Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
5 октября 2011

Интеллектуальная собственность и Интернет

Одна из краеугольных проблем современной системы защиты авторских и смежных прав - это взаимоотношения автора и сети Интернет. С развитием сети Интернет появились новые виды объектов авторского права, например, программное обеспечение для функционирования интернет-сайтов и прочее, а главное - появились новые формы быстрого и массового распространения объектов авторского права, сложно поддающихся контролю. Форма распространения произведения через Интернет не отрегулирована действующим авторским законодательством не только в России, но и большинства стран мира. Предстоит еще многое усовершенствовать, в том числе и защитить права авторов произведений и пользователей. К такому выводу пришли эксперты ИА КредИнформ, выполнив аналитический обзор на тему «Анализ ситуации, связанной с охраной авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения в Европейских странах и России».

По данным экспертов сферы, Россия имеет репутацию страны с очень высоким уровнем «пиратства». По состоянию на середину 2000-х уровень компьютерного пиратства в России оценивается в 87%. Хуже только во Вьетнаме (94%), Китае (92%), Индонезии (88%) и Украине (87%). При этом уровень пиратства в музыкальной индустрии России составляет примерно 70%, в индустрии программного обеспечения - более 90%, киноиндустрии - 80%. При этом темпы снижения объемов нелегального распространения информации очень низкие.

Невозможность оперативно проконтролировать количественные показатели распространения произведений в Интернете является основной проблемой для держателей прав на данный момент. Понятия тиражей и количества экземпляров в интернете неприменимо, а значит необходима разработка механизма по взаимодействию аудитории и авторов, чтобы права ни тех, ни других не ущемлялись, а такое явление как «пираство» перестало быть основным в распространении любых результатов интеллектуальной деятельности в Интернете.

На данный момент будет справедливым сказать, что борьба с проявлением «пиратства» в Интернет-ресурсах предоставлена тому, чьи интеллектуальные права нарушены. Основным методом борьбы является непосредственное взаимодействие с сайтом-нарушителем, а именно с его владельцами или владельцами хостинга. Важным инструментом, на который в такой борьбе стоит опираться - это нормы международных конвенций, договоров, директив, таких как Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.); Международная конвенция об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.); Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.) пр. Крайняя возможная мера - возбуждение уголовного дела.

В России ситуация с борьбой с нарушениями интеллектуальных прав достаточно сложная, несмотря на некоторые подвижки в этом вопросе. Официальные источники акцентируют внимание на объективных фактах, говорящих об активизации борьбы с пиратами. Утверждается, что уже закрыты такие ресурсы, как zaycev.net, torrents.ru, interfilm.ru и puzkarapuz.org. В том числе говорится о новых законодательных подвижках - некоторые положения закона «О полиции» предписывают возможность досудебного приостановления лицензий (статья 13), в том числе деятельности интернет-провайдеров,  распространяющих нелицензионный контент.

Вывод, который  делают государственные эксперты: положение дел с охраной интеллектуальной собственности в России год от года улучшается. Однако, на деле все не столь однозначно. Дел, реально закончившихся наказанием нарушившего интеллектуальные права, на данный момент практически нет. Да и сами границы, за которыми начинается нарушение таковых прав в Интернете, точно законодательно не определены. Дискуссии продолжаются.