74 000 ₽
Гражданская авиация в России: АЭРОПОРТЫ 2014
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
74 000 ₽
Демоверсия
РБК Исследования рынков

Гражданская авиация в России: АЭРОПОРТЫ 2014

Дата выпуска: 11 марта 2015
Количество страниц: 240
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 39889
74 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы Выпуски
Описание

Исследование «Гражданская авиация в России: аэропорты 2014» посвящено описанию отрасли гражданской авиации РФ с фокусом на сегмент аэропортов. В исследовании рассматриваются основные характеристики аэропортов, включая оценку объема и динамики пассажироперевозок через российские аэропорты. Отчет включает краткое описание этапов развития российских аэропортов, приводится структура рынка гражданской авиации.


Отдельное внимание уделено развитию МАУ и региональных аэропортов. Анализируется соотношение операционных и финансовых показателей аэропортов, выделяются наиболее активные центры (хабы). В отчете приведен список основных аэропортов по регионам России. Рассматриваются модели взаимодействия между игроками, типы игроков на рынке, приведена карта имущественно-правовых связей на рынке.
Отдельный раздел посвящен описанию мирового рынка услуг аэропортов.


В отчете содержится описание основных услуг, предлагаемых аэропортами, хендлинговыми, клининговыми, кейтеринговыми, топливо-заправочными и др. компаниями, приводится перечень крупнейших игроков этого рынка. В отчете приводятся основные сведения о развитии аэропортов в России.
Отчет включает сравнительный анализ стоимости услуг, предоставляемых аэропортами. В исследовании рассматривается структура доходов и расходов авиакомпаний.
В отчете приведены профили крупнейших аэропортов России. Профили включают краткое описание компании, набор предлагаемых услуг, долю корпоративных клиентов, ключевые операционные и финансовые показатели, основные направления и обслуживаемые авиакомпании.


Отчет дополнен анализом результатов интернет-опроса, проводимого с целью определения тенденций развития рыка авиаперевозок и потребностей пассажиров в услугах, предоставляемых авиакомпаниями и аэропортами.

Развернуть
Содержание
АННОТАЦИЯ 2
КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ3
ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ  4
Список диаграмм13
Список таблиц15
История развития аэропортов в России16
Рынок гражданской авиации в России23
Организация и регулирование рынка23
Модель управления Российской Федерацией активами аэропортов федерального значения26
Слияния и поглощения 27
Карта собственности гражданской авиации29
Структура рынка 32
Типы игроков на рынке32
Структура расходов и доходов38
Факторы развития40
Развитие аэропортов в 2013-2014 году 43
Ситуация на мировом рынке услуг аэропортов 43
Итоги 2014 года в России46
Планы реконструкции53
Ключевые факторы, повлиявшие на российскую авиационную отрасль в 2014г. 57
Основные тенденции социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 году59
Прогноз рззвития экономики России63
Прогноз рынка авиаперевозок 68
МАУ 69
Динамика развития 69
Основные факторы развития МАУ 73
Модель развития МАУ74
Проект Аэротрополиса Домодедово75
Инфраструктурные проекты Шереметьево77
Концепция развития и организации наземной инфраструктуры аэропорта «Ермолино»78
Инфраструктурные элементы аэропортов80
Топливозаправочный комплекс80
Стоимость авиаГСМ80
Поставщики и операторы 86
Структура рынка89
Рыночная конъюнктура и перспективы90
Кейтеринг90
Хэндлинг 92
Мировой рынок хэндлинговых услуг92
Российский рынок хэндлинга92
Клининг 94
Cети беспошлинной торговли 96
Аэропорты 100
Домодедово (Москва)100
Шереметьево (Москва) 113
Пулково (Санкт-Петербург)123
Внуково (Москва) 133
Кольцово (Екатеринбург)142
Толмачево (Новосибирск)150
Самара (Курумоч)158
Ростов-на-Дону165
Краснодар (Пашковский)170
Красноярск (Емельяново) 175
Иркутск180
Хабаровск186
Владивосток (Кневичи)189
Казань (Основной)193
Сочи (Адлер) 198
Уфа204
Приложение 1. Крупнейшие ТЗК209
Аэрофьюэлз Групп209
ЛУКОЙЛ-Аэро211
Домодедово Фьюел Сервисиз 213
ТЗК "Шереметьево" 214
Газпромнефть-аэро215
ТЗК "Совэкс"215
Аэроджет-Толмачево 216
Приложение 2. Кейтеринговые компании 217
Домодедово Кэтеринг Сервис217
ЭйрФуд217
Ресторан "Внуково" 218
Аэромар219
Аэрофуд Кейтеринг220
Аэропит220
СОБП "Россия" 221
Капитан222
Цех бортового питания аэропорта "Кольцово"222
"ИнПорт"223
Novikov Catering 224
Приложение 3. Хендлинговые компании225
"Домодедово Эр Хэндлинг" 225
"Бест Аэро Хэндлинг"225
"Внуково Хэндлинг"226
ЗАО "ВИППОРТ"227
"ЦУГА "РусАэро"227
"Стримлайн ОПС"228
ДжетПорт СПб 229
"ЭРА Терминал"230
Приложение 4. Клининг232
«Аэросервис» 232
Cristanval232
«Ронова» 233
PRIMEX233
«Сервис-Клиннинг»233
Radnik Services234
«БлескСервис»234
«Премьер - Сервис» 235
«Москва»235
«Фрагра»236
Приложение 5. Интернет-опрос237
Развернуть
Иллюстрации
Рис. 1. Количество аэропортов в России20
Рис. 2. Доли государства в крупнейших авиакомпаниях и аэропортах России30
Рис. 3. Карта рынка гражданской авиации. Имущественно-правовые связи31
Рис. 4. Структура рынка и основные денежные потоки32
Рис. 5. Сравнительная стоимость услуг аэропортов35
Рис. 6. Стоимость услуг аэропортов (взлёт-посадка ВС), руб/т36
Рис. 7. Стоимость услуг аэропортов (обслуживание пассажиров на ВВЛ), руб./пасс.36
Рис. 8.Стоимость услуг аэропортов (обслуживание пассажиров на МВЛ), руб./пасс.37
Рис. 9. Доля затрат на авиаГСМ в себестоимости авиаперевозок, 2008-2013 гг.39
Рис. 10. Темпы роста количества перевезённых пассажиров, 2010-10 мес. 2014 гг., в % к предыдущему году41
Рис. 11. Cоотношение тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным и воздушным транспортом, руб.42
Рис. 12. Стоимость транспортных услуг 2011 - первое полугодие 2014 гг., руб.42
Рис. 13. Доли лидеров в общем пассажиропотоке в РФ, в 2014 году46
Рис. 14. Динамика концентрации пассажиропотоков по аэропортам России, 2001-2012 гг.47
Рис. 15. Изменение долей крупнейших аэропортов России, 2002-2013 гг.47
Рис. 16. Динамика пассажиропотока крупнейших аэропортов РФ, на период январь-декабрь 2014 г.48
Рис. 17. Доли крупнейших аэропортов, по пассажиропотоку, 2013 г.49
Рис. 18. Распределение крупнейших аэропортов на территории России50
Рис. 19. Выручка крупнейших российских аэропортов в 2013 г.51
Рис. 20. Государственные вложения на развитие аэропортов 1999-2013, млрд руб.56
Рис. 21. Динамика ВВП России и среднедушевых денежных доходов, 2001-2014 гг.59
Рис. 22. Динамика роста мирового ВВП и внешней торговли62
Рис. 23. Формирование мегаблоков63
Рис. 24. Динамика изменения доли МАУ в пассажиропотоке через аэропорты России, 2002-2014 гг., %68
Рис. 25. Пассажиропоток через московские аэропорты, 2002-2014 гг.69
Рис. 26. Доли аэропортов в пассажиропотоке московского транспортного узла, 2002-2014 гг., %69
Рис. 27. Интенсивность развития аэропортов МАУ, 2004-2014 гг.70
Рис. 28.Распределение пассажиропотока между аэропортами МАУ в 2014 году, %70
Рис. 29. Пассажиропоток аэропортов МАУ в 2014 году, тыс. пасс.71
Рис. 30.Темпы роста пассажиропотока МАУ 2007-первое полугодие 2014 гг., %72
Рис. 31. Зона аэротрополиса Домодедово76
Рис. 32.Исходный план использования земельных ресурсов76
Рис. 33. Будущая инфраструктура наземного транспорта для аэротрополиса Домодедово77
Рис. 34. Динамика доли затрат на авиаГСМ трёх крупнейших авиакомпаний РФ, %, 2008-2013 гг.80
Рис. 35. Динамика средних цен РФ на авиакеросин, руб/т, 2013 г.81
Рис. 36. Динамика средних цен на авиакеросин в аэропортах РФ, руб/т, 2013 г.81
Рис. 37. Стоимость услуг по заправке ГСМ, руб./т82
Рис. 38. Динамика изменения цены на авиационный керосин в аэропорту Домодедово, руб./т82
Рис. 39. Среднемесячные цены на ТС-1 в 2014 г. в целом по федеральным округам, руб./т.83
Рис. 40. Среднемесячные цены на ТС-1 по федеральным округам РФ в 2014 г., руб/т.84
Рис. 41. Сравнительная экономичность магистральных воздушных судов85
Рис. 42.  Динамика численности парка ВС, количество единиц85
Рис.43. Производство керосина на НПЗ России, 2013-2014 гг.86
Рис.44. Доли нефтяных компаний в производстве авиационного керосина87
Рис.45. Структура рынка поставок авиатоплива89
Рис. 46. Объем продаж авиаГСМ компанией "Аэрофьюэлз Групп"211
Рис. 47. Социально-демографические характеристики респондентов опроса потребительских предпочтений, 2014 г., %238
Рис. 48. Частота полётов (Сколько раз Вы путешествовали на самолете за последний год? (перелет туда и обратно считается одним путешествием))239
Рис. 49. Цели перелётов (С какой целью Вы чаще всего летали за последний год?)240
Рис. 50. Потребительские предпочтения спецпитания на борту самолёта (Какие виды специального бортового питания Вы заказываете в авиакомпании?)241
Рис. 51. Наиболее популярные категории товаров в магазинах Duty free242
Рис. 52. Транзитное пребывание пассажиров в городах при полётах с пересадкой (Пользуетесь ли Вы возможностью транзитного пребывания в стране (городе) при полётах с пересадкой?)243
Рис. 53. C какой целью респонденты делают промежуточную остановку (ответы респондентов, которые предпочитают продолжительные пересадки, можно было выбрать несколько вариантов ответа)243
Рис. 54. C какой целью респонденты делают промежуточную остановку (распределение по категориям)244
Развернуть
Таблицы
Табл. 1. Основные события на рынке слияний и поглощений в 2005-2014 гг.28
Табл. 2. Структура сборов с авиакомпаний33
Табл. 3. Сравнительные ставки сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов в 30 крупнейших аэропортах России37
Табл. 4. Структура затрат авиакомпании "Аэрофлот-РА"39
Табл. 5. Структура затрат авиакомпании "ЮТэйр"39
Табл. 6. Структура затрат авиакомпании " Трансаэро"40
Табл. 7. Структура доходов на примере аэропорта "Внуково", 2012 г.40
Табл. 8. Пассажиропотоки крупнейших аэропортов мира43
Табл. 9. Движение самолетов через крупнейшие аэропорты мира44
Табл. 10. Основные производственные показатели мировых регионов за 9 месяцев 2014 года45
Табл. 11.  Крупнейшие авиакомпании мира по количеству перевезенных пассажиров, 2009-2013 г.45
Табл. 12. Пассажиропоток через крупнейшие аэропорты России в 2006-2014 гг., тыс. пасс.48
Табл. 13. Рейтинг ведущих российских аэропортов по объёмам перевозок грузов и почты51
Табл. 14. Выручка крупнейших российских аэропортов в 2010-2013 гг., млрд руб.51
Табл. 15. Развитие основных объектов инфраструктуры аэропортов федерального значения и региональных аэропортов за счет всех источников финансирования52
Табл. 16. Темпы прироста (снижения) физического объема платных услуг населению (в сопоставимых ценах, % к предыдущему году)61
Табл. 17. Макроэкономические прогнозы международных организаций на 2015 г.63
Табл. 18. Факторы, влияющие на рост рынка в России в 2015-2017 гг.64
Табл. 19. Индексы роста показателей социально-экономического развития РФ в 2009-2017 гг., % (базовый прогноз)64
Табл. 20. Динамика объема платных услуг населению (% к предыдущему году)67
Табл. 21 Пассажиропоток МАУ в 2014 году70
Табл. 22. Цены на керосин по крупнейшим аэропортам Российской Федерации82
Табл. 23. Расход топлива магистральных воздушных судов84
Табл. 24. Топливозаправщики в ведущих аэропортах России87
Табл. 25. Результаты работы SG Sky Chefs, 2013 г.91
Табл. 26. Лидеры рынка по производству бортового питания91
Табл. 27. Динамика изменения выручки крупнейших сетевых хэндлинговых компаний 2012-2013 гг.92
Табл. 28. Хэндлинговые компании в ведущих аэропортах России94
Табл. 29. Клининговые компании, 2014 г.95
Табл. 30. Количество магазинов беспошлинной торговли по аэропортам98
Табл. 31.  Крупнейшие сети duty free в аэропортах России98
Табл. 32. Выбор авиакомпании (Услугами какой из перечисленных авиакомпаний Вы бы предпочли воспользоваться при условии одинаковой цены на билет?)240
Табл. 33. Наиболее востребованные дополнительные услуги в аэропортах (Какими дополнительными услугами в аэропортах вы пользовались за последний год?)242
Развернуть
Выпуски
Материалы по теме
Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Статья, 17 января 2020 INFOLine На конец 2019 года совокупная площадь распределительных центров TOP-100 крупнейших сетей превысит 8 млн кв.м. До 40% всех площадей РЦ приходится на X5 Retail Group (торговые сети Перекресток, Карусель, Пятерочка) и Магнит.

По данным исследования "Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги 2019-2020 гг.", подготовленного специалистами INFOLine, в сентябре 2019 года завершилось слияние компаний "Красное&Белое", "Дикси" и "Бристоль", в результате которого объединенная компания вышла на третье место среди крупнейших сетей. После завершения сделки по объединению розничных активов в новой компании чуть более 51% принадлежит владельцам "Дикси" и "Бристоля" – структурам Игоря Кесаева и Сергея Кациева, 49% – основателю сети "Красное&Белое" Сергею Студенникову. Бренды всех сетей будут сохранены. Отметим, что разрыв между объединенной компанией и лидерами рынка по-прежнему останется значительным. Так, в I пол. 2019 года выручка X5 Retail Group составила 839,7 млрд руб., компании "Магнит" – 643 млрд руб., а суммарная выручка объединенной компании по оценке INFOLine – около 375 млрд руб.

Показать еще