Маркетинговое исследование содержит анализ российского рынка ресторанов и прогноз его развития на 2013 – 2017 гг. В частности, подробно рассмотрены рынки ресторанов г. Москвы и Санкт-Петербурга по следующим сегментам:
Цель исследования – провести анализ рынка ресторанов.
Структура исследования:
В исследовании рассматривается российский рынок ресторанов, в том числе рынок Москвы и Санкт-Петербурга.
В работе первоначально оценивается состояние российского, московского рынков ресторанов и рынка Санкт-Петербурга в целом (динамика и объем, сегментация), определяются основные тенденции, приводится объем рынка в масштабе России.
Исследование проводилось в следующих основных направлениях:
В работе проанализированы крупнейшие сетевые игроки рынка ресторанов:
В сегменте кофеен были рассмотрены крупнейшие сети:
В сегменте пиццерий были рассмотрены крупнейшие сети:
Отдельный раздел в работе посвящен подробному описанию потребительских предпочтений на рынке общественного питания и его отдельных сегментах.
Выдержки из исследования:
В маркетинговом исследовании приведено 76 диаграмм, 17 таблиц и 3 графика.
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
1. РЕЗЮМЕ 4
1.1. ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 4
1.2. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ 5
2. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 13
2.1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 13
2.2. СТРУКТУРА РЫНКА 16
2.3. РЫНОК ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ МОСКВЫ 18
2.4. РЫНОК ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 23
2.5. ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 25
3. РЫНОК РЕСТОРАНОВ 28
3.1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕРТЫ РЫНКА 28
3.1.1. Объем рынка в стоимостном выражении 28
3.1.2. Региональная структура рынка ресторанов 29
3.1.3. Инвестиции на рынке ресторанов 34
3.1.4. Трудовые ресурсы рынка ресторанов 34
3.2. СЕГМЕНТАЦИЯ РЕСТОРАНОВ 39
3.2.1. Сегментация ресторанов по типам 40
3.2.2. Сегментация ресторанов по виду кухни 42
3.2.3. Сегментация по среднему чеку 45
3.2.4. Сегментация ресторанов по видам дополнительных развлекательных услуг 47
3.3. СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ ОБЕДА И УЖИНА В РЕСТОРАНЕ 49
3.3.1. Средняя стоимость обеда 49
3.3.2. Средняя стоимость ужина 52
4. КОФЕЙНИ 55
4.1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РЫНКА КОФЕЕН 55
4.2. ФОРМАТЫ КОФЕЕН 56
4.3. АССОРТИМЕНТ БЛЮД 57
4.4. ГЕОГРАФИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ 57
4.5. ПОТРЕБИТЕЛИ 59
4.6. КЛАССИФИКАЦИЯ КОФЕЕН 62
4.6.1. Классификация по масштабам сети 62
4.6.2. Классификация по типу кухни 63
4.6.3. Классификация по среднему чеку 64
4.6.4. Классификация по видам дополнительных развлекательных услуг 65
4.7. ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ НА РЫНКЕ 66
4.7.1. Сравнительная характеристика 66
4.7.2 «Шоколадница» 70
4.7.3. «Кофе Хауз» 71
4.7.4. «Мока Лока» и «Costa Coffee» 72
4.7.5. «Кофемания» 73
4.8. ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ КОФЕЕН 74
5. ПИЦЦЕРИИ 77
5.1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РЫНКА ПИЦЕРИИ 77
5.2. ФОРМАТЫ ПИЦЦЕРИЙ 79
5.3. АССОРТИМЕНТ БЛЮД 80
5.4. ГЕОГРАФИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ 85
5.5. ПОТРЕБИТЕЛИ 86
5.6. КЛАССИФИКАЦИЯ 87
5.7. ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ НА РЫНКЕ 89
5.7.1. Сравнительная характеристика сетей 89
5.7.2. Сбарро 95
5.7.3. IL Патио 95
5.7.4. Papa Johns 96
5.7.5. Пицца Хат 96
5.7.6. Сети по доставке пиццы 97
5.8. ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ ПИЦЦЕРИЙ 98
6. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЫНОК 99
