Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
31 мая 2011

Рынок соков выходит на докризисный уровень

Кризисная ситуация на рынке соков в России сложилась раньше, чем в других отраслях рынка безалкогольных напитков. С приходом кризиса спрос сместился в сторону более дешёвых товаров-заменителей. Кроме того, многие потребители стали покупать соки меньшими объёмами, либо теми же объёмами, но реже.

Объем российского рынка соков в натуральном выражении по последним данным составил 3,1 млрд. литров. Стоит отметить, что доля овощных соков и нектаров за последние 5 лет возросла с 7,7% до 10%, что объясняется появлением на рынке новых видов овощных соков. Помимо томатного популярностью стали пользоваться морковный, сельдерейный, овощные миксы и другие виды соков и нектаров.

Темпы роста рынка соковой продукции в 2009 году показали отрицательный результат (-4,2%), сократившись по сравнению с 2008 годом на 21,7%. Данную ситуацию можно объяснить постепенным насыщением Рынка, а также последствиями финансово-экономического кризиса. В 2010 году рынок стал выходить на докризисный уровень. По прогнозам компании «Маркет Аналитика», в 2011 году объемы продаж различных видов соковой продукции достигнут отметки 3,5 млрд литров.

Что касается объёма рынка в стоимостном выражении, то в 2010 году он составил 177 млрд рублей, что на 2,9% больше, чем в 2009 году. Опережение было обусловлено быстрым ростом цен на продукцию отрасли: за 5 лет средняя цена 1 л соков и нектаров выросла на 13 рублей. Емкость Рынка, по последним данным, достигла 3,5 млрд. л. Разница между объемом и емкостью рынка объясняется наличием натурального производства соковой продукции в России.

Рост рынка соков в России обеспечивается, в основном, за счет среднеценового сегмента, поэтому спрос на продукцию прямо пропорционален размеру города и уровню развитости региона в РФ. Именно поэтому рынок соков в Москве и Санкт-Петербурге уже в 2009 году оказался на уровне насыщения.

Всё более растущая конкуренция между основными игроками сокового рынка вынуждает производителей искать новые комбинации вкусов для расширения существующих линейных брендов и привлечения потребителей. Производители всё чаще смешивают наиболее популярные вкусы с более экзотическими, например, яблочный - с банановым. Однако, в целом вкусовые предпочтения россиян достаточно традиционны. Лидерами здесь являются яблочный, апельсиновый и томатный соки.

Основными игроками Рынка в 2010 году являлись Компания PepsiCo, компания Coca-Cola,  ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания», ОАО «Нидан соки». Однако в январе 2011 года компания PepsiCo приобрела 66% акций российского "Вимм-Билль-Данна" (ВБД ПП). По подсчетам ФАС, доля объединенной компании на рынке соков составит 42-47%.

Кроме тройки лидеров, также отдельно следует отметить компанию «НКП «Сады Придонья». Оставшиеся 9,6% Рынка занимают в основном компании - российские производители соков, среди которых следует выделить компании ОАО «Компания Юнимилк», ООО «Интерагросистемы», «Лидер», «ДигиДон».

Исходя из положительных тенденций экономического развития начала 2011 года и прогнозов экспертов, рост рынка соков продолжится. Разница сценариев развития заключается только в скорости восстановления.

Таким образом, среди основных перспектив развития Рынка можно отметить следующие:

  • Сосредоточение и перемещение потенциала Рынка из российских мегаполисов в регионы, где культура потребления соков только начинает развиваться.
  • Рост среднеценового сегмента Рынка.
  • Рост сегмента сокосодержащих напитков.
  • Разделение Рынка на 2 сегмента: на дешевые, но восстановленные соки, и дорогие, но натуральные.