Цель исследования
Текущее состояние и перспективы развития рынка бизнес-тренингов в России.
Задачи исследования:
1. Объем, темпы роста и динамика развития российского рынка бизнес-тренингов в России.
2. Основные сегменты рынка бизнес-тренингов в России.
3. Структура потребления бизнес-тренингов в России.
4. Тенденции и перспективы развития рынка бизнес-тренингов в России в ближайшие несколько лет.
5. Факторы, определяющие текущее состояние и развитие рынка бизнес-тренингов в России.
6. Факторы, препятствующие росту рынка бизнес-тренингов в России.
7. Потребительские свойства различных товарных групп бизнес-тренингов.
8. Мониторинг цен и определить уровень цен на рынке бизнес-тренингов в России.
Объект исследования
Рынок бизнес-тренингов в России.
Метод сбора и анализа данных
Основным методом сбора данных является мониторинг документов.
В качестве основных методов анализа данных выступают так называемые (1) Традиционный (качественный) контент-анализ интервью и документов и (2) Квантитативный (количественный) анализ с применением пакетов программ, к которым имеет доступ наше агентство.
Контент-анализ выполняется в рамках проведения Desk Research (кабинетное исследование). В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке бизнес-тренингов и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.
Метод анализа данных
1. Базы данных Федеральной Таможенной службы РФ, ФСГС РФ (Росстат).
2. Материалы DataMonitor, EuroMonitor, Eurostat.
3. Печатные и электронные деловые и специализированные издания, аналитические обзоры.
4. Ресурсы сети Интернет в России и мире.
5. Экспертные опросы.
6. Материалы участников отечественного и мирового рынков.
7. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
9. Результаты ценовых мониторингов.
10. Материалы и базы данных статистики ООН (United Nations Statistics Division: Commodity Trade Statistics, Industrial Commodity Statistics, Food and Agriculture Organization и др.).
11. Материалы Международного Валютного Фонда (International Monetary Fund).
12. Материалы Всемирного банка (World Bank).
13. Материалы ВТО (World Trade Organization).
14. Материалы Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development).
15. Материалы International Trade Centre.
16. Материалы Index Mundi.
17. Результаты исследований DISCOVERY Research Group.
Объем и структура выборки
Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.
Резюме:
В декабре 2017 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка бизнес-тренингов в России.
Оценить объем рынка бизнес-тренингов берутся не все эксперты: компании неохотно предоставляют информацию о своих оборотах, к тому же на рынке работает много фрилансеров.
Курсы повышения квалификации, корпоративное обучение, программы повышения квалификации в российских и зарубежных университетах (онлайн и офлайн), массовые онлайн-курсы (Coursera, edX и т. д.), семинары, тренинги и стажировки включаются в состав ДПО – дополнительного профессионального образования.
Оценки объема сегмента «корпоративное обучение» в рамках ДПО разнятся. По оценкам аналитиков DISCOVERY Research Group, к данному сегменту можно отнести коммерческие курсы (семинары, тренинги и др.) и курсы повышения квалификации сотрудников на предприятиях, что в сумме дает 39% от объема рынка ДПО или 40,9 млрд. руб. в 2016 году. В 2013 году рынок корпоративного обучения составлял 47,6 млрд. руб., то есть данный рынок сократился с 2013 по 2016 гг. на 14%.
По состоянию на конец 2016 г. доля проникновения онлайн-обучения в сегменте ДПО оценивается примерно в 10% от общей аудитории сегмента и приблизительно в 7% от объема рынка.
На развитие рынка бизнес-тренингов в России влияют множество факторов и трендов, в том числе: рост количества корпоративных учебных центров, снижение среднего чека за уникальные решения, игровая подача любого образовательного материала, изучение чужого опыта для использования в своей работ, мультизадачность обучения, проектный подход к обучению, использование самоподдерживающихся систем обучения и развития, а также уход бизнес-тренингов в сторону практичности.
Подробное оглавление/содержание отчета:
Список таблиц и диаграмм |
11 |
Таблицы: |
11 |
Диаграммы |
11 |
Резюме |
13 |
Глава 1. Технологические характеристики исследования |
14 |
§1.1. Цель исследования |
14 |
§1.2. Задачи исследования |
14 |
§1.3. Объект исследования |
14 |
§1.4. Метод сбора и анализа данных |
14 |
§1.5. Источники получения информации |
14 |
§1.6. Объем и структура выборки |
15 |
Глава 2. Основные понятия, формы и виды бизнес-образования |
16 |
Глава 3. Объем и темпы роста рынка бизнес-образования в России |
18 |
§3.1. Дополнительное профессиональное образование |
18 |
3.1.1. Объем рынка |
18 |
3.1.2. Структура ДПО |
19 |
3.1.3. Стоимость ДПО |
19 |
3.1.4. Ключевые поставщики услуг ДПО |
20 |
3.1.5. Аудитория ДПО |
22 |
§3.2. Корпоративное обучение |
22 |
3.2.1. Объем рынка |
22 |
3.2.2. Структура корпоративного обучения |
23 |
3.2.3. Динамика затрат |
24 |
3.2.4. Лидеры корпоративного образования |
25 |
§3.3. Онлайн-образование |
26 |
3.3.1. Объем рынка |
26 |
3.3.2. Расходы на онлайн-образование |
27 |
3.3.3. Аудитория онлайн-образования |
28 |
Глава 4. Формы бизнес-образования |
30 |
Глава 5. Классификация и виды бизнес-тренингов |
34 |
§5.1. Направления бизнес-тренингов |
36 |
§5.2. Личностный рост и личная эффективность |
39 |
§5.3. Деловая игра |
40 |
§5.4. Бизнес-симулятор |
41 |
§5.5. Игропрактика |
42 |
§5.6. Другие методы обучения |
43 |
Глава 6. Основные события, тенденции и перспективы развития рынка |
|
бизнес-тренингов в России | 45 |
§6.1. Корпоративных учебных центров становится больше |
45 |
§6.2. Снижение среднего чека за уникальные решения |
45 |
§6.3. Игровая подача любого образовательного материала |
46 |
§6.4. Изучение чужого опыта для использования в своей работе |
47 |
§6.5. Мультизадачность обучения |
48 |
§6.6. Проектный подход к обучению |
48 |
§6.7. Самоподдерживающиеся системы обучения и развития |
49 |
§6.8. Уход бизнес-тренингов в сторону практичности |
50 |
Глава 7. Факторы роста и торможения рынка услуг бизнес-образования |
51 |
§7.1. Причины, препятствующие получению услуг бизнес-образования |
51 |
§7.2. Влияние кризиса на бизнес-образование |
52 |
§7.3. Недостаток квалифицированных тренеров |
53 |
§7.4. В результате кризиса на рынке остаются только профессионалы |
58 |
§7.5. Важность возможности обучения для сотрудников |
58 |
Глава 8. Потребительские предпочтения на рынке бизнес-тренингов в России |
60 |
§8.1. Основные потребители бизнес-тренингов |
60 |
§8.2. Цели проведения бизнес-тренингов |
61 |
§8.3. Специфика потребностей корпоративных клиентов |
63 |
§8.4. Особенности обучения взрослых людей |
70 |
Глава 9. Развитие рынка краткосрочного бизнес-образования: региональный |
|
аспект | 74 |
§9.1. Приложения |
78 |
§9.2. Москва |
78 |
§9.3. Санкт-Петербург |
78 |
§9.4. Уральский федеральный округ |
78 |
9.4.1. Екатеринбург |
78 |
9.4.2. Челябинск |
78 |
§9.5. Приволжский федеральный округ |
79 |
9.5.1. Нижний Новгород |
79 |
§9.6. Сибирский федеральный округ |
79 |
9.6.1. Новосибирск |
79 |
9.6.2. Красноярск |
79 |
§9.7. Южный федеральный округ |
79 |
9.7.1. Ростов-на-Дону |
79 |
Перечень приложений к отчету:
В отчете содержится 13 таблиц и 13 диаграмм.
Таблицы:
Таблица 1. ТОП-15 компаний-лидеров корпоративного образования в России, млрд. руб.
Таблица 2. Характеристики основных форм организаций краткосрочного бизнес-образования
Таблица 3. Рейтинг "Motton Pik" лучших бизнес-тренингов России
Таблица 4. Расходы на образование и фонд оплаты труда крупнейших российских компаний
Таблица 5. Статистика бизнес-тренингов по Москве по порталу vsetreningi.ru
Таблица 6. Статистика бизнес-тренингов по Санкт-Петербургу по порталу vsetreningi.ru
Таблица 7. Статистика бизнес-тренингов по Екатеринбургу по порталу vsetreningi.ru
Таблица 8. Статистика бизнес-тренингов по Челябинску по порталу vsetreningi.ru
Таблица 9. Статистика бизнес-тренингов по Нижнем Новгороду по порталу vsetreningi.ru
Таблица 10. Статистика бизнес-тренингов по Новосибирску по порталу vsetreningi.ru
Таблица 11. Статистика бизнес-тренингов по Красноярску по порталу vsetreningi.ru
Таблица 12. Статистика бизнес-тренингов по Ростове-на-Дону по порталу vsetreningi.ru
Таблица 13. Статистика Яндекс-запросов «бизнес-тренинги»
Диаграммы:
Диаграмма 1. Объем рынка дополнительного профессионального образования в России и прогноз, млрд. руб. и % прироста
Диаграмма 2. Структура рынка дополнительного профессионального образования в России, % от стоимостного объема
Диаграмма 3. Структура рынка дополнительного профессионального образования в России по затратам, % от стоимостного объема
Диаграмма 4. Структура расходов государства на услуги ДПО в России, % от стоимостного объема
Диаграмма 5. Структура расходов частной компании на услуги ДПО в России, % от стоимостного объема
Диаграмма 6. Структура расходов сотрудника на услуги ДПО в России, % от стоимостного объема
Диаграмма 7. Объем рынка корпоративного обучения в России, млрд. руб. и % прироста
Диаграмма 8. Структура рынка корпоративного образования в России, % от стоимостного объема
Диаграмма 9. Динамика изменения долей предприятий, оплачивающих обучение сотрудников, в разрезе по отраслям в России, %
Диаграмма 10. Объем рынка онлайн-образования (в составе ДПО) в России и прогноз, млрд. руб. и % прироста
Диаграмма 11. Структура рынка онлайн-образования в России по затратам, % от стоимостного объема
Диаграмма 12. Структура рынка онлайн-образования в России по организациям, % от стоимостного объема
Диаграмма 13. Причины, препятствующие получению услуг бизнес-образования в России, %
По итогам 2022 года (по состоянию на 1 января 2023 года) объем просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам-резидентам, в целом по России составил 1,1 трлн. руб. – это на 14,2% выше, чем по результатам, полученным годом ранее. В свою очередь, объем просрочки по кредитам юридическим лицам и ИП, несмотря на рост выдач, за год снизился на 2,2%, достигнув 2,8 трлн. руб.
Почему так происходит? Начнем с того, что особенно востребован этот формат стал в период пандемии 2020 года, когда многие компании отпускали людей "на удаленку". Сейчас же темпы роста рынка несколько снизились, что вывано возвращением части бизнеса в офисы, а также и отъездом за рубеж россиян в 2022 году. Однако интерес к складам такого формата проявили интернет-магазины, более того, они не только хранят там товар, но и могут арендовать небольшой офис. Таким образом видно, что рынок меняется в зависимости от спроса.
Тенденция использования листового металлопроката демонстрирует в основном положительный рост: среднее ежегодное увеличение с учетом уменьшения использования в 2020 году составляет 16.8%.