Настоящий бизнес-план посвящен экономическому обоснованию целесообразности инвестирования в строительство жилого комплекса со встроенными офисными помещениями на региональном рынке (на примере города Перми – крупного промышленного центра Урала с населением 1 млн чел.).
В бизнес-плане подробно описана методология оценки эффективности инвестиционного проекта в жилищном строительстве с выделением основных критериев и методов инвестиционной оценки, показаны принципы построения денежных потоков, а также способы оценки рисков проекта.
В бизнес-плане собрана вся необходимая информация для проведения инвестиционных расчетов, в том числе основные статьи доходов, затрат и капитальных вложений, которые потребуется совершить при реализации проекта.
Также представлено описание основных характеристик первичного рынка жилой и офисной недвижимости г. Перми, включая динамику объема спроса и предложения, а также ценовых показателей. На основе этих показателей сделан прогноз дальнейшего развития рынка в период реализации проекта.
Проведена оценка эффективности и рисков инвестиционного проекта и рассчитаны основные интегральные показатели проекта – чистый дисконтированный доход (NPV), внутренняя норма доходности (IRR), индекс доходности (PI), дисконтированный период окупаемости (DPP) при нескольких возможных сценариях развития рынка – оптимистичном, реалистичном, пессимистичном.
С помощью предложенного бизнес-плана потенциальные инвесторы, смогут оценить эффективность вложений собственных средств в строительство жилого комплекса, выбрать наиболее эффективную схему финансирования проекта, определить оптимальное соотношение собственных, заемных средств, а также средств, привлекаемых по схеме долевого участия в строительстве. Данный типовой бизнес-план поможет инвестору найти достаточную информацию для организации аналогичного проекта, подтвержденную конкретными финансово-экономическими расчетами, а также, изменив входные параметры, использовать его как основу для разработки собственного проекта в любом другом регионе РФ.
Цели и задачи бизнес-плана:
1. Рассмотрение практической возможности строительства жилого комплекса на примере города Перми.
2. Обоснование прибыльности и рентабельности строительства, эффективности инвестиций в проект.
3. Обоснование возможности возврата кредитных ресурсов на заданных условиях и сроках кредитования.
Методы
Основным источником данных для проведения расчетов с целью экономического обоснования эффективности проекта стала статистика рынка строительства и недвижимости, экспертные оценки компетентных представителей строительных компаний, а также анализ нормативно-правовой базы в сфере жилищного строительства.
При проведении исследования рынка недвижимости использовались также материалы печатных и электронных СМИ.
При проведении расчетов с целью оценки эффективности инвестиций применялся метод дисконтированных денежных потоков (FCF).
Исследование проведено в апреле-мае 2007 года.
Объем отчета - 62 стр.
Отчет содержит 51 таблицу и 9 графиков и диаграмм.
Язык отчета - русский.
Аннотация.......................................................................................................................................... 3
Полное оглавление.......................................................................................................................... 4
Список диаграмм.............................................................................................................................. 6
Список таблиц................................................................................................................................... 7
Обзорный раздел (Резюме).............................................................................................................. 9
Наименование проекта.................................................................................................................. 9
Характеристика организации........................................................................................................ 9
Описание проекта.......................................................................................................................... 9
Описание предприятия.................................................................................................................. 9
Особенности и задачи проекта................................................................................................... 10
Динамика финансово-хозяйственной деятельности................................................................. 10
Оценка возможных рисков:......................................................................................................... 10
Финансово-экономическая эффективность проекта................................................................. 11
Описание предприятия.................................................................................................................. 12
Цели и задачи................................................................................................................................ 12
Перечень основных владельцев.................................................................................................. 12
Финансирование предприятия................................................................................................... 12
Организационная структура и кадровый состав....................................................................... 13
Анализ сильных и слабых сторон предприятия........................................................................ 13
Описание продукции...................................................................................................................... 15
Характеристика продукции......................................................................................................... 15
Стоимость продукции.................................................................................................................. 15
Месторасположение жилого комплекса..................................................................................... 15
Анализ рынка.................................................................................................................................. 17
Характеристика первичного рынка жилой недвижимости г. Перми...................................... 17
Объем предложения на рынке жилой недвижимости г. Перми и факторы на него
Влияющие.............................................................................................................................. 17
Объем спроса на рынке жилой недвижимости г. Перми и факторы, на него
влияющие.............................................................................................................................. 18
Ценовая ситуация на первичном рынке жилой недвижимости г. Перми...................... 20
Характеристика рынка офисной недвижимости г. Перми....................................................... 25
Характеристика потенциальных покупателей недвижимости................................................ 26
Потенциальные покупатели жилой недвижимости.......................................................... 26
Потенциальные покупатели офисной недвижимости...................................................... 27
Стратегия продвижения объекта недвижимости на рынок..................................................... 27
Описание потенциальных конкурентов..................................................................................... 27
Производственный план............................................................................................................... 28
Здания и сооружения................................................................................................................... 28
Календарный план работ............................................................................................................. 28
План строительства...................................................................................................................... 30
План сбыта...................................................................................................................................... 32
Смета расходов проекта................................................................................................................ 36
Финансовый план.......................................................................................................................... 41
Построение денежных потоков................................................................................................... 41
Стратегия финансирования......................................................................................................... 46
Оценка финансово-экономической эффективности проекта................................................... 50
Анализ чувствительности и рисков проекта............................................................................ 57
Анализ безубыточности продаж................................................................................................. 57
Анализ чувствительности проекта............................................................................................. 58
Оценка рисков проекта................................................................................................................ 59
Список источников данных.......................................................................................................... 61
Нормативно-инструктивные документы................................................................................... 61
Монографическая литература...................................................................................................... 61
По данным «Анализа рынка жилищно-коммунальных услуг в России», подготовленного BusinesStat в 2020 г, в 2015-2019 гг оборот рынка в стране увеличился на 26,5%: с 2,22 до 2,81 трлн руб. Оборот рос за счет увеличения числа обслуживаемых помещений и повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Росту рынка также способствовали строительство жилья эконом-класса, в том числе в рамках госпрограмм обеспечения жильем бюджетников, поддержка ипотечного кредитования и развитие коммунальной инфраструктуры.
По данным исследования компании ГидМаркет по итогам 2018 года самым популярным материалом для строительства жилья в Российской Федерации стал кирпич, на него пришлась треть от общего объем ввода в эксплуатацию (30%). На втором месте идут монолитные дома (22%), на третьем – блочные (14%). Популярность других материалов заметно меньше – каждый из них набрал менее 10%.
По данным «Анализа рынка жилищно-коммунальных услуг в России», подготовленного BusinesStat в 2017 г, в 2012-2016 гг количество обслуженных жилищно-коммунальными услугами жилых помещений в стране увеличилось на 34,7% и составило 53,6 млн ед в 2016 г. Ежегодный прирост показателя обеспечивался за счет прироста жилищного фонда и развития коммунальной инфраструктуры. Также, после вхождения территории Крыма в состав РФ, жилищный фонд полуострова и его жилищно-коммунальное обслуживание стали учитываться в статистике России.