6.1. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 99
6.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 103
7. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ 106
7.1. ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЗАВЕДЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ЦЕЛОМ 106
7.1.1. Предпочтения по видам заведений общественного питания 106
7.1.2. Причины посещения заведений общественного питания 107
7.1.3. Наиболее предпочитаемые заведения общественного питания для обеда 108
7.1.4. Предпочтения по виду кухни 109
7.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ЗАВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 110
7.2.1 Марка / бренд заведения 110
7.2.2 Месторасположение 111
7.2.3 Широкий ассортимент блюд / напитков / десертов 112
7.2.4 Качество предлагаемых блюд и напитков 113
7.2.5 Цены на блюда и напитки 114
7.5. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ КОФЕЕН 115
7.5.1 Частота посещения кофеен в обеденное время 115
7.5.2 Частота посещения кофеен (без учета обеденного времени) 116
7.5.3 Характеристика посетителей кофеен 117
7.5.4. Средние затраты на посещение кофейни 118
7.6. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПИЦЦЕРИЙ 119
7.6.1. Частота посещения пиццерий в обеденное время 119
7.6.2. Частота посещения пиццерий (без учета обеденного времени) 120
7.6.3. Характеристика посетителей пиццерий 121
7.6.4. Средние затраты на посещение пиццерии 122
8. ПРОГНОЗ РАЗВИТЯ РЫНКА РЕСТОРАНОВ 123
9. О КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ «АМИКО» 125
ПРИЛОЖЕНИЕ - СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ОБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В РОССИИ ПО СУБЪЕКТАМ 127
Список диаграмм
Диаграмма 1. Объем и динамика российского рынка общественного питания
Диаграмма 2. Структура рынка общественного питания по федеральным округам в 2012 году, %
Диаграмма 3. Обеспеченность точками общественного питания по регионам мира, чел./1 точку питания
Диаграмма 4. Средние расходы россиян по различным статьям затрат
Диаграмма 5. Структура выручки в секторе общественного питания
Диаграмма 6. Структура российского сетевого рынка общественного питания по форматам
Диаграмма 7. Доля г. Москвы в общем объеме рынка общественного питания, %
Диаграмма 8. Объем и динамика рынка общественного питания г. Москвы в 2005 – 2012 гг.
Диаграмма 9. Структура рынка общественного питания Москвы по количеству единиц заведений определенного вида
Диаграмма 10. Оборачиваемость предприятий общественного питания в Москве
Диаграмма 11. Структура рынка общественного питания Москвы по формату, %
Диаграмма 12. Объем и динамика рынка общественного питания Санкт-Петербурга в 2005 – 2012 гг., млн. руб.
Диаграмма 13. Доля Санкт-Петербурга в общем объеме рынка общественного питания, %
Диаграмма 14. Структура рынка общественного питания Санкт-Петербурга по формату, %
Диаграмма 15. Объем и динамика российского рынка ресторанов в стоимостном выражении в 2005-2012 гг., млн. руб.
Диаграмма 16. Поквартальная динамика выручки от деятельности ресторанов, 1 кв. 2010 – 4 кв. 2012 г., млн. руб.
Диаграмма 17. Структура российского рынка ресторанов в стоимостном выражении в 2012 году по федеральным округам Российской федерации, %
Диаграмма 18. Динамика структуры рынка ресторанов по федеральным округам в 2005 – 2012 гг., %
Диаграмма 19. Структура российского рынка ресторанов в стоимостном выражении в 2012 году по субъектам Российской федерации, %
Диаграмма 20. Динамика структуры рынка ресторанов по субъектам в 2005 – 2012 гг., %
Диаграмма 21. Объем и динамика инвестиций в основной капитал в сфере деятельности ресторанов в 2005 – 1012 гг., млн. руб.
Диаграмма 22. Объем и динамика средней численности работников в сфере деятельности ресторанов в 2005 – 2012 гг., 2005 – 2012 гг. и янв.-март 2013
Диаграмма 23. Структуры численности работников в сфере деятельности ресторанов по субъектам в 2012 году, %
Диаграмма 24. Объем и динамика фонда начисленной заработной платы в сфере деятельности ресторанов в 2005 – 2012 гг., млн. руб.
Диаграмма 25. Динамика среднемесячной заработной платы в сфере деятельности ресторанов в 2005 – 2012 гг., тыс. руб. в месяц
Диаграмма 26. Структура ресторанов по типам, %
Диаграмма 27. Структура ресторанов Москва по типам, %
Диаграмма 28. Структура московского рынка ресторанов по направлению кухни, %
Диаграмма 29. Динамика структуры московского рынка ресторанов по направлению кухни
Диаграмма 30. Структура петербургского рынка ресторанов по направлению кухни, %
Диаграмма 31. Динамика структуры петербургского рынка ресторанов по направлению кухни
Диаграмма 32. Структура московского рынка ресторанов по среднему чеку, %
Диаграмма 33. Динамика структуры московского рынка ресторанов по среднему чеку
Диаграмма 34. Структура рынка ресторанов Санкт-Петербурга по среднему чеку, %
Диаграмма 35. Динамика структуры петербургского рынка ресторанов по среднему чеку
Диаграмма 36. Наличие особенностей в ресторанах Москвы, %
Диаграмма 37. Стоимость обеда в ресторане на одного человека по России в 2005 – 2012 гг. и янв-март 2013 г., рублей на человека
Диаграмма 38. Средняя стоимость обеда в ресторане в 2011 и 2012 гг. по федеральным округам, рублей с человека
Диаграмма 39. Стоимость заказного ужина в ресторане на одного человека по России в 2005 – 2012 гг. и янв-март 2013 гг.
Диаграмма 40. Средняя стоимость заказного ужина в ресторане на человека в 2011 году по федеральным округам
Диаграмма 41. Количество кофеен в крупнейших городах мира на 1 тыс. жителей
Диаграмма 42. Размещение кофеен на территории Москвы
Диаграмма 43. Структура посетителей кофеен по доходам (в расчете на 1 человека), %
Диаграмма 44. Факторы выбора кофейни потребителем
Диаграмма 45. Структура посещения кофеен в зависимости от времени
Диаграмма 46. Доли сетевых и одиночных кофеен на рынке г. Москвы по общему количеству, %
Диаграмма 47. Структура рынка кофеен по направлению кухни, %
Диаграмма 48. Сегментация кофеен по среднему чеку
Диаграмма 49. Наличие особенностей кофеен Москвы, %
Диаграмма 50. Доли сетевых кофеен на рынке г. Москвы по брендам, %
Диаграмма 51. Самые популярные пиццы по составу
Диаграмма 52. Среднее, минимальное и максимальное количество пиццерий у одной станции метро
Диаграмма 53. Количество пиццерий у ведущих компаний в России и Москве
Диаграмма 54. Сравнение количества наименований ассортимента основных сетевых игроков.
Диаграмма 55. Сравнение средних цен крупнейших сетей пиццерий на наиболее популярные наименования в ассортименте
Диаграмма 56. Уровень и динамика денежных доходов населения в 2005 – 2012 гг.
Диаграмма 57. Структура денежных доходов населения в 2012 году
Диаграмма 58. Потребительские предпочтения по видам заведений общественного питания
Диаграмма 59. Причины посещения заведений общественного питания
Диаграмма 60. Распределение заведений общественного питания по месту посещения в обеденное время
Диаграмма 61. Предпочтения по виду кухни
Диаграмма 62. Факторы, влияющие на выбор заведения общественного питания: марка / бренд
Диаграмма 63. Факторы, влияющие на выбор заведения общественного питания: месторасположение
Диаграмма 64. Факторы, влияющие на выбор заведения общественного питания: перечень меню
Диаграмма 65. Факторы, влияющие на выбор заведения общественного питания: качество предлагаемых блюд и напитков
Диаграмма 66. Факторы, влияющие на выбор заведения общественного питания: ценовая политика
Диаграмма 67. Частота посещения кофеен в обеденное время
Диаграмма 68. Частота посещения кофеин (без учета обеденного времени)
Диаграмма 69. Характеристика посетителей кофеен
Диаграмма 70. Средние затраты на посещение кофейни
Диаграмма 71. Частота посещения пиццерий в обеденное время
Диаграмма 72. Частота посещения пиццерий (без учета обеденного времени)
Диаграмма 73. Характеристика посетителей пиццерий
Диаграмма 74. Средние затраты на посещение пиццерии
Диаграмма 75. Прогноз динамики оборота общественного питания в России на 2013 – 2017 гг., млрд. руб.
Диаграмма 76. Прогноз динамики рынка ресторанов в стоимостном выражении на 2013 – 2016 гг., млн. руб.
Список графиков
График 1. Помесячная динамика оборота общественного питания в России, янв. 2011 – фев. 2013 гг., тыс. руб.
График 2. Средняя цена за обед в ресторане заказной на 1 человека по месяцам в 2005-2012 гг. и янв-март 2013 г.
График 3. Средняя стоимость ужина в ресторане на одного человека в 2005-2012 гг. и янв-март 2013 г.
Список таблиц
Таблица 1. Сегментация ресторанов
Таблица 2. Российский рынок ресторанов по ФО в стоимостном выражении в 2005-2012 гг.
Таблица 3. Российский рынок ресторанов по субъектам в стоимостном выражении в 2005-2012 гг.
Таблица 4. Средняя цена за обед в ресторане заказной на 1 человека
Таблица 5. Средняя стоимость заказного ужина в ресторане, рублей с человека
Таблица 6. Лидеры московского рынка кофеен
Таблица 7. Характеристика крупнейших сетей кофеен
Таблица 8. Географическое распределение пиццерий в Москве по станциям метро
Таблица 9. Анализ крупнейших сетей пиццерий в России и Москве
Таблица 10. Средние цены пиццерии «Сбарро»
Таблица 11. Средние цены пиццерии «Иль Патио»
Таблица 12. Средние цены пиццерии «Пицца Фабрика»
Таблица 13. Средние цены пиццерии «Пронто Бистро»
Таблица 14. Сравнение цен по наиболее популярным наименованиям ассортимента
Таблица 15. Характеристика крупнейших сетей пиццерий
Таблица 16. Среднедушевые денежные доходы населения по регионам в 2009-2012 гг.
Таблица 17. Структура денежных доходов населения в 2005-2012 гг.
Результаты исследования показали, что самым популярным видом кофе среди россиян является капучино, на него пришлось почти 40% чашек, приобретенных в кафе и ресторанах России в I квартале 2022 года. Востребованность капучино оставалась стабильной как в разрезе недель квартала, так и в разрезе дней недели.
Квартира является наиболее популярным и часто покупаемым видом жилья среди россиян. За последние 5 лет в новостройке приобрели квартиру четверть опрошенных, а на вторичном рынке – треть. Жилой дом, предполагающий, как правило, жизнь на окраине или за пределами города, приобрели порядка 6% респондентов, участок под строительство дома – 4,7%. При этом тенденцией последних трех лет является рост интереса населения к строительству домов ИЖС, который был дополнительно «подогрет» пандемией коронавируса и изменением образа жизни и формата работы россиян.
По данным "Анализа рынка нефтепродуктов в России", подготовленного BusinesStat в 2023 г, экспорт служил важным каналом реализации российских нефтепродуктов: в 2018-2022 гг за рубеж отправлялось более половины произведенной в стране продукции. По расчетам BusinesStat, за пять лет экспорт нефтепродуктов из России снизился на 17,3%: со 152 до 126 млн т. Основное влияние оказало сокращение поставок в 2022 г – на 14,1% относительно предыдущего года (-20,6 млн т). С конца февраля 2022 г страны ЕС поэтапно вводили санкции, которые напрямую коснулись отечественной нефтеперерабатывающей отрасли: