Исследование «Гражданская авиация в России: аэропорты 2014» посвящено описанию отрасли гражданской авиации РФ с фокусом на сегмент аэропортов. В исследовании рассматриваются основные характеристики аэропортов, включая оценку объема и динамики пассажироперевозок через российские аэропорты. Отчет включает краткое описание этапов развития российских аэропортов, приводится структура рынка гражданской авиации.
Отдельное внимание уделено развитию МАУ и региональных аэропортов. Анализируется соотношение операционных и финансовых показателей аэропортов, выделяются наиболее активные центры (хабы). В отчете приведен список основных аэропортов по регионам России. Рассматриваются модели взаимодействия между игроками, типы игроков на рынке, приведена карта имущественно-правовых связей на рынке.
Отдельный раздел посвящен описанию мирового рынка услуг аэропортов.
В отчете содержится описание основных услуг, предлагаемых аэропортами, хендлинговыми, клининговыми, кейтеринговыми, топливо-заправочными и др. компаниями, приводится перечень крупнейших игроков этого рынка. В отчете приводятся основные сведения о развитии аэропортов в России.
Отчет включает сравнительный анализ стоимости услуг, предоставляемых аэропортами. В исследовании рассматривается структура доходов и расходов авиакомпаний.
В отчете приведены профили крупнейших аэропортов России. Профили включают краткое описание компании, набор предлагаемых услуг, долю корпоративных клиентов, ключевые операционные и финансовые показатели, основные направления и обслуживаемые авиакомпании.
Отчет дополнен анализом результатов интернет-опроса, проводимого с целью определения тенденций развития рыка авиаперевозок и потребностей пассажиров в услугах, предоставляемых авиакомпаниями и аэропортами.
АННОТАЦИЯ | 2 |
КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ | 3 |
ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ | 4 |
Список диаграмм | 13 |
Список таблиц | 15 |
История развития аэропортов в России | 16 |
Рынок гражданской авиации в России | 23 |
Организация и регулирование рынка | 23 |
Модель управления Российской Федерацией активами аэропортов федерального значения | 26 |
Слияния и поглощения | 27 |
Карта собственности гражданской авиации | 29 |
Структура рынка | 32 |
Типы игроков на рынке | 32 |
Структура расходов и доходов | 38 |
Факторы развития | 40 |
Развитие аэропортов в 2013-2014 году | 43 |
Ситуация на мировом рынке услуг аэропортов | 43 |
Итоги 2014 года в России | 46 |
Планы реконструкции | 53 |
Ключевые факторы, повлиявшие на российскую авиационную отрасль в 2014г. | 57 |
Основные тенденции социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 году | 59 |
Прогноз рззвития экономики России | 63 |
Прогноз рынка авиаперевозок | 68 |
МАУ | 69 |
Динамика развития | 69 |
Основные факторы развития МАУ | 73 |
Модель развития МАУ | 74 |
Проект Аэротрополиса Домодедово | 75 |
Инфраструктурные проекты Шереметьево | 77 |
Концепция развития и организации наземной инфраструктуры аэропорта «Ермолино» | 78 |
Инфраструктурные элементы аэропортов | 80 |
Топливозаправочный комплекс | 80 |
Стоимость авиаГСМ | 80 |
Поставщики и операторы | 86 |
Структура рынка | 89 |
Рыночная конъюнктура и перспективы | 90 |
Кейтеринг | 90 |
Хэндлинг | 92 |
Мировой рынок хэндлинговых услуг | 92 |
Российский рынок хэндлинга | 92 |
Клининг | 94 |
Cети беспошлинной торговли | 96 |
Аэропорты | 100 |
Домодедово (Москва) | 100 |
Шереметьево (Москва) | 113 |
Пулково (Санкт-Петербург) | 123 |
Внуково (Москва) | 133 |
Кольцово (Екатеринбург) | 142 |
Толмачево (Новосибирск) | 150 |
Самара (Курумоч) | 158 |
Ростов-на-Дону | 165 |
Краснодар (Пашковский) | 170 |
Красноярск (Емельяново) | 175 |
Иркутск | 180 |
Хабаровск | 186 |
Владивосток (Кневичи) | 189 |
Казань (Основной) | 193 |
Сочи (Адлер) | 198 |
Уфа | 204 |
Приложение 1. Крупнейшие ТЗК | 209 |
Аэрофьюэлз Групп | 209 |
ЛУКОЙЛ-Аэро | 211 |
Домодедово Фьюел Сервисиз | 213 |
ТЗК "Шереметьево" | 214 |
Газпромнефть-аэро | 215 |
ТЗК "Совэкс" | 215 |
Аэроджет-Толмачево | 216 |
Приложение 2. Кейтеринговые компании | 217 |
Домодедово Кэтеринг Сервис | 217 |
ЭйрФуд | 217 |
Ресторан "Внуково" | 218 |
Аэромар | 219 |
Аэрофуд Кейтеринг | 220 |
Аэропит | 220 |
СОБП "Россия" | 221 |
Капитан | 222 |
Цех бортового питания аэропорта "Кольцово" | 222 |
"ИнПорт" | 223 |
Novikov Catering | 224 |
Приложение 3. Хендлинговые компании | 225 |
"Домодедово Эр Хэндлинг" | 225 |
"Бест Аэро Хэндлинг" | 225 |
"Внуково Хэндлинг" | 226 |
ЗАО "ВИППОРТ" | 227 |
"ЦУГА "РусАэро" | 227 |
"Стримлайн ОПС" | 228 |
ДжетПорт СПб | 229 |
"ЭРА Терминал" | 230 |
Приложение 4. Клининг | 232 |
«Аэросервис» | 232 |
Cristanval | 232 |
«Ронова» | 233 |
PRIMEX | 233 |
«Сервис-Клиннинг» | 233 |
Radnik Services | 234 |
«БлескСервис» | 234 |
«Премьер - Сервис» | 235 |
«Москва» | 235 |
«Фрагра» | 236 |
Приложение 5. Интернет-опрос | 237 |
Рис. 1. Количество аэропортов в России | 20 |
Рис. 2. Доли государства в крупнейших авиакомпаниях и аэропортах России | 30 |
Рис. 3. Карта рынка гражданской авиации. Имущественно-правовые связи | 31 |
Рис. 4. Структура рынка и основные денежные потоки | 32 |
Рис. 5. Сравнительная стоимость услуг аэропортов | 35 |
Рис. 6. Стоимость услуг аэропортов (взлёт-посадка ВС), руб/т | 36 |
Рис. 7. Стоимость услуг аэропортов (обслуживание пассажиров на ВВЛ), руб./пасс. | 36 |
Рис. 8.Стоимость услуг аэропортов (обслуживание пассажиров на МВЛ), руб./пасс. | 37 |
Рис. 9. Доля затрат на авиаГСМ в себестоимости авиаперевозок, 2008-2013 гг. | 39 |
Рис. 10. Темпы роста количества перевезённых пассажиров, 2010-10 мес. 2014 гг., в % к предыдущему году | 41 |
Рис. 11. Cоотношение тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным и воздушным транспортом, руб. | 42 |
Рис. 12. Стоимость транспортных услуг 2011 - первое полугодие 2014 гг., руб. | 42 |
Рис. 13. Доли лидеров в общем пассажиропотоке в РФ, в 2014 году | 46 |
Рис. 14. Динамика концентрации пассажиропотоков по аэропортам России, 2001-2012 гг. | 47 |
Рис. 15. Изменение долей крупнейших аэропортов России, 2002-2013 гг. | 47 |
Рис. 16. Динамика пассажиропотока крупнейших аэропортов РФ, на период январь-декабрь 2014 г. | 48 |
Рис. 17. Доли крупнейших аэропортов, по пассажиропотоку, 2013 г. | 49 |
Рис. 18. Распределение крупнейших аэропортов на территории России | 50 |
Рис. 19. Выручка крупнейших российских аэропортов в 2013 г. | 51 |
Рис. 20. Государственные вложения на развитие аэропортов 1999-2013, млрд руб. | 56 |
Рис. 21. Динамика ВВП России и среднедушевых денежных доходов, 2001-2014 гг. | 59 |
Рис. 22. Динамика роста мирового ВВП и внешней торговли | 62 |
Рис. 23. Формирование мегаблоков | 63 |
Рис. 24. Динамика изменения доли МАУ в пассажиропотоке через аэропорты России, 2002-2014 гг., % | 68 |
Рис. 25. Пассажиропоток через московские аэропорты, 2002-2014 гг. | 69 |
Рис. 26. Доли аэропортов в пассажиропотоке московского транспортного узла, 2002-2014 гг., % | 69 |
Рис. 27. Интенсивность развития аэропортов МАУ, 2004-2014 гг. | 70 |
Рис. 28.Распределение пассажиропотока между аэропортами МАУ в 2014 году, % | 70 |
Рис. 29. Пассажиропоток аэропортов МАУ в 2014 году, тыс. пасс. | 71 |
Рис. 30.Темпы роста пассажиропотока МАУ 2007-первое полугодие 2014 гг., % | 72 |
Рис. 31. Зона аэротрополиса Домодедово | 76 |
Рис. 32.Исходный план использования земельных ресурсов | 76 |
Рис. 33. Будущая инфраструктура наземного транспорта для аэротрополиса Домодедово | 77 |
Рис. 34. Динамика доли затрат на авиаГСМ трёх крупнейших авиакомпаний РФ, %, 2008-2013 гг. | 80 |
Рис. 35. Динамика средних цен РФ на авиакеросин, руб/т, 2013 г. | 81 |
Рис. 36. Динамика средних цен на авиакеросин в аэропортах РФ, руб/т, 2013 г. | 81 |
Рис. 37. Стоимость услуг по заправке ГСМ, руб./т | 82 |
Рис. 38. Динамика изменения цены на авиационный керосин в аэропорту Домодедово, руб./т | 82 |
Рис. 39. Среднемесячные цены на ТС-1 в 2014 г. в целом по федеральным округам, руб./т. | 83 |
Рис. 40. Среднемесячные цены на ТС-1 по федеральным округам РФ в 2014 г., руб/т. | 84 |
Рис. 41. Сравнительная экономичность магистральных воздушных судов | 85 |
Рис. 42. Динамика численности парка ВС, количество единиц | 85 |
Рис.43. Производство керосина на НПЗ России, 2013-2014 гг. | 86 |
Рис.44. Доли нефтяных компаний в производстве авиационного керосина | 87 |
Рис.45. Структура рынка поставок авиатоплива | 89 |
Рис. 46. Объем продаж авиаГСМ компанией "Аэрофьюэлз Групп" | 211 |
Рис. 47. Социально-демографические характеристики респондентов опроса потребительских предпочтений, 2014 г., % | 238 |
Рис. 48. Частота полётов (Сколько раз Вы путешествовали на самолете за последний год? (перелет туда и обратно считается одним путешествием)) | 239 |
Рис. 49. Цели перелётов (С какой целью Вы чаще всего летали за последний год?) | 240 |
Рис. 50. Потребительские предпочтения спецпитания на борту самолёта (Какие виды специального бортового питания Вы заказываете в авиакомпании?) | 241 |
Рис. 51. Наиболее популярные категории товаров в магазинах Duty free | 242 |
Рис. 52. Транзитное пребывание пассажиров в городах при полётах с пересадкой (Пользуетесь ли Вы возможностью транзитного пребывания в стране (городе) при полётах с пересадкой?) | 243 |
Рис. 53. C какой целью респонденты делают промежуточную остановку (ответы респондентов, которые предпочитают продолжительные пересадки, можно было выбрать несколько вариантов ответа) | 243 |
Рис. 54. C какой целью респонденты делают промежуточную остановку (распределение по категориям) | 244 |
Табл. 1. Основные события на рынке слияний и поглощений в 2005-2014 гг. | 28 |
Табл. 2. Структура сборов с авиакомпаний | 33 |
Табл. 3. Сравнительные ставки сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов в 30 крупнейших аэропортах России | 37 |
Табл. 4. Структура затрат авиакомпании "Аэрофлот-РА" | 39 |
Табл. 5. Структура затрат авиакомпании "ЮТэйр" | 39 |
Табл. 6. Структура затрат авиакомпании " Трансаэро" | 40 |
Табл. 7. Структура доходов на примере аэропорта "Внуково", 2012 г. | 40 |
Табл. 8. Пассажиропотоки крупнейших аэропортов мира | 43 |
Табл. 9. Движение самолетов через крупнейшие аэропорты мира | 44 |
Табл. 10. Основные производственные показатели мировых регионов за 9 месяцев 2014 года | 45 |
Табл. 11. Крупнейшие авиакомпании мира по количеству перевезенных пассажиров, 2009-2013 г. | 45 |
Табл. 12. Пассажиропоток через крупнейшие аэропорты России в 2006-2014 гг., тыс. пасс. | 48 |
Табл. 13. Рейтинг ведущих российских аэропортов по объёмам перевозок грузов и почты | 51 |
Табл. 14. Выручка крупнейших российских аэропортов в 2010-2013 гг., млрд руб. | 51 |
Табл. 15. Развитие основных объектов инфраструктуры аэропортов федерального значения и региональных аэропортов за счет всех источников финансирования | 52 |
Табл. 16. Темпы прироста (снижения) физического объема платных услуг населению (в сопоставимых ценах, % к предыдущему году) | 61 |
Табл. 17. Макроэкономические прогнозы международных организаций на 2015 г. | 63 |
Табл. 18. Факторы, влияющие на рост рынка в России в 2015-2017 гг. | 64 |
Табл. 19. Индексы роста показателей социально-экономического развития РФ в 2009-2017 гг., % (базовый прогноз) | 64 |
Табл. 20. Динамика объема платных услуг населению (% к предыдущему году) | 67 |
Табл. 21 Пассажиропоток МАУ в 2014 году | 70 |
Табл. 22. Цены на керосин по крупнейшим аэропортам Российской Федерации | 82 |
Табл. 23. Расход топлива магистральных воздушных судов | 84 |
Табл. 24. Топливозаправщики в ведущих аэропортах России | 87 |
Табл. 25. Результаты работы SG Sky Chefs, 2013 г. | 91 |
Табл. 26. Лидеры рынка по производству бортового питания | 91 |
Табл. 27. Динамика изменения выручки крупнейших сетевых хэндлинговых компаний 2012-2013 гг. | 92 |
Табл. 28. Хэндлинговые компании в ведущих аэропортах России | 94 |
Табл. 29. Клининговые компании, 2014 г. | 95 |
Табл. 30. Количество магазинов беспошлинной торговли по аэропортам | 98 |
Табл. 31. Крупнейшие сети duty free в аэропортах России | 98 |
Табл. 32. Выбор авиакомпании (Услугами какой из перечисленных авиакомпаний Вы бы предпочли воспользоваться при условии одинаковой цены на билет?) | 240 |
Табл. 33. Наиболее востребованные дополнительные услуги в аэропортах (Какими дополнительными услугами в аэропортах вы пользовались за последний год?) | 242 |
Количество самозанятых продолжает расти благодаря преимуществам, которые несет в себе этот налоговый режим: более низкий налог по сравнению, например, с ИП, отсутствие бумажной волокиты и налоговых деклараций, бухгалтерии и онлайн-кассы, автоматический подсчет налога и др. Положительно влияет и поддержка со стороны государства: возможность получения бесплатных консультаций и курсов по ведению бизнеса и финансам, льготная аренда офисов и рабочих мест, льготные кредиты, региональные и муниципальные субсидии.
Глобальный курс на экологичность и оптимизацию промышленной деятельности задали уверенный вектор развития мирового рынка древесных пеллет — сухого возобновляемого биотоплива, изготавливаемого из отходов деревообработки.
Отечественный рынок карбамидоформальдегидных смол в рамках 2020 года продемонстрировал стабильную тенденцию сокращения отгрузок на мировой рынок, при этом устойчивым трендом являлось, в том числе и падение стоимостных показателей.