9. О КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ «АМИКО»   125

ПРИЛОЖЕНИЕ - СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ОБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В РОССИИ ПО СУБЪЕКТАМ   127

 

Развернуть
Иллюстрации

Список диаграмм

Диаграмма 1. Объем и динамика российского рынка общественного питания

Диаграмма 2. Структура рынка общественного питания по федеральным округам в 2012 году, %

Диаграмма 3. Обеспеченность точками общественного питания по регионам мира, чел./1 точку питания

Диаграмма 4. Средние расходы россиян по различным статьям затрат

Диаграмма 5. Структура выручки в секторе общественного питания

Диаграмма 6. Структура российского сетевого рынка общественного питания по форматам

Диаграмма 7.  Доля г. Москвы в общем объеме рынка общественного питания, %

Диаграмма 8. Объем и динамика рынка общественного питания г. Москвы в 2005 – 2012 гг.

Диаграмма 9. Структура рынка общественного питания Москвы по количеству единиц заведений определенного вида

Диаграмма 10. Оборачиваемость предприятий общественного питания в Москве

Диаграмма 11. Структура рынка общественного питания Москвы по формату, %

Диаграмма 12. Объем и динамика рынка общественного питания Санкт-Петербурга в 2005 – 2012 гг., млн. руб.

Диаграмма 13. Доля Санкт-Петербурга в общем объеме рынка общественного питания, %

Диаграмма 14. Структура рынка общественного питания Санкт-Петербурга по формату, %

Диаграмма 15. Объем и динамика российского рынка  ресторанов  в стоимостном выражении в 2005-2012 гг., млн. руб.

Диаграмма 16. Поквартальная динамика выручки от деятельности ресторанов, 1 кв. 2010 – 4 кв. 2012 г., млн. руб.

Диаграмма 17. Структура российского рынка ресторанов в стоимостном выражении в 2012 году по федеральным округам Российской федерации, %

Диаграмма 18. Динамика структуры рынка ресторанов по федеральным округам в 2005 – 2012 гг., %

Диаграмма 19. Структура российского рынка ресторанов в стоимостном выражении в 2012 году по субъектам Российской федерации, %

Диаграмма 20. Динамика структуры рынка ресторанов по субъектам в 2005 – 2012 гг., %

Диаграмма 21. Объем и динамика инвестиций в основной капитал в сфере деятельности ресторанов в 2005 – 1012 гг., млн. руб.

Диаграмма 22. Объем и динамика средней численности работников в сфере деятельности ресторанов в 2005 – 2012 гг., 2005 – 2012 гг. и янв.-март 2013

Диаграмма 23. Структуры численности работников в сфере деятельности ресторанов по субъектам в 2012 году, %

Диаграмма 24. Объем и динамика фонда начисленной заработной платы в сфере деятельности  ресторанов в 2005 – 2012 гг., млн. руб.

Диаграмма 25. Динамика среднемесячной заработной платы в сфере деятельности ресторанов в 2005 – 2012 гг., тыс. руб. в месяц

Диаграмма 26. Структура ресторанов по типам, %

Диаграмма 27. Структура ресторанов Москва по типам, %

Диаграмма 28. Структура московского рынка ресторанов по направлению кухни, %

Диаграмма 29. Динамика структуры московского рынка ресторанов по направлению кухни

Диаграмма 30. Структура петербургского рынка ресторанов по направлению кухни, %

Диаграмма 31. Динамика структуры петербургского рынка ресторанов по направлению кухни

Диаграмма 32. Структура московского рынка ресторанов по среднему чеку, %

Диаграмма 33. Динамика структуры московского рынка ресторанов по среднему чеку

Диаграмма 34. Структура рынка ресторанов Санкт-Петербурга по среднему чеку, %

Диаграмма 35. Динамика структуры петербургского рынка ресторанов по среднему чеку

Диаграмма 36. Наличие особенностей в ресторанах Москвы, %

Диаграмма 37. Стоимость обеда в ресторане на одного человека по России в 2005 – 2012 гг. и янв-март 2013 г., рублей на человека

Диаграмма 38. Средняя стоимость обеда в ресторане в 2011 и 2012 гг. по федеральным округам, рублей с человека

Диаграмма 39. Стоимость заказного ужина в ресторане на одного человека по России в 2005 – 2012 гг. и янв-март 2013 гг.

Диаграмма 40. Средняя стоимость заказного ужина в ресторане на человека в 2011 году по федеральным округам

Диаграмма 41. Количество кофеен в крупнейших городах мира на 1 тыс. жителей

Диаграмма 42. Размещение кофеен на территории Москвы

Диаграмма 43. Структура посетителей кофеен по доходам (в расчете на 1 человека), %

Диаграмма 44. Факторы выбора кофейни потребителем

Диаграмма 45. Структура посещения кофеен в зависимости от времени

Диаграмма 46. Доли сетевых и одиночных кофеен на рынке г. Москвы по общему количеству, %

Диаграмма 47. Структура рынка кофеен по направлению кухни, %

Диаграмма 48. Сегментация кофеен по среднему чеку

Диаграмма 49. Наличие особенностей кофеен Москвы, %

Диаграмма 50. Доли сетевых кофеен на рынке г. Москвы по брендам, %

Диаграмма 51. Самые популярные пиццы по составу

Диаграмма 52. Среднее, минимальное и максимальное количество пиццерий у одной станции метро

Диаграмма 53. Количество пиццерий у ведущих компаний в России и Москве

Диаграмма 54. Сравнение количества наименований ассортимента основных сетевых игроков.

Диаграмма 55. Сравнение средних цен крупнейших сетей пиццерий на наиболее популярные наименования в ассортименте

Диаграмма 56. Уровень и динамика денежных доходов населения в 2005 – 2012 гг.

Диаграмма 57. Структура денежных доходов населения в 2012 году

Диаграмма 58. Потребительские предпочтения по видам заведений общественного питания

Диаграмма 59. Причины посещения заведений общественного питания

Диаграмма 60.  Распределение заведений общественного питания по месту посещения в обеденное время

Диаграмма 61. Предпочтения по виду кухни

Диаграмма 62. Факторы, влияющие на выбор заведения общественного питания: марка / бренд

Диаграмма 63. Факторы, влияющие на выбор заведения общественного питания: месторасположение

Диаграмма 64. Факторы, влияющие на выбор заведения общественного питания: перечень меню

Диаграмма 65. Факторы, влияющие на выбор заведения общественного питания: качество предлагаемых блюд и напитков

Диаграмма 66. Факторы, влияющие на выбор заведения общественного питания: ценовая политика

Диаграмма 67. Частота посещения кофеен в обеденное время

Диаграмма 68. Частота посещения кофеин (без учета обеденного времени)

Диаграмма 69. Характеристика посетителей кофеен

Диаграмма 70. Средние затраты на посещение кофейни

Диаграмма 71. Частота посещения пиццерий в обеденное время

Диаграмма 72. Частота посещения пиццерий (без учета обеденного времени)

Диаграмма 73. Характеристика посетителей пиццерий

Диаграмма 74. Средние затраты на посещение пиццерии

Диаграмма 75. Прогноз динамики оборота общественного питания в России на 2013 – 2017 гг., млрд. руб.

Диаграмма 76. Прогноз динамики рынка ресторанов в стоимостном выражении на 2013 – 2016 гг., млн. руб.

 

Список графиков

График 1. Помесячная динамика оборота общественного питания в России, янв. 2011 – фев. 2013 гг., тыс. руб.

График 2. Средняя цена за обед в ресторане заказной на 1 человека по месяцам в 2005-2012 гг. и янв-март 2013 г.

График 3. Средняя стоимость ужина в ресторане на одного человека в 2005-2012 гг. и янв-март 2013 г.

Развернуть
Таблицы

Список таблиц

Таблица 1. Сегментация ресторанов

Таблица 2. Российский рынок ресторанов по ФО в стоимостном выражении в 2005-2012 гг.

Таблица 3. Российский рынок ресторанов по субъектам в стоимостном выражении в 2005-2012 гг.

Таблица 4. Средняя цена за обед в ресторане заказной на 1 человека

Таблица 5. Средняя стоимость заказного ужина в ресторане, рублей с  человека

Таблица 6. Лидеры московского рынка кофеен

Таблица 7. Характеристика крупнейших сетей кофеен

Таблица 8. Географическое распределение пиццерий в Москве по станциям метро

Таблица 9. Анализ крупнейших сетей пиццерий в России и Москве

Таблица 10. Средние цены пиццерии «Сбарро»

Таблица 11. Средние цены пиццерии «Иль Патио»

Таблица 12. Средние цены пиццерии «Пицца Фабрика»

Таблица 13. Средние цены пиццерии «Пронто Бистро»

Таблица 14. Сравнение цен по наиболее популярным наименованиям ассортимента

Таблица 15. Характеристика крупнейших сетей пиццерий

Таблица 16. Среднедушевые денежные доходы населения по регионам в 2009-2012 гг.

Таблица 17. Структура денежных доходов населения в 2005-2012 гг.

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще