Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
23 декабря 2011

Без кнута, но с пряником

На рынке мучных кондитерских изделий в последние годы отмечается сокращение. Это обусловлено снижением потребительского спроса, а также насыщением рынка. В сравнении с рынком сахаристых изделий, который в 2010 году вырос почти на 9%, сегмент мучной кондитерской продукции снился почти на 1%.

По прогнозам аналитиков Intesco Research Group, в 2011 году ситуация на рынке мучных изделий должна измениться в сторону роста. За январь-август текущего года рост импорта по отношