29 000 ₽
Рынок коммерческой недвижимости в России в 2010-2015 гг., прогноз развития рынка на 2016-2020гг.
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
29 000 ₽
Демоверсия
АМИКО

Рынок коммерческой недвижимости в России в 2010-2015 гг., прогноз развития рынка на 2016-2020гг.

Дата выпуска: 8 августа 2016
Количество страниц: 171
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 41228
29 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы
Описание

Цель исследования – провести анализ российского рынка коммерческой недвижимости и выявить перспективы его развития до 2020 года.

 

Структура исследования:

  • Обзор нового предложения на рынке, ввод новых площадей.
  • Уровень спроса и крупнейшие сделки по недвижимости по исследуемым сегментам – склады, офисы, гостиницы и торговые площади.
  • Уровень вакантности
  • Тенденции и прогноз

 

Особое внимание уделено прогнозу развития рынка на 2016-2020 гг.

 

Выдержки из работы:

Сегмент офисной недвижимости:

  • Структура общего объема распределения офисных площадей в Москве по классам сохраняется: ***% этих помещений составляют офисы класса «А» (4,1 млн кв. м), ***% – это офисы класса «В+».
  • На 1 пол. 2016 года доля свободных площадей в качественных бизнес-центрах Санкт-Петербурга составляет ***% против ***% в конце прошлого года.

 

Сегмент торговой недвижимости:

  • На конец 2015 г. общий объем качественных торговых площадей в РФ Вырос на *** млн. кв.м, включая площадь введенных в эксплуатацию 62 торговых центров и достиг значения в *** млн кв.м.
  • Общее предложение площадей современных торговых объектов, - *** тыс. м² (GLA).

 

Сегмент складской недвижимости:

  • Рыночная стоимость объектов в Москве остается неизменной с конца 2015 г.: ставка аренды в классе А составляют ***–*** руб./м2/год за стандартный сухой склад, в классе В – ***–3 500 руб./м2/год.
  • Основной спрос на складские площади в Санкт-Петербурге по-прежнему формируют торговые и дистрибьюторские компании – на их долю приходится 54% от всего объема закрытых сделок.

 

Анализ исследования коммерческой недвижимости включает в себя описание и профили крупнейших игроков на рынке, а именно:

  • ООО «МОСКАПСТРОЙ»
  • ОАО «МОСКОВСКИЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР»          
  • ЗАО «РЕНЕЙССАНС КОНСТРАКШН»
  • ЗАО ССМО «ЛЕНСПЕЦСМУ»      
  • ОАО «ГАЛС-ДЕВЕЛОПМЕНТ»

 

Текстовая часть исследования содержит 171 страницу.

Визуальное представление информации включает:

  • Диаграммы – 51 шт.
  • Таблицы – 42 шт.
  • Графики – 6 шт.
  • Схемы – 2 шт.
Развернуть
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ   2

1. РЕЗЮМЕ   4

1.1. ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ   4

1.2. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ   5

2. КЛАССИФИКАЦИЯ НЕДВИЖИМОСТИ   10

2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ОФИСНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ   12

2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ   18

2.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСТИНИЧНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ   24

2.4. КЛАССИФИКАЦИЯ СКЛАДСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ   33

3. СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ   39

3.1. ПОКАЗАТЕЛИ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И УРОВНЯ ЖИЗНИ   39

4. РОССИЙСКИЙ РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ   45

4.1. ОБЪЕМ РЫНКА КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ   45

4.1.1. Количество введенных коммерческих зданий   45

4.1.2. Строительный объем введенных коммерческих зданий   50

4.1.3. Площадь введенных коммерческих зданий   54

4.2. ИНВЕСТИЦИИ В КОММЕРЧЕСКУЮ НЕДВИЖИМОСТЬ   58

5. РЫНОК ОФИСНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ   68

5.1. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ОФИСНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ   68

5.2. МОСКОВСКИЙ РЫНОК ОФИСНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ   69

5.2.1. Предложение   69

5.2.2. Спрос   75

5.2.3. Аренда   79

5.3. РЫНОК ОФИСНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА     82

5.3.1. Предложение   82

5.3.2. Спрос   84

5.3.3. Арендные ставки   86

6. РЫНОК ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ   87

6.1. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ   87

6.2. МОСКОВСКИЙ РЫНОК ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ   88

6.2.1. Предложение   88

6.2.2. Спрос   92

6.2.3. Арендные ставки   95

6.3. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ   96

6.3.1. Предложение   96

6.3.2. Спрос   99

6.3.3. Арендные ставки   101

7. ГОСТИНИЧНЫЙ РЫНОК   102  

7.1. РОССИЙСКИЙ ГОСТИНИЧНЫЙ РЫНОК   102

7.2. МОСКОВСКИЙ ГОСТИНИЧНЫЙ РЫНОК   105

7.2.1. Предложение   105

7.2.2. Спрос   106

7.3. ГОСТИНИЧНЫЙ РЫНОК САНКТ-ПЕТЕРБУРГА   108

7.3.1. Предложение   108

7.3.2. Спрос   110

8. РЫНОК СКЛАДСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ   112

8.1. РЫНОК СКЛАДСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ РОССИИ   112

8.2. РЫНОК СКЛАДСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА   114

8.2.1. Предложение   114

8.2.3. Спрос   117

8.2.3. Арендные ставки   122

8.3. РЫНОК СКЛАДСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА   124

8.3.1. Предложение   124

8.3.2. Спрос   125

8.3.3. Арендные ставки   126

9. ПРОФИЛИ КРУПНЕЙШИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ   127

9.1. ООО «МОСКАПСТРОЙ»   127

9.1.1. О компании   127

9.1.2. Бухгалтерский баланс   128

9.1.3. Отчет о прибылях и убытках   130

9.2. ОАО «МОСКОВСКИЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР»   131

9.2.1. О компании   131

9.2.2. Бухгалтерский баланс   131

9.2.3. Отчет о прибылях и убытках   133

9.3. ЗАО «РЕНЕЙССАНС КОНСТРАКШН»   134

9.3.1. О компании   134

9.3.2. Бухгалтерский баланс   135

9.3.3. Отчет о прибылях и убытках   136

9.4. ЗАО ССМО «ЛЕНСПЕЦСМУ»   137

9.4.1. О компании   137

9.4.2. Бухгалтерский баланс   137

9.4.3. Отчет о прибылях и убытках   139

9.5. ОАО «ГАЛС-ДЕВЕЛОПМЕНТ»   140

9.5.1. О компании   140

9.5.2. Бухгалтерский баланс   140

9.5.3. Отчет о прибылях и убытках   142

10. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ НА 2015-2020 ГГ.   144

11. КОНСАЛТИНГОВЫЕ И РИЭЛТЕРСКИЕ КОМПАНИИ   147

11.1. COLLIERS INTERNATIONAL   147

11.2. KNIGHT FRANK   147

11.3. GVA SAWYER   148

11.4. CBRE   149

11.5. JONES LANG LASALLE   150

11.6. CUSHMAN & WAKEFIELD STILES & RIABOKOBYLKO   151

11.7. PRAEDIUM   152

12. О КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ «АМИКО»   155

13. ПРИЛОЖЕНИЯ   157

Развернуть
Иллюстрации

Список диаграмм

Диаграмма 1. Естественное движение населения, 2010-(янв-апр)2016 гг., тыс. чел.

Диаграмма 2. Динамика численности постоянного населения России, 2010-2015 гг., млн. чел.

Диаграмма 3. Динамика численности постоянного населения г. Москвы, 2010-2015 гг., млн. чел.

Диаграмма 4. Динамика среднедушевых денежных доходов в России, 2010- 1кв. 2016 гг., руб./ мес.

Диаграмма 5. Объем и динамика введенных коммерческих зданий в количественном выражении, 2010-(1 пол.)2016 гг., тыс. зданий

Диаграмма 6. Динамика доли коммерческих зданий в общем объеме введенных нежилых зданий (по количеству зданий), 2010-1 пол.2016гг., %

Диаграмма 7. Структура количества введенных коммерческих зданий по федеральным округам в 2015 году, %

Диаграмма 8. Структура количества введенных коммерческих зданий по крупнейшим регионам в 2015 году, %

Диаграмма 9. Структура количества введенных коммерческих зданий по федеральным округам за январь-март 2015 года, %

Диаграмма 10. Структура количества введенных коммерческих зданий по крупнейшим регионам 1 полугодие 2016 года, %

Диаграмма 11. Динамика строительного объема введенных коммерческих зданий, 2010-(янв-июн)2016 гг., млн. куб. метров

Диаграмма 12. Динамика доли коммерческих зданий в общем объеме введенных нежилых зданий (по строительному объему), 2010-1 пол.2016гг., %

Диаграмма 13. Структура общего строительного объема введенных коммерческих зданий по федеральным округам в 2015 году, %

Диаграмма 14. Структура общего строительного объема введенных коммерческих зданий по крупнейшим регионам в 2015 году, %

Диаграмма 15. Структура строительного объема введенных коммерческих зданий по федеральным округам за январь-июнь 2016 года, %

Диаграмма 16. Структура строительного объема введенных коммерческих зданий по крупнейшим регионам за январь-июнь 2016 года, %

Диаграмма 17. Объем и динамика площади введенных коммерческих зданий, 2010-(янв-июнь)2016 гг., млн. кв. метров

Диаграмма 18. Динамика доли коммерческих зданий в объеме введенных нежилых зданий (по площади), 2010-1 пол.2016гг., %

Диаграмма 19. Структура строительной площади введенных коммерческих зданий по федеральным округам в 2015 году, %

Диаграмма 20. Структура строительной площади введенных коммерческих зданий по крупнейшим регионам в 2015 году, %

Диаграмма 21. Структура строительной площади введенных коммерческих зданий по федеральным округам за январь-март 2015 года, %

Диаграмма 22. Структура строительной площади введенных коммерческих зданий по крупнейшим регионам за январь-март 2015 года, %

Диаграмма 23. Объем и динамика инвестиций в коммерческую недвижимость в 2010-2016(П) гг

Диаграмма 24. Динамика инвестиций в коммерческую недвижимость по регионам, 1 кв. 2011 – 3 кв. 2014 гг., млн. долл.

Диаграмма 25. Динамика структуры инвестиций в коммерческую недвижимость по источникам финансирования, 2010 – 1 кв.2016гг., %

Диаграмма 26. Распределение инвестиций в 2015 году, %

Диаграмма 27. Распределение инвестиций в 1 кв. 2016 года, %

Диаграмма 28. Динамика структуры инвестиций в коммерческую недвижимость по величине покупки, 2010 – 2015 гг., %

Диаграмма 29. Обеспеченность качественными офисными площадями в расчёте на одного жителя, кв. метр/чел.

Диаграмма 30. Динамика ввода офисной недвижимости класса А и В в Москве, 2010-1 пол.2016гг., млн. кв. метров

Диаграмма 31. Распределение качественного предложения офисных площадей Москвы по типу в 1 пол.2016 года, %

Диаграмма 32. Распределение ввода новых офисных площадей по кольцевым зонам Москвы, 2014 – 2016(П) гг., тыс. кв. м.

Диаграмма 33. Распределение предложения новых офисных площадей в Москве по административным округам в 2015-2016 гг.

Диаграмма 34. Структура спроса на офисные площади в Москве по отрасли компании в 2015 году, %

Диаграмма 35. Динамика распределения спроса на офисные помещения по кольцевым зонам Москвы, 2012 – 2015 гг., тыс. кв. м.

Диаграмма 36. Динамика средних базовых ставок на аренду офисной недвижимости в Москве, 2010 – 2 кв.2016 гг., долл. за кв. м. в год.

Диаграмма 37. Динамика ввода новых торговых центров в России, млн. кв. м., 2010-2016(П), млн. кв.м.

Диаграмма 38. Баланс рынка торговой недвижимости в 2011-2015 и прогноз на 2016 год

Диаграмма 39. Динамика доли вакантных площадей в торговых центрах Москвы

Диаграмма 40. Распределение обеспеченности торговыми площадями в ТЦ по районам в 1 пол. 2016 года

Диаграмма 41. Динамика доли вакантных площадей в торговых центрах Санкт-Петербурга, 2010 – 1 пол. 2016 гг., %

Диаграмма 42. Объем и динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в целом по России, 2010- 1 пол.2016 гг., млрд. руб.

Диаграмма 43. Распределение количества гостиниц Москвы по сегментам в 2015 году

Диаграмма 44. Распределение  гостиниц Санкт-Петербурга по звездности в  январе 2016 года

Диаграмма 45. Объем и динамика прироста складских площадей в Московском регионе, 2010 – 1 пол. 2016 гг., млн. кв. м.

Диаграмма 46. Объем и динамика спроса на складские помещения в Московском регионе, 2013 – 1 пол.2016гг., тыс. кв. м.

Диаграмма 47. Распределение спроса на складские площади в Московском регионе по направлениям, %

Диаграмма 48. Динамика доли вакантных площадей в складских помещениях Московского региона, 2015 г, %

Диаграмма 49. Динамика арендных ставок на складские помещения в Московском регионе по классам, 2010  -1 пол. 2016 гг., руб / кв. м. / год

Диаграмма 50. Распределение сделок по типу арендатора/покупателя в 1 пол. 2016 года, %

Диаграмма 51. Прогнозные объем и динамика площади введенных коммерческих зданий, 2015-2020гг., млн. кв. м.

 

Список графиков

График 2. Динамика доли вакантных площадей по классам офисной недвижимости в Москве, 2010 – 1 пол.2016гг., %

График 3. Динамика запрашиваемой ставки аренды в 2010-2 кв. 2016 гг

График 4. Динамика доля услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в общем объеме платных услуг, 2010-1 пол.2016гг., %

График 5. Помесячная динамика услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в целом по России, январь 2014-июнь2016 гг., млн. руб.

График 6. Динамика среднегодовой заполняемости гостиниц категории 3-5*

 

Список рисунков

Рисунок 1. Аренда площадей офисной недвижимости в Санкт-Петербурге

Рисунок 2. Географическая направленность ввода новых складских площадей Московского региона

Развернуть
Таблицы

Список таблиц

Таблица 1. Общая классификация недвижимости

Таблица 2. Краткая классификация офисной недвижимости

Таблица 3. Требования к гостиницам и другим средствам размещения

Таблица 4. Характеристика складских комплексов

Таблица 5. Структура среднедушевых денежных доходов по регионам России, 2014-2015гг., руб./мес.

Таблица 6. Ввод в действие нежилых зданий по типам, 2010-1 пол.2016гг.

Таблица 7. Основные показатели рынка в 2015 году

Таблица 8. Основные показатели рынка в 1 пол. 2016 года

Таблица 9. Значимые инвестиционные транзакции в 2015 году

Таблица 10. Офисных центры Москвы, введенные в эксплуатацию в 2015 г.

Таблица 11. Офисные центры Москвы, запланированные к вводу в эксплуатацию в 2016 г.

Таблица 12. Средневзвешенные ставки аренды на офисы в Москве в 2015-1 пол.2016 гг.

Таблица 13. Основные показатели рынка офисной недвижимости Санкт-Петербурга в 2014-2015 гг.

Таблица 14. Основные индикаторы рынка офисной недвижимости  СПБ , I пол. 2016

Таблица 15. Бизнес-центра Санкт-Петербурга, введенные в эксплуатацию в 2015 -1 пол. 2016 гг

Таблица 16. Основные показатели рынка торговой недвижимости Москвы за 2015 год

Таблица 17. Основные показатели рынка торговой недвижимости Москвы за 1 пол.2016 года

Таблица 18. Торговые центры, введенные в Москве в 2015-1 пол. 2016 гг.

Таблица 19. Ключевые открытия магазинов в московских ТРЦ*, в I полугодии 2016

Таблица 20. Диапазон ставок аренды для операторов торговых центров Москвы, 2015 год

Таблица 21. Основные показатели рынка торговой недвижимости Санкт-Петербурга, 2015 год

Таблица 22. Основные показатели рынка торговой недвижимости Санкт-Петербурга, 1 пол. 2016 года

Таблица 23. Знаковые торговые объекты Санкт-Петербурга, введенные в 2015году и план на 2016 г

Таблица 24. Средние диапазоны ставок аренды на основных центральных коридорах на помещения от 100 м2 в сегменте street retail в СПБ в 1 пол. 2016 года

Таблица 25. Новые гостиничные  объекты Москвы в прогнозе до 2020 года

Таблица 26. Индикаторы гостиничного рынка по итогам 2015 года

Таблица 27. Крупнейшие перспективные гостиничные проекты

Таблица 28. Основные показатели рынка складской недвижимости в крупнейших городах России

Таблица 29. Примеры крупных складских комплексов Московского региона, вышедших на рынок 1 пол. 2016 г.

Таблица 30. Крупнейшие сделки со складской недвижимостью в Московском регионе в 2015-1 пол. 2016  гг

Таблица 31. Показатели рынка складской недвижимости СПБ, 2014-1 пол. 2016

Таблица 32. Ключевые объекты, введенные в эксплуатацию в 1 пол.2016 года

Таблица 33. Бухгалтерский баланс ООО «МОСКАПСТРОЙ», 2012-2014гг., тыс. руб.

Таблица 34. Отчет о прибылях и убытках ООО «МОСКАПСТРОЙ», 2012-2014гг., тыс. руб.

Таблица 35. Бухгалтерский баланс ОАО «Московский бизнес инкубатор», 2012-2014гг., тыс. руб.

Таблица 36. Отчет о прибылях и убытках ОАО «Московский бизнес инкубатор», 2012-2014гг., тыс. руб.

Таблица 37. Бухгалтерский баланс ЗАО «РЕНЕЙССАНС КОНСТРАКШН», 2012-2014гг., тыс. руб.

Таблица 38. Отчет о прибылях и убытках ЗАО «РЕНЕЙССАНС КОНСТРАКШН», 2012-2014гг., тыс. руб.

Таблица 39. Бухгалтерский баланс ЗАО ССМО «ЛЕНСПЕЦСМУ», 2012-2014гг., тыс. руб.

Таблица 40. Отчет о прибылях и убытках ЗАО ССМО «ЛЕНСПЕЦСМУ», 2012-2014гг., тыс. руб.

Таблица 41. Бухгалтерский баланс ОАО «ГАЛС-ДЕВЕЛОПМЕНТ», 2012-2014гг., тыс. руб.

Таблица 42. Отчет о прибылях и убытках ОАО «ГАЛС-ДЕВЕЛОПМЕНТ», 2012-2014гг., тыс. руб.

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще