35 000 ₽
Анализ рынка аптечного ритейла в России
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
35 000 ₽
Демоверсия
DISCOVERY Research Group

Анализ рынка аптечного ритейла в России

Дата выпуска: 6 июня 2014
Количество страниц: 143
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 36219
35 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы
Описание

Цель исследования
Описать текущее состояние и перспективы развития аптечного ритейла в России.

Задачи исследования
1. Определить объём и темпы роста коммерческого рынка лекарственных средств в России в 2009-2014 гг.
2. Выявить и описать структуру коммерческого рынка лекарственных средств в России; определить долю импортных и отечественных лекарственных средств, долю рецептурных и безрецептцрных препаратов, а также долю ЖНВЛП и не ЖНВЛП в структуре российского коммерческого рынка лекарственных средств.
3. Выявить круг лидирующих товарных марок и групп на коммерческом рынке лекарственных средств.
4. Описать общую характеристику аптечного ритейла в России, которое включает в себя анализ рентабельности, выявление сегментов рынка, составление классификации аптечных сетей.
5. Проанализировать исследования о потребительских предпочтениях и потребительском поведении; выявить факторы выбора аптечной сети, выявить самые популярные среди потребителей аптечные сети, определить доли затрат на покупку лекарственных средств и факторы, влияющие на выбор лекарственного средства и др.
6. Описать существующие маркетинговые стратегии аптечных сетей и выявить их влияние на потребительское поведение.
7. Проанализировать тенденции и перспективы развития аптечного ритейла в России.
8. Выявить крупные межрегиональные аптечные сети, описать их основные показатели, направления развития и географию присутствия.
9. Выявить основных фармацевтических дистрибьюторов, описать их основные показатели и историю развития.
10. Описать взаимодействие аптечных сетей и фармацевтических дистрибьюторов.
11. Описать правовое регулирование аптечного ритейла в России, в том числе проанализировать изменения в законодательстве относительно аптечного ритейла и выявить их влияние на развитие аптечного рынка.

Объект исследования
Рынок аптечного ритейла в России

Метод сбора данных
Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group.
 

Метод анализа данных
1. Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.
2. Ресурсы сети Интернет.
3. Материалы компаний.
4. Аналитические обзорные статьи в прессе.
5. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
6. Экспертные оценки.
7. Интервью с производителями и другими участниками рынка.
8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
9. Базы данных Discovery Research Group.

Объём и структура выборки
Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.

Развернуть
Содержание
Подробное оглавление/содержание отчета:

Содержание…6

Список таблиц и диаграмм…9

Таблицы:…9

Диаграммы:…10

Резюме…13

Глава 1. Технологические характеристики исследования…15

Цель исследования…15

Задачи исследования…15

Объект исследования…15

Метод сбора данных…15

Метод анализа данных…16

Объем и структура выборки…16

Глава 2. Коммерческий рынок лекарственный средств в 2012 год…17

§2.1. Темп роста и объём коммерческого рынка лекарственных средств в 2009-2012 гг…17

§2.2. Структура коммерческого рынка лекарственных средств…19

2.2.1. Импортные и отечественные лекарственные средства …19

2.2.2. Рецептурные и безрецептурные препараты…20

2.2.3. ЖНВЛП и не ЖНВЛП…22

§2.3. Основные торговые марки и группы на коммерческом рынке лекарственных средств в России…23

2.3.1. Готовые лекарственные средства (ГЛС)…23

2.3.2. Биологически активные добавки (БАД)…28

Глава 3. Коммерческий рынок лекарственных средств в 2013-2014 гг…32

§3.1. Темп роста и объём коммерческого рынка лекарственных средств в 2013-первом квартале 2014 г…32

§3.2. Лидирующие производители и фармдистрибьюторы…34

3.2.1. Лидирующие производители…34

3.2.2. Крупнейшие фармдистрибьюторы…35

§3.3. Основные торговые марки и группы на коммерческом рынке лекарственных средств в России…37

