Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
5 апреля 2011

Российский ритейл: посткризисное развитие

Российская розничная торговля в 2010 г. начала восстанавливаться, преодолев основные трудности кризисного периода. По итогам прошедшего года выручка многих ритейлеров достигла докризисных финансовых показателей, однако говорить о полном восстановлении рынка рано - во многом рост рынка был обусловлен значительным увеличением розничных цен.

В 2011 г. ритейлеры ожидают усиления конкуренции, продолжения роста цен со стороны производителей и поставщиков, а также усиления роли иностранных компаний на российском розничном рынке. Такие прогнозы были высказаны некоторыми аналитиками и представителями крупнейших ритейлеров на прошедшем 10-м ежегодном форуме института Адама Смита "Российская розничная торговля".

Преодолев первые трудности кризисного периода, российские ритейлеры столкнулись с проблемами развития в условиях посткризисного пространства. В настоящее время основным препятствием для развития сетей является изменение потребительской модели россиян, вызванное продолжающимся снижением покупательной способности населения на фоне продолжающегося роста розничных цен. По подсчетам Всемирного банка, рост цен на продукты питания с июня 2010 года по февраль 2011-го составил 17,5%, что является рекордным показателем за последние несколько лет. Цены на непродовольственные товары выросли меньше (12,4% в 2010 г.), однако спрос на них восстанавливается гораздо медленнее.

Еще одной серьезной проблемой, которую приходится решать практически всем операторам розничного рынка, остается кредитование: по словам Олега Болычева, председателя совета директоров ГК "Вестер", актуальные ставки по кредитам для ритейлеров составляют минимум 13-14%, исключение составляют лишь очень крупные компании, для которых этот показатель может быть ниже. При этом практически все кредиты являются залоговыми, несмотря на то, что реально залогом может выступать лишь недвижимость и оборудование, которые оцениваются банками со значительным дисконтом. Трудности с кредитным финансированием приводят к замедлению темпов развития торговых сетей, особенно это касается региональных компаний.

На рынке торговой недвижимости России отмечается оживление, однако по-прежнему ввод новых торговых площадей растет за счет ранее начатых объектов, новых проектов крайне мало. По-прежнему Россия сильно отстает от европейских стран по объемам современных торговых площадей на душу населения, при этом распределение современных торговых площадей по территории РФ неравномерно, что приводит к усилению конкуренции за место в работающем торговом центре. Уже в 2010 г. арендные ставки начали повышаться, а в 2011 г. ритейлеры ожидают дальнейшего роста ставок, особенно в торговых центрах с высокой проходимостью, находящихся в крупных городах. Кроме того, темпы строительства новых торговых центров не обещают быстрого прироста торговых площадей, а географически неравномерное распределение современных торговых центров в ближайшие годы сохранится.

Развитие современного ритейла заметно тормозит логистика - большинство участников форума отметили, что стоимость логистической составляющей постоянно растет, при этом не хватает распределительных центров и складов, а качество дорог во многих российских регионах оставляет желать лучшего. Подобная ситуация сдерживает экспансию федеральных сетей в регионы, поскольку нет возможности обеспечить своевременные поставки товаров. Именно поэтому крупные ритейлеры планируют в 2011-2013 гг. строительство новых распределительных и логистических центров, а также расширение собственного автопарка. Так, у ГК "Дикси" на текущий момент есть РЦ практически во всех регионах России, более того, свободные складские площади компания планирует сдавать в аренду другим ритейлерам.

Французская сеть "Ашан" решает проблему снабжения региональных гипермаркетов в том числе и с помощью локальной системы закупок, которая предполагает заключение различных контрактов с местными производителями, в том числе контракты на производство товаров под собственными марками сетей, на поставку продукции в логистический центр ритейлера или напрямую в магазин.

В секторе непродовольственного ритейла логистика также является одной из ключевых проблем, которая находится в фокусе внимания участников рынка. Так, один из крупнейших DIY-ритейлеров, немецкая компания "ОБИ" планирует строительство собственного дистрибуционного центра, кроме того, в краткосрочной перспективе ожидает роста доли региональных поставщиков в ассортименте своих гипермаркетов до 30% (в настоящее время этот показатель равен 10%).

Несмотря на снижение покупательной способности населения, рост цен и усиление конкуренции на рынке, большинство крупных ритейлеров планирует увеличить сеть за счет открытия новых магазинов. Такие планы озвучила сети "Дикси", "Ашан", Mango, "Эльдорадо", Kika, "Обувь России" и сеть аптек "Ригла".

Что касается развития торговых форматов, то здесь участники форума справедливо отметили, что выбор формата сильно зависит от региона, конкурентной ситуации и численности населения. По-прежнему весьма популярны дискаунтеры и гипермаркеты, ожидается увеличение их количества в 2011 году. Дефицит торговых площадей привел к тому, что ритейлеры начали открывать магазины меньшей площади.

В 2011 г. продолжится рост и в секторе e-commerce, который с каждым годом становится все более значимым сегментом ритейла, поскольку растет количество пользователей Интернет, а также улучшается качество связи.

В целом 2011 год может стать весьма результативным для российской розничной торговли, поскольку наиболее тяжелый период для рынка закончился, российская экономика постепенно восстанавливается, что дает основание ждать положительной динамики и в секторе розничной торговли.

Анна Синявская
ведущий аналитик Департамента Консалтинга
РИА "РосБизнесКонсалтинг"