Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
26 мая 2011

Кризис скорректировал некоторые тенденции на российском рынке сантехники

Российский рынок сантехнического оборудования, переживший влияние экономического кризиса в 2009 году, в 2010 начал восстановление по большинству ключевых показателей.

Как показывает исследование «Рынок санитарно-технического оборудования (сантехники) в России и регионах», проведенное информационным агентством КредИнформ, в течение последних 5 лет развитие протекало крайне неравномерно в разных сегментах.

Сегмент санитарно-керамических изделий, по мнению аналитиков агентства, в последние несколько лет проявил себя как наиболее стабильно развивающийся. Так, по показателям производства санкерамики в России в натуральном выражении последние 5 лет отметились средним ежегодным приростом порядка 4,5%, который, тем не менее, был неодинаков по товарным группам. В основном прирост производства осуществлялся за счет увеличения объемов выпуска унитазов и смывных бачков, в то время как в сегменте керамических умывальников объемы выпуска оставались практически неизменными.

В сегменте металлической сантехники наблюдается также изменение долевой структуры производства по товарным группам: на фоне общего снижения объемов выпуска металлической сантехники в России происходит увеличение доли чугунных и стальных ванн с доминированием доли последних.

Интересно, что за последние несколько лет на российском рынке ванн в разы выросла доля акриловых изделий (в 2006 году их доля составляла около 1% общего объема продаж ванн, в 2010 - уже 14%). Впрочем, как отмечают эксперты, рынок полимерной сантехники в принципе является наиболее динамично развивающимся сегментом.

На рынке сантехнического оборудования достаточно сильны интеграционные процессы. Так, российский рынок санкерамики достаточно жестко поделен между крупнейшими участниками. Причем среди ведущих производителей прослеживается явная тенденция к увеличению объемов интеграционных процессов. Холдинги представляют собой здесь или объединенные производственные мощности (как, например, вышедший на российский рынок испанский холдинг Roca Sanitario) или объединения компаний, производящих различные типы керамических изделий (как, например, группа компаний Кератон), или же группа может включать производственные и оптово-розничные торговые предприятия (пример - группа компаний Уралкерамика). Финансовое положение крупнейших компаний завидно устойчивое: согласно данным исследования ни одно предприятие из пятерки лидеров не выходило в убыток, несмотря на влияние кризиса на отрасль. Такое положение дел на рынке обеспечивает достаточно высокие барьеры на вход для небольших компаний.

Среди производителей металлической сантехники также наблюдаются процессы M&A, однако здесь производители санитарно-технических изделий чаще входят в состав холдингов, производящих полный спектр металлических изделий (как, например, Верх-Исетский металлургический завод в составе группы Новолипецкого металлургического комбината).

В сегменте полимерной сантехники барьеры на вход несколько ниже, и интеграционные процессы, равно как и участие иностранных компаний, проявляется в значительно меньшей степени.

Оптовые продажи часто осуществляются компаниями, аффилированными с производственными комплексами, то есть оптовые продавцы также стремятся к слияниям для того, чтобы «застолбить» свою долю рынка. К таковым, например, относятся Торговый Дом Универсал, ООО Санто-Холдинг. Розничная и, в меньшей степени, оптовая торговля достаточно интенсивно развивается в сегменте Интернет-продаж, в основном в нижней ценовой категории.

По-прежнему сильно влияние импорта. Причем ключевыми поставщиками сантехники в Россию являются Китай (его доля по натуральному выражению достигает 77% в общей структуре стран-отправителей в сегменте полимерной сантехники), Украина, Испания, Германия, Чехия. При этом продукция из Китая и стран бывшего соцлагеря является ключевым конкурентом российских изделий на отечественном рынке. Европейские марки традиционно располагаются в среднем и высоком ценовых сегментах, где влияние российских производителей не так высоко. Интересно, что европейские марки достаточно активно осваивают российский рынок, в том числе налаживая производство на территории России или скупая мощности российских предприятий (примерами здесь являются Roca, Grohe).

Экспорт отечественной продукции по-прежнему производится в основной массе в соседние страны (Казахстан, Украина, республики Средней Азии).

Мнения экспертов относительно изменения моды и структуры спроса на сантехнику в России в основном сводятся к тому, что российские участники рынка запоздало копируют тенденции, наблюдаемые в Европе, но с поправкой на более низкий ценовой сегмент.