Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
7 апреля 2011

Доступ к финансовым ресурсам предприятий малого и среднего бизнеса остается привилегией.

Согласно информации комитета  по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса ТПП РФ - доступ к финансовым ресурсам имеют лишь 13-15 тыс. из 880 тыс. Безусловно, в  условиях воздействия кризисных явлений доступ к финансовым ресурсам для малых предприятий был в значительной степени ограничен. Но по оценкам многих экспертов  и до кризисных явлений доступ к заемным ресурсам был скорее привилегией, чем доступной возможностью. 

Несмотря на поиски более эффективных форм государственной поддержки, в 2009 году был значительно увеличен объем финансовой помощи малому бизнесу государством. По линии кредитной программы Банка развития на поддержку малого и среднего бизнеса было направлено до 30 млрд рублей. Из средств федерального бюджета - еще 10,5 млрд рублей.

Но при этом Правительство ужесточило контроль  прямого участия в работе по кредитованию в реальном секторе экономики банковских структур, получивших государственные ресурсы на поддержку малого и среднего предпринимательства, полученных в рамках тех или иных программ поддержки.

Потенциальными источниками финансирования МСБ являются, частные кредиторы, венчурные фонды, кредитные финансовые кооперативы, бюджетные кредиты (субсидии), выдаваемые региональными фондами поддержки МСБ, кредитные организации.

Институт венчурных фондов, как источник финансирования, безусловно, заслуживает отдельного исследования, но и без того пока очевидно, что он в полной мере заработает не скоро. Поэтому относительно доступным источником привлечения финансирования остается банковское кредитование.

Несмотря на все трудности, займы малому бизнесу оказались единственным сегментом банковского кредитования, показавшим в кризис положительную динамику. По данным исследования Euroresearch and Consulting, прирост портфеля ссуд не так значителен, как в прошлые годы - только 3,7% до уровня 2,648 трлн руб., но на фоне
конкурентов - корпоративного (-0,6%) и розничного (-11%) кредитования - это выглядит достижением.

Cтруктура малого предпринимательства России в разрезе видов экономической деятельности характеризуется значительным уклоном в сферу торговли (около 45% от всех малых предприятий). Именно эти предприятия являются основными генераторами спроса на короткие кредиты на пополнение оборотных средств. И именно торговля оказывается в зоне наибольшей волатильности в периоды кризиса.

Однако такой перекос в пользу торговли не полностью отражает потребности бизнеса. Прежде всего, отмечается недостаток продуктов, имеющих отраслевые специфики. Универсальные кредиты составляют более 2/3 всего предложения на рынке. Отраслевые кредиты представлены в основном продуктами Россельхозбанка, однако доля аграрных компаний в структуре малого бизнеса не слишком значительна.

Тем не менее, основным источником финансирования было и остается банковское кредитование.