3.3.1. Готовые лекарственные средства (ГЛС)…37

3.3.2. Биологически активные добавки (БАД)…39

§3.4. Прогноз развития рынка в 2013-2015 гг…42

Глава 4. Общая характеристика аптечного ритейла в России…44

§4.1. Ценовая сегментация аптечных сетей…44

§4.2. Классификация аптечных сетей…46

4.2.1. По месту нахождения…46

4.2.2. По форме торговли…47

4.2.3. По зоне доступности…48

§4.3. Рентабельность аптечного ритейла…48

§4.4. Состояние аптечного ритейла в регионах России…50

§4.5. Потребительские предпочтения и потребительское поведение…55

§4.6. Средства маркетинговых коммуникаций, используемые аптеками…64

Глава 5. Основные тенденции и перспективы развития аптечного ритейла в России…71

§5.1. Ожидаемые тренды рынка аптечного ритейла…71

§5.2. Текущие тренды рынка аптечного ритейла…73

§5.3. Факторы, обеспечивающие стабильный прирост коммерческого сектора…74

Глава 6. Основные игроки на рынке аптечного ритейла в России…77

§6.1. Аптечные сети…77

6.1.1. A5 Group…77

6.1.2. ОАО «Аптечная сеть «36,6»…78

6.1.3. A.V.E Group…82

6.1.4. Горздрав…84

6.1.5. Имплозия…84

6.1.6. Апрель…85

6.1.7. Магнит Косметик…87

6.1.8. Областной аптечный склад…89

6.1.9. ООО «Ригла»…89

6.1.10. ОАО «Радуга»…90

6.1.11. ЗАО «Фармакор»…91

6.1.12. ГК «Фармаимпекс»…93

§6.2. Сравнительная характеристика межрегиональных и региональных сетей аптек…93

6.2.1. «СИА Интернейшнл» ЛТД…98

6.2.2. ЗАО НПК «Катрен»…99

6.2.3. ОАО «Протек»…102

6.2.4. ЗАО «Роста»…104

6.2.5. «Alliance Healthcare RUS»…106

6.2.6. ЗАО «Р-Фарм»…107

6.2.7. ООО «Oriola»…109

6.2.8. ООО «Биотэк»…111

6.2.9. ФК «Пульс»…112

6.2.10. «Империя-Фарма»…113

§6.3. Сравнительная характеристика фармацевтических дистрибьюторов в России…115

Глава 7. Взаимодействие аптечных сетей с дистрибьюторами…121

§1. Принципы взаимодействия…121

§2. Оценка работы дистрибьюторов…122

§3. Дополнительные услуги фармацевтических дистрибьюторов…128

Глава 8. Государственное регулирование фармацевтического рынка и влияние на аптеки…130

§8.1. Возможное разрешение продажи лекарств в продуктовых магазинах…130

§8.2. Возможный запрет рекламы лекарств, требования к рекламе БАД…132

§8.3. Изменение порядка продажи психотропных препаратов…134

§8.4. Государственное регулирование цен на лекарства…135

§8.5. Государственное регулирование цен на лекарства…137

§8.6. Изменения в системе налогообложения…140

§8.7. Ограничение допустимого срока годности на лекарственные средства…141

Перечень приложений к отчету; количество названия таблиц, диаграмм, графиков

Отчет содержит 27 таблиц и 50 диаграмм.

Развернуть
Иллюстрации

Диаграммы:
Диаграмма 1. Динамика объёма коммерческого розничного сектора российского фармацевтического рынка в стоимостном и натуральном выражениях в 2009-2012 гг., млрд. $ и млрд. упаковок. 17
Диаграмма 2. Объемы продаж кодеинсодержащих препаратов в натуральном выражении, 2011-2012 гг., млн. упак. 18
Диаграмма 3. Доли импортных и отечественных ЛС в общем объёме продаж ЛС в коммерческом сегменте фармацевтического рынка России в натуральном и стоимостном выражении в 2012 г., %. 19
Диаграмма 4. Долевое соотношение стран-производителей лекарственных препаратов в стоимостном и натуральном выражении в 2012 году, % 20
Диаграмма 5. Доли ОТС и Rx-препаратов в общем объёме продаж ЛС в коммерческом сегменте фармацевтического рынка в России в натуральном выражении в 2010-2012 гг., %. 21
Диаграмма 6. Доли ОТС и Rx-препаратов в общем объёме продаж ЛС в коммерческом сегменте фармацевтического рынка в России в стоимостном выражении в 2010-2012 гг., %. 21
Диаграмма 7. Доли ЖНВЛП и не ЖНВЛП в общем объёме продаж ЛС в коммерческом сегменте фармацевтического рынка в России в стоимостном выражении в 2010-2012 гг., %. 22
Диаграмма 8. Доли ЖНВЛП и не ЖНВЛП в общем объёме продаж ЛС в коммерческом сегменте фармацевтического рынка в России в натуральном выражении в 2010-2012 гг., %. 22
Диаграмма 9. ТОП-10 торговых наименований по объемам продаж на аптечном рынке в стоимостном выражении в 2012 г. 24
Диаграмма 10. Динамика объёма коммерческого розничного сектора российского фармацевтического рынка в стоимостном выражении в 2012- 2013 гг., млрд. руб., % 32
Диаграмма 11. Динамика объёма коммерческого розничного сектора российского фармацевтического рынка в натуральном выражении в 2012- 2013 гг., млн. упак., % 33
Диаграмма 12. Объем коммерческого сегмента ГЛС в стоимостном выражении за первый квартал в 2013 и 2014 гг., млрд. руб. 34
Диаграмма 13. Объем коммерческого сегмента ГЛС в стоимостном выражении за первый квартал в 2013 и 2014 гг., млн. упак. 34
Диаграмма 14. Доли крупнейших фармдистрибьюторов на рынке ГЛС в 2013 г. 37
Диаграмма 15. Структура стоимостных продаж ГЛС розничного коммерческого рынка по ценовым сегментам, % 45
Диаграмма 16. Структура аптечных сетей России по географическому охвату в %. 52
Диаграмма 17. Рейтинг округов Москвы по обеспеченности аптеками, количество на 1 кв. км территории. 53
Диаграмма 18. Рейтинг округов Москвы по обеспеченности аптеками, количество на 100 тыс. жителей. 53
Диаграмма 19. Любимые бренды аптек для россиян по данным top20brands.ru в 2010-2012 гг. 55
Диаграмма 20. Причины не совершения покупки при запросе конкретного лекарственного средства (на 100 запросов) в 2010 г., %. 57
Диаграмма 21. Значимые факторы при приобретении ЛС для покупателей в 2010 г., %. 58
Диаграмма 22. Распределение доли покупателей по количеству посещаемых аптек в 2011 г., %. 59
Диаграмма 23. Распределение доли покупателей по расположению посещаемых аптек в 2011 г., %. 59
Диаграмма 24. Соотношения затрат покупателей на ЛС в зависимости от месячного дохода в 2011 г., %. 60
Диаграмма 25. Оценка важности характеристик провизора-фармацевта по шкале от 1 до 5 (5-наиболее важная характеристика, 1-наименее важная характеристика) в 1 квартале 2011 г.,%. 61
Диаграмма 26. Оценка важности характеристик аптеки по шкале от 1 до 5 (5-наиболее важная характеристика, 1-наименее важная характеристика) в 4 квартале 2011 г., %. 62
Диаграмма 27. Оценка важности принадлежности аптеки к сети по группам затрат на 3 месяца в 4 квартале 2011, % 63
Диаграмма 28. Оценка важности принадлежности аптеки к сети по возрастным группам в 4 квартале 2011 г., % 63
Диаграмма 29. Доля людей, покупающих ЛС в Интернет-магазинах в 2011 г. 69
Диаграмма 30. Факторы, влияющие на выбор аптечной сети потребителями в г. Москва в 2011 г., %. 70
Диаграмма 31. Топ-5 межрегиональных аптечных сетей по количественному составу с учетом аптек, работающих с компанией по договорам франчайзинга в 2012 г., ед. и %. 94
Диаграмма 32. Топ региональных аптечных сетей с наибольшим количественным составом с учетом аптек, работающих с компанией по договорам франчайзинга в 2012 г., ед. и %. 94
Диаграмма 33. Годовой оборот компании «СИА Интернейшнл» ЛТД в 2005-2012 гг., млрд. руб. и %. 98
Диаграмма 34. Распределение отгрузки ЛС компании «Катрен» по типам клиента, %. 100
Диаграмма 35. Годовой оборот компании НПК «Катрен» на российском фармрынке в 2010-2012 гг., млрд. руб. и %. 101
Диаграмма 36. Годовой оборот компании «Роста» на российском фармрынке в 2010-2012 гг., млрд. руб. и %. 105
Диаграмма 37. Годовой оборот компании «Alliance Healthcare Russia» на российском фармрынке в 2010-2012 гг., млрд. руб. и %. 106
Диаграмма 38. Динамика продаж «Р-Фарм» на российском фармрынке в 2010-2012 гг., млрд. руб. и %. 108
Диаграмма 39. Годовой оборот компании «Oriola» на российском фармрынке в 2010-2012 гг., млрд. руб. и %. 109
Диаграмма 40. Годовой оборот компании «Биотэк» на российском фармрынке в 2010-2012 гг., млрд. руб. и %. 111
Диаграмма 41. Годовой оборот компании ФК «Пульс» на российском фармрынке в 2010-2012 гг., млрд. руб. и %. 112
Диаграмма 42. Годовой оборот компании «Империя-Фарма» на российском фармрынке в 2010-2012 гг., млрд. руб. и %. 113
Диаграмма 43. Динамика прироста простых контрактов с производителями в ассортименте компании «Империя-Фарма» в 2010-2011 гг. 114
Диаграмма 44. Топ-10 дистрибьюторов по доле на рынке прямых поставок ЛС (включая льготное лекарственное обеспечение) 1 кв. 2013 %. 117
Диаграмма 45. Оценка значимости отдельных характеристик деятельности дистрибьютора, PharmaQ, апрель 2012, % 122
Диаграмма 46. Финансовые условия работы, PharmaQ, апрель 2012, % 123
Диаграмма 47. Оценка важности дистрибьюторов, PharmaQ, апрель 2012, доля клиентов, выделивших дистрибьютора как самого важного, % 124
Диаграмма 48. Оценка поставщиков по параметрам PharmaQ, апрель 2012 125
Диаграмма 49. Оценка уровня сервиса дистрибьюторов, PharmaQ, апрель 2012 125
Диаграмма 50. Оценка частоты дефектуры, PharmaQ, апрель 2012, % 126

Развернуть
Таблицы
Отчет содержит 27 таблиц и 50 диаграмм.

Таблицы:
Таблица 1. Топ-10 торговых наименований по объемам продаж на аптечном рынке в стоимостном выражении в 2012 г. 23
Таблица 2. Рейтинг продаж МНН, включенных в ЖНВЛП, в 2012 г. 24
Таблица 3. Структура продаж ГЛС розничного коммерческого рынка России по АТС-группам в 2012 году. 26
Таблица 4. Топ-10 торговых наименований БАД по объему аптечных продаж (в стоимостном выражении) в России в июле-августе 2012 г., %. 29
Таблица 5. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж в 2012 и 2013 гг. 35
Таблица 6. ТОР-15 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учётом льготы), в денежном выражении, по итогам 2013 г. 36
Таблица 7. Десять ведущих торговых наименований по объему аптечных продаж в 2012 и 2013 гг. 37
Таблица 8. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж в 2012 и 2013 гг. 38
Таблица 9. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж в 2012 и 2013 гг. 39
Таблица 10. Десять ведущих производителей БАД по объему аптечных продаж в 2012 и 2013 гг. 40
Таблица 11. Десять ведущих торговых наименований БАД по объему аптечных продаж в 2012 и 2013 гг. 41
Таблица 12. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объемам аптечных продаж в 2012 и 2013 гг. 42
Таблица 13. Количество аптек в России, Москве и МО в 2011-2012 гг. 51
Таблица 14. Аптечные продажи в различных регионах России в 2013 г. 52
Таблица 15. Противоречие желаний потребителей с деятельностью аптек в 2010 г. 58
Таблица 16. Количество аптек ОАО «Радуга» в различных регионах России в 2012 г., ед. 91
Таблица 17. Топ-25 аптечных сетей по объему продаж, 2012 г. 95
Таблица 18. Топ-15 российских аптечных сетей по доле коммерческого розничного рынка лекарственного ассортимента, 2012 г. 96
Таблица 19. Топ-15 российских аптечных сетей по доле коммерческого розничного рынка нелекарственного ассортимента, 2012 г 96
Таблица 20. TOP15 аптечных сетей по доле на розничном коммерческом рынке ЛП в денежном выражении, 2013 г. 97
Таблица 21. Доля крупнейших аптечных сетей в товарообороте «Катрен» в 2010 г., ед. и %. 99
Таблица 22. Доли, занимаемые компанией «Катрен» в различных сегментах рынка лекарственных средств в 2009-2010 гг., %. 100
Таблица 23. Выручка ГК «Протек» и сегментов за 2013 г. 104
Таблица 24. Собственные аптечные сети компании ООО «Биотек». 110
Таблица 25.Топ-10 дистрибьюторов по доле на фармацевтическом рынке ГЛС в 2012 году. 115
Таблица 26. Топ-10 дистрибьюторов по доле на рынке прямых поставок ЛС (включая льготное лекарственное обеспечение), 1 кв. 2013 /1 кв. 2012 гг. %. 116
Таблица 27. Топ-5 дистрибьюторов по объему валовых продаж по федеральным округам* РФ, 1 пол. 2011 г. 117

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 5 августа 2020 РБК Исследования рынков Татьяна Шутова Цены на услуги должны быть максимально обоснованными Управленцы должны демонстрировать клиенту ценности, заложенные в стоимость услуг – считает основатель федеральной сети студий маникюра 4Hands.

– Как можно охарактеризовать результаты работы Вашей компании за 2019 год? Все ли поставленные цели достигнуты? Какие факторы препятствовали развитию бизнеса, а какие, напротив, сыграли положительную роль?

– Все планы 2019 года мы реализовали, а именно выполнили план по открытиям собственных точек (заработали 4 новых салона) и студий по франшизе (заработали около 40 партнерских точек). Достижению планов способствовали спрос на рынке, то есть приемлемая для нашего сегмента покупательская способность, и, конечно же, узнаваемость нашего бренда, все-таки 10 лет работы дают о себе знать. Что касается проблем, то основная из них – это найти подходящее помещение и локацию за адекватную ренту.

– Каковы, на Ваш взгляд, основные тенденции российского рынка бьюти-услуг на 2020 год? Как скажется пандемия COVID-19 на индустрии красоты? Что станет ключевым для развития по мере снятия карантинных мер?

– Три основных тренда это объективность и обоснованность цен на услуги, интенсивная безопасность и минимализм.

Объективность и обоснованность цен на услуги подразумевает, что человек должен понимать, почему в одном месте он платит ₽1 000 за маникюр с покрытием, а в другом – ₽ 4 000. Представители бьюти-бизнеса должны будут демонстрировать клиенту ценности, которые заложены в конечной цене услуги.

Интенсивная безопасность означает, что после карантина особое внимание будет уделяться стерильности, стерилизации, дезинфекции, хотя так или иначе данные стандарты уже стали нормой в каждом уважающем себя салоне.

Что касается минимализма, то чем проще услуги, акции на них, процессы в салоне и даже дизайн интерьера, тем лучше они воспринимаются конечным потребителем. Красота в простоте.

– Кто является Вашим среднестатистическим клиентом и какие услуги пользуются наибольшей популярностью? Замечаете ли Вы изменения в половозрастной структуре клиентов Вашей сети?

– Наш основной клиент, как был, так и остался – это девушки в возрасте 30+ с частотой посещения около 2 раз в месяц и средним чеком в ₽3 000. Самые востребованные услуги – это маникюр с покрытием и маникюр + педикюр с покрытием в 4 руки.

– Как Вы поддерживаете уровень посещаемости Ваших салонов и сохраняете постоянных клиентов? Есть ли в Вашей компании программы лояльности? Какие каналы Вы используете для продвижения сети?

– Основной трафик нам генерирует наша локация, поэтому мы чутко подходим к поиску помещений. Конечно же, мы используем Instagram, исправно ведем аккаунты, настраиваем таргетированную рекламу. В рамках лояльности у нас есть несколько отработанных схем: 6-ой маникюр в подарок, 30% скидка на запланированный следующий визит (день в день), 25% скидка при скачивании мобильного приложения.

Есть два ключевых показателя, которые влияют на возвратность, это те ключевые показатели, над которыми мы постоянно работаем и совершенствуемся – качество и сервис. Каким бы у вас ни был маркетинг, как бы круто вы ни продавали себя в сети, если не будет качества и сервиса, значит и не будет клиентов.

– Как происходит автоматизация работы сети? Развиваете ли Вы сайт, собственное мобильное приложение? Какие другие технологические инструменты Вы используете?

– Мы одни из первых начали работать с YCLIENTS, CRM-система в наше время это уже давно musthave, учет клиентов и еще масса всего должны быть соединены в одном месте, в одной базе. Мы используем чат-боты, которые интегрированы с нашей CRM-системой. Чат-боты по установленным сценариям через WhatsApp «касаются» клиента по поводу предстоящей записи, получают обратную связь после визита, напоминают о том, что нужно записаться. Также мы до сих пор звоним клиентам. Звоним после визита, получаем обратную связь по чек-листу. Звоним потерянным клиентам, пытаемся их вернуть, узнаем причины, из-за которых они не вернулись. Также у нас есть мобильное приложение от YCLIENTS, которое работает как еще один способ запись в наши салоны.

– Сейчас многие бьюти-сети развивают франчайзинг. Работаете ли Вы в данном направлении? Считаете ли Вы это перспективным для отрасли и почему?

– Мы начали развивать франчайзинговую сеть с 2012 года. Успех в ее развитии может быть только в том случае, когда основатель бренда сформировал, «обкатал» и упаковал все бизнес-инструменты для франчайзи, когда опыт не на словах и цифрах, а в прикладном материале. Конечно же, очень важно давать команду сопровождения, и франчайзи должен понимать, что у него за спиной есть люди, которые будут вовремя и точечно помогать в реализации его бизнес-процессов.

– Расскажите, пожалуйста, о планах по развитию на 2020 год. На каких направлениях деятельности Вы сфокусируетесь? Какие шаги станут приоритетными в развитии сети в условиях сложной экономической и эпидемиологической обстановки?

– Несмотря ни на что мы будем гибко придерживаться изначальных планов. На 2020 год мы запланировали внедрение нашего нового фирменного стиля. Мы хотим форсированно транслировать клиентам суть нашего бренда: «Быстро. Качественно. Надежно» и усерднее напоминать о нашей флагманской услуге – комплексе «в 4 руки».

Также одна из основных задач — это повышение уровня квалификации наших специалистов, внедрение устойчивых стандартов предоставления услуг, здесь наша цель – дойти до уровня McDonald’s, где для любой работающей точки свойственны одинаковые качество, сервис и стоимость. После того, как задача по стандартизации будет выполнена, мы будем масштабироваться за рубеж, а именно в США.



 

Показать еще