Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
2 сентября 2011

В последние годы наблюдается сокращение объема российского рынка замороженной рыбы

Российский рынок замороженной рыбы находится под сильным влиянием тенденций на рынке рыбной продукции в целом: динамики потребительских ожиданий, госрегулирования рынка в зависимости от изменения экологии Мирового океана и, самое, главное, от состояния материальной части российского рыбохозяйственного комплекса. Последнее особенно важно для сегмента замороженной рыбы, поскольку порядка 75% всей замороженной рыбы и 67% замороженного рыбного филе производится на бортах рыбололовецких судов.

На данный момент происходят существенные изменения на рынке замороженной рыбной продукции, поскольку российское правительство проводит активную кампанию по развитию рыбной отрасли в России. Это проявляется в государственных целевых программах, нацеленных на развитие и расширение рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего флота, на повышение интереса населения к рыбной продукции, на снижение розничной стоимости рыбы и уменьшении числа посредников между производителями рыбы и ее конечными потребителями.

В целом такие кампании проходят достаточно успешно, однако на рынке замороженной рыбы данный факт отражается неоднозначно. Так, по оценкам ИА КредИнформ, приведенным в маркетинговом обзоре «Рынок замороженной рыбы в России», объем рынка данной продукции неуклонно снижается с 2007 и 2008 года в натуральном и стоимостном выражении соответственно, причем наиболее значительно в 2009 году. Такая динамика обусловлена значительным ростом экспортных поставок из России, превосходящих темпы прироста производства и импорта. На данный момент, по оценкам агентства, объем рынка замороженной рыбы в России составляет порядка 1,73 млн тонн или более 57 млрд руб.

Снижение объема рынка замороженной рыбы, проходящее на фоне увеличения емкости рынка рыбной продукции в целом, обусловлено относительным ростом привлекательности и доступности охлажденной рыбы, а также неблагоприятным имиджем замороженной рыбной продукции в глазах конечных потребителей. Последнее вызвано достаточно долгим периодом, когда масса глазури в структуре замороженных рыбного филе и рыбы занимала неприемлемо высокие доли, а также непривлекательным внешним видом продукции. Недостатки в товарном виде на фоне аналогичной продукции зарубежных производителей вызваны несовершенствами российских технологий производства, транспортировки и хранения замороженной рыбной продукции.

В связи с этим, для дальнейшего развития рынка замороженной рыбы эксперты предполагают необходимость изменения имиджа российской замороженной рыбы для рядовых покупателей, что достижимо при совершенствовании технологий заморозки. Так, участники отрасли признают, что необходимо использование оборудования по заморозке рыбной продукции более мелкими, чем на данный момент, партиями. Это позволит избежать многократного размораживания и замораживания рыбы для удобства ее транспортировки и продажи. А также для российских производителей замороженной рыбы необходимо устанавливать тесные партнерские отношения с компаниями, стоящими в дальнейшей цепи переработки рыбы: производителей полуфабрикатов, кулинарной продукции, крабовых палочек и пр.