60 000 ₽
Аналитическая база 700 торговых сетей FMCG России – 2018. Стандартная версия
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
60 000 ₽
Демоверсия
INFOLine

Аналитическая база 700 торговых сетей FMCG России – 2018. Стандартная версия

Дата выпуска: 28 июня 2018
Количество страниц: 290
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 57852
60 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Таблицы Выпуски
Описание

Цель исследования: анализ состояния и прогноз развития розничной торговли и потребительского рынка России, структурированное описание, сравнительный анализ и ранжирование операционных и финансовых показателей более 700 крупнейших торговых сетей FMCG России, анализ логистики и описание 700 распределительных центров сетей FMCG, описание основных форматов торговли на рынке FMCG (гипермаркет, супермаркет, дискаунтер, магазин у дома, магазин на АЗС).

 

Направления использования результатов исследования: бенчмаркетинг, анализ конкурентов и партнеров, маркетинговое и стратегическое планирование, поиск клиентов и партнеров, подготовка к переговорам с торговыми сетями.

 

Временные рамки исследования: Динамика с 2008 года (ВВП, емкость и динамика рынка), с 2013 года (операционные и финансовые итоги крупнейших сетей FMCG, структура и динамика сетевой торговли и рынка FMCG), Итоги 2017 года и I кв. 2018 года, Тенденции 2018 года и Прогнозы на 2018-2020 гг. (динамика рынка розничной торговли, показатели форматов и сетей, доходы и расходы потребителей, стратегии и планы развития крупнейших сетей), 2017 (операционные итоги ТОП-50 сетей FMCG, динамика структуры рынка).

 

Сроки проведения исследования: II кв. 2018 года (предыдущая версия выпущена в III квартале 2017 года).

 

Ключевые параметры рынка: емкость розничного рынка России за 2017 год составила 29,8 трлн. руб. (с учетом НДС), в том числе по продовольственным товарам – 14,4 трлн руб. 700 крупнейших торговых сетей FMCG (включая специализированные сети и магазины на АЗС), описанные в обзоре, формируют около 55% оборота розничной торговли продуктами питания в России, а доля 10 крупнейших сетей FMCG составляет 29,3%.

 

 

Преимущества исследования: аналитическая база операционных и финансовых показателей по 700 сетям FMCG России в разрезе федеральных округов с выделением специализированных сетей и сетей в формате «магазин при АЗС», аналитическое исследование и рейтинг ТОП-50 сетей FMCG по операционным, финансовым показателям, показателям эффективности продаж, глубокий анализ и прогноз развития форматов торговли и региональной представленности в России. Также исследование содержит базу 700 распределительных центров торговых сетей FMCG России, структурированное описание потребительского рынка России.

 

Затраченные ресурсы: 300 человеко-дней (около 1,5 млн. руб.)

 

Задачи и структура исследования по разделам:

 

Раздел I. Состояние рынка розничной торговли FMCG России

Макроэкономические показатели розничной торговли и крупнейших розничных сетей: динамика, структура и прогноз российского розничного рынка, инфляция на рынке продовольственных товаров. Динамика спроса на потребительском рынке. История развития, состояние и перспективы сетевой розничной торговли FMCG: этапы, количественные показатели развития торговли в России.

 

Раздел II. Рейтинг ТОП-50 крупнейших ритейлеров FMCG

Рейтинги ТОП-50 крупнейших ритейлеров FMCG России (по операционным (количество магазинов, общая торговая площадь, количество и площади распределительных центров) показателям по итогам 2017 года, финансовым (выручка) показателям и эффективности (выручка с кв. м) по итогам 2017 года и I кв. 2018 года (публичные компании).

Раздел III. Описание основных форматов сетевой торговли FMCG

Анализ развития торговых сетей в разрезе основных форматов торговли (гипермаркет, супермаркет, дискаунтер, жесткий дискаунтер, магазин у дома). Основные характеристики сетей в формате: количество, торговая площадь, региональная представленность на 1.1.2018. Характеристика крупнейших ритейлеров в формате: год появления формата, количество ассортиментных позиций, доля продовольственных товаров (% от количества SKU), средняя торговую площадь, диапазон торговых площадей, величина среднего чека.

 

Раздел IV. База данных «700 сетей и 700 складов сетей FMCG России» База контактных данных, операционных и финансовых показателей по 700 сетям FMCG России:

  • Бренд сети
  • Юридическое название
  • Менеджмент сети:
      • Генеральный директор
      • Финансовый директор
      • Директор по закупкам
      • Директор по IT
      • Директор по логистике
      • Директор по развитию
  • Фактический адрес
  • Телефон
  • E-mail
  • Социальные сети: facebook, vkontakte, twitter, instagram
  • Web-сайт
  • Интернет-магазин
  • Общее количество магазинов сети на 1.1.2018
  • Количество магазинов на 1.1.2018 по форматам (гипермаркет, супермаркет, магазин у дома, дискаунтер)
  • Общая торговая площадь магазинов сети на 1.1.2018
  • Чистая выручка (без учета НДС) торговой сети в 2016-2017 гг., млрд. руб.
  • Региональная представленность (в каких регионах и городах размещены магазины сети с указанием их количества)
  • Количество РЦ/складов на 1.1.2018
  • Общая площадь РЦ/складов на 1.1.2018
  • Регионы присутствия РЦ/складов на 1.1.2018

 

700 сетей и 700 складов сетей FMCG России» включает компании с чистой выручкой по итогам 2017 года от 215 млн руб. (без учета НДС)

 

Распределение торговых сетей FMCG произведено по группам:

  • Международные и федеральные сети – 26
  • Центральный ФО – 127
  • Северо-Западный ФО – 54
  • Южный ФО – 22
  • Северо-Кавказский ФО – 10
  • Приволжский ФО – 77
  • Уральский ФО – 38
  • Сибирский ФО – 57
  • Дальневосточный ФО – 28
  • Крым респ. и г. Севастополь – 5
  • АЗС – 43
  • Специализированные сети – 158

БЕСПЛАТНО получить краткую версию Исследования.

 

Методы исследования и источники информации:

  • регулярные ежемесячные экспертные опросы и интервью с представителями более 200 торговых сетей FMCG России;
  • мониторинг состояния розничной торговли России: динамики инфляционных процессов, показателей розничной торговли и потребительского спроса с использованием данных Росстата, Минэкономразвития, Центробанка и др., материалы ежемесячного обзора «Состояние потребительского рынка РФ и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги 2017-2018 годов». Годовую подписку на данный обзор Вы можете запросить ЗДЕСЬ.
  • Исследование «Розничная торговля Food и потребительский рынок России. Предварительные итоги 2017 года. Перспективы развития в 2018-2020 годах»;
  • Исследование «Food retail and consumer market of Russia. Growth prospects in 2017-2019».
  • Исследование «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России. Предварительные итоги 2017 года. Перспективы развития в 2018-2020 годах»;
  • Исследование «Non-Food retail and consumer market of Russia. Growth prospects in 2017-2019».
  • Исследование «INFOLine Retail Russia TOP-100».
  • ежемесячное обновление уникальной базы «1000 гипермаркетов FMCG России», которая осуществляется в рамках подготовки Исследования «Рынок гипермаркетов FMCG РФ»;
  • мониторинг состояния рынка торговой недвижимости, реализации инвестиционных проектов, ввода объектов торговой недвижимости: «Крупнейшие строящиеся гипермаркеты и торговые центры РФ. Проекты 2018-2021 годов»;

мониторинг более 2000 СМИ и выявление ключевых событий на рынке розничной торговли FMCG, которые INFOLine осуществляет с 2002 года в рамках услуги «Тематические новости: Розничная торговля продуктами питания и торговые сети FMCG РФ», «Тематические новости: Пищевая промышленность и рынок продуктов питания РФ» и «Тематические новости: Розничная торговля РФ».

Развернуть
Содержание

Об Аналитической базе «700 торговых сетей FMCG России»

Раздел I. Состояние экономики и торговли в России. 34 страницы

Макроэкономические показатели розничной торговли

Динамика и прогноз экономического развития

Опережающие индикаторы развития розничной торговли

Динамика и структура оборота розничного рынка

Инфляция на рынке продовольственных товаров

Динамика доходов и расходов населения

Состояние банковской системы и динамика кредитов и депозитов населения

Тенденции и прогноз развития сетевой розничной торговли FMCG

Раздел II. Рейтинг ТОП-50 ритейлеров FMCG.. 18 страниц

Рейтинг сетей FMCG по количеству магазинов

Рейтинг сетей FMCG по общей торговой площади

Рейтинг сетей FMCG по чистой выручке

Рейтинг сетей FMCG по эффективности продаж

Рейтинг сетей FMCG по количеству и площади распределительных центров

Раздел III. Развитие сетей FMCG по форматам.. 20 страниц

Развитие сетей FMCG в формате «гипермаркет»

Развитие сетей FMCG в формате «супермаркет»

Развитие сетей FMCG в формате «дискаунтер»

Развитие сетей FMCG в формате «жесткий дискаунтер»

Развитие сетей FMCG в формате «магазин у дома»

Раздел IV. База 700 торговых сетей и 700 складов сетей FMCG .. 208 страниц

Федеральные и международные сети

Сети Центрального ФО

Сети Северо-Западного ФО

Сети Южного ФО

Сети Северо-Кавказского ФО

Сети Приволжского ФО

Сети Уральского ФО

Сети Сибирского ФО

Сети Дальневосточного ФО

Сети АЗС

Специализированные сети

Развернуть
Таблицы

Раздел I.   Состояние рынка розничной торговли FMCG России

Таблица 1. Структура оборота розничной торговли по группам товаров в 2013-2018 гг.

Таблица 2. Динамика продажи основных видов продовольственных товаров по итогам 2017 года

Таблица 3. Динамика продажи основных видов непродовольственных товаров по итогам 2017 года

Таблица 4. Оборот торгующих организаций и рынков в 2013-2018 гг., млрд руб.

Таблица 5. Основные этапы развития российского ритейла FMCG в 1994-2017 гг.

Таблица 6. Динамика прироста торговых площадей по ТОП-200 российских ритейлеров в 2013-2017 гг.

Раздел II. Рейтинг ТОП-50 ритейлеров FMCG

Таблица 7. Количество магазинов крупнейших сетей FMCG в 2013-2017 гг., по состоянию на конец периода, ед.

Таблица 8. Торговые площади магазинов крупнейших сетей FMCG в 2013-2017 гг., по состоянию на конец периода, тыс. кв. м.

Таблица 9. Динамика прироста торговых площадей крупнейших сетей FMCG России в 2013-2017 гг., %

Таблица 10. Динамика чистой выручки (без учета НДС) крупнейших сетей FMCG в 2013-2017 гг., млрд руб.

Таблица 11. Динамика прироста выручки крупнейших сетей FMCG России в 2014-2017 гг., %

Таблица 12. Финансовые показатели (без учета НДС) крупнейших сетей FMCG за 2017-2018 гг.

Таблица 13. Финансовые показатели (без учета НДС) крупнейших сетей FMCG за 2017-2018 гг.

Таблица 14. Чистая выручка (без учета НДС) с квадратного метра торговой площади крупнейших сетей FMCG в 2013-2017 гг., тыс. руб. в год

Таблица 15. Динамика прироста чистой выручки (без учета НДС) с квадратного метра торговой площади крупнейших сетей FMCG в 2014-2017 гг., %

Таблица 16. Характеристики РЦ и складов торговых сетей FMCG России по состоянию на 1.1.2018 года

Таблица 17. Характеристики РЦ крупнейших торговых сетей FMCG России на 1.1.2018

Раздел III. Развитие сетей FMCG по форматам

Таблица 18. Количество, торговая площадь и региональная представленность гипермаркетов крупнейших ритейлеров России на 1 января 2018 года

Таблица 19. Характеристики гипермаркетов крупнейших ритейлеров России на 1 января 2018 года

Таблица 20. Количество, торговая площадь и региональная представленность супермаркетов крупнейших ритейлеров России на 1 января 2018 года

Таблица 21. Характеристики супермаркетов крупнейших ритейлеров России по состоянию на 1 января 2018 года

Таблица 22. Количество, торговая площадь и региональная представленность дискаунтеров крупнейших ритейлеров России на 1 января 2018 года

Таблица 23. Характеристики магазинов у дома (дискаунтеров) крупнейших ритейлеров России

Таблица 24. Количество, торговая площадь и региональная представленность жестких дискаунтеров крупнейших ритейлеров России на 1 января 2018 года

Таблица 25. Характеристики магазинов у дома (жестких дискаунтеров) крупнейших ритейлеров России

Таблица 26. Количество, торговая площадь и региональная представленность магазинов у дома некоторых крупнейших ритейлеров России на 1 января 2018 года

Таблица 27. Характеристики магазинов у дома некоторых крупнейших ритейлеров FMCG России

Раздел IV. База 700 торговых сетей и 700 складов сетей FMCG

Таблица 28. Региональная структура торговых сетей из базы 700 сетей FMCG

Таблица 29. Компании, не представленные в базе,  прекратившие свою деятельность в 2018 году или находящиеся в стадии банкротства или продажи бизнеса

Таблица 30. Наиболее значимые сделки М&А в FMCG ритейле России в 2016-2018 гг., повлиявшие на состав базы 700 торговый сетей FMCG

Таблица 31. Некоторые региональные торговые сети, прекратившие деятельность в 2017 году

 

Рисунки

 

Раздел I.   Состояние рынка розничной торговли FMCG России

Рисунок 1. Динамика реального ВВП, оборота розничной торговли и реальных доходов населения в 2008-2017 гг. и прогноз на 2018-2020 гг., %

Рисунок 2. Структура ВВП России, по отраслям экономики в 2013-2017 гг., %

Рисунок 3. Динамика курса доллара и евро в 2013-2018 гг., руб.

Рисунок 4. Структура федерального бюджета на 2018 год

Рисунок 5. Структура расходов федерального бюджета в 2018 году, млрд руб.

Рисунок 6. Стоимость барреля нефти марки Brent и курс доллара США в 2008-2018 гг., руб.

Рисунок 7. Индекс предпринимательской уверенности в России 2013-2018 гг.

Рисунок 8. Оценка экономической ситуации в России в 2013-2018 гг.

Рисунок 9. Оборот розничной торговли в России в 2013-2018 гг.

Рисунок 10. Средняя численность работников розничной торговли в России в 2013-2018 гг.

Рисунок 11. Уровень складских запасов в 2013- 2018 гг.

Рисунок 12. Ассортимент товаров в России в 2013-2018 гг.

Рисунок 13. Цены реализации товаров в России в 2013-2018 гг.

Рисунок 14. Средний сложившийся уровень торговой наценки в России в 2013-2018 гг.

Рисунок 15. Инвестиции на расширение, ремонт и модернизацию предпр. розничной торговли в 2013-2018 гг.

Рисунок 16. Складские площади предприятий розничной торговли в России в 2013-2018 гг.

Рисунок 17. Обеспеченность собственными финансовыми ресурсами предприятий розничной торговли в России в 2013-2018 гг.

Рисунок 18. Прибыль предприятий розничной торговли в России в 2013-2018 гг.

Рисунок 19. Ключевые факторы, ограничивающие деятельность торговых организаций России в 2013-2018 гг.

Рисунок 20. Годовая динамика розничного товарооборота в физическом и денежном выражении в 2008-2017 гг. и прогноз (базовый) на 2018-2020 гг., %

Рисунок 21. Квартальная динамика основных показателей потребительского рынка в 2013-2018 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

Рисунок 22. Динамика оборота розничной торговли в физическом выражении по видам товаров в 2008-2018 гг., %

Рисунок 23. Динамика оборота розничной торговли продовольственными товарами в 2013-2018, в % к соответствующему периоду предыдущего года

Рисунок 24. Динамика оборота розничной торговли непродовольственными товарами в 2013-2018, в % к соответствующему периоду предыдущего года

Рисунок 25. Структура формирования оборота розничной торговли в 2010-2017 гг. по видам организаций %

Рисунок 26. Динамика количества рынков в РФ и их доли в обороте розничной торговли в 2013-2018 гг.

Рисунок 27. Индекс потребительских цен на конец периода в 2013-2018 гг., % к декабрю предыдущего года и  прогноз на 2018-2020 (базовый) гг.

Рисунок 28. Индекс потребительских цен в 2014-2018 гг., в % к предыдущему месяцу

Рисунок 29. Темпы изменения цен на продовольственные товары в 2014-2018 гг., % к соответствующему периоду предыдущего года

Рисунок 30. Динамика реальной зарплаты и реальных доходов населения в 2013-2018 гг., %

Рисунок 31. Динамика реальной зарплаты и реальных доходов населения в 2008-2017 гг. и прогноз на 2018-2020 гг., %

Рисунок 32. Динамика номинальной начисленной зарплаты и среднедушевых доходов населения в 2000-2017 гг. и прогноз на 2018-2020 гг., тыс. руб.

Рисунок 33. Темпы изменения реальных доходов населения в 2013-2018 гг., % к аналогичному периоду пред. года

Рисунок 34. Темпы роста реальной заработной платы в 2013-2018 гг., % к аналогичному периоду пред. года

Рисунок 35. Структура населения России по величине среднедушевых денежных доходов в месяц в 2013-2018 гг., %

Рисунок 36. Структура денежных доходов населения по источникам поступления в 2009-2017 гг., %

Рисунок 37. Структура использования денежных доходов населения в 2009-2018 гг., %

Рисунок 38. Количество новых депозитов в 2014-2018 гг.,

Рисунок 39. Средний размер нового депозита в 2014-2018 гг., тыс. руб.

Рисунок 40. В среднем на текущем счете человека тыс. руб., 2014-2018 гг.

Рисунок 41. В среднем депозитов на человека, тыс. руб., 2014-2018 гг.

Рисунок 42. Доля месячного располагаемого дохода, расходуемая на погашение кредитов, %

Рисунок 43. Оценка респондентами благоприятности ситуации для кредитования, % опрошенных

Рисунок 44. Наличие непогашенного кредита (кредитов) в зависимости от возраста, % опрошенных

Рисунок 45. Наличие непогашенного кредита (кредитов) в зависимости от места проживания, % опрошенных

Рисунок 46. Сколько составляют ежемесячные выплаты по банковским кредитам в 2016 году, % заемщиков

Рисунок 47. Сколько составляют ежемесячные выплаты по банковским кредитам в 2017 году, % заемщиков

Рисунок 48. Соотношение объема всех непогашенных кредитов домохозяйств к ВВП по странам, %

Рисунок 49. Отношение задолженности по кредитам к располагаемым денежным доходам населения за год, %

Рисунок 50. Объем вкладов физических лиц и кредитов, выданных физическим лицам в 2013-2018 гг. в руб. и в валюте, трлн руб.

Рисунок 51. Объем вкладов физических лиц и кредитов, выданных физическим лицам в 2013-2018 гг. в рублях и в валюте, % к янв. 2013 года

Рисунок 52. Доля современных форматов и TOP-50 сетей FMCG в обороте розничной торговли продовольственными товарами в 2006-2017 гг., %

Рисунок 53. Площади торговых объектов FMCG по видам торговли в России в 2005-2017 гг., прогноз на 2018-2020 гг., млн. кв. м

Рисунок 54. Площади торговых объектов FMCG по видам торговли в России в 2005-2017 гг., прогноз на 2018-2020 гг., %

Рисунок 55. Площади торговых объектов FMCG современных форматов в России в 2005-2017 гг., прогноз на 2018-2020 гг., млн. кв. м

Рисунок 56. Темпы роста площадей современных форматов FMCG в РФ в 2006-2017 гг., прогноз на 2018-2020 гг, %

Рисунок 57. Площади торговых объектов FMCG традиционных форматов в России в 2005-2017 гг., прогноз на 2018-2020 гг, млн. кв. м

Рисунок 58. Темпы роста площадей объектов FMCG традиционных форматов в России в 2006-2017 гг., прогноз на 2018-2020 гг, %

Рисунок 59. Динамика прироста торговых площадей 200 крупнейших ритейлеров России (без учета ритейлеров, сокративших площади) за 2013-2017 гг., тыс. кв. м

Рисунок 60. Структура прироста торговых площадей 200 крупнейших ритейлеров России (без учета ритейлеров, сокративших площади) за 2013-2017 гг., %

Рисунок 61. Структура прироста торговых площадей 200 крупнейших ритейлеров России (без учета ритейлеров, сокративших площади) за 2016 год, %

Рисунок 62. Структура прироста торговых площадей 200 крупнейших ритейлеров России (без учета ритейлеров, сокративших площади) за 2017 год, %

Рисунок 63. Структура розничного рынка Food в 2016 году, %

Рисунок 64. Структура розничного рынка Food в 2017 году, %

Рисунок 65. Динамика прироста торговых площадей 200 крупнейших ритейлеров России (без учета ритейлеров, сокративших площади) в I кв. 2013-2018 гг., тыс. кв. м

Рисунок 66. Структура прироста торговых площадей 200 крупнейших ритейлеров России (без учета ритейлеров, сокративших площади) в I кв. 2013-2018 гг., %

Рисунок 67. Структура прироста торговых площадей 200 крупнейших ритейлеров России (без учета ритейлеров, сокративших площади) в I кв. 2017 года, %

Рисунок 68. Структура прироста торговых площадей 200 крупнейших ритейлеров России (без учета ритейлеров, сокративших площади) в I кв. 2018 года, %

Рисунок 69. Динамика чистого прироста торговых площадей 200 крупнейших ритейлеров России в 2015-2018 гг. по месяцам (данные – за месяц предшествующий отчетному, чтобы учесть публичные компании), тыс. кв. м

Рисунок 70. Количество объектов FMCG современных форматов в РФ в 2005-2017 гг., прогноз на 2018-2020 гг., ед.

Рисунок 71. Динамика количества объектов FMCG современных форматов в России в 2006-2017 гг., прогноз на 2018-2020 гг., ед.

Рисунок 72. Количество объектов FMCG традиционных форматов в России в 2005-2017 гг., прогноз на 2018-2020 гг., тыс. ед.

Рисунок 73. Изменение количества объектов FMCG традиционных форматов в России в 2006-2017 гг., прогноз на 2018-2020 гг., ед.

 

 

Раздел II. Рейтинг ТОП-50 ритейлеров FMCG

Рисунок 74. Уровень централизации поставок крупнейших торговых сетей FMCG России в 2008-2017 гг., %

Развернуть
Выпуски
В этой вкладке вы можете посмотреть и приобрести все предыдущие выпуски данного исследования
Развернуть
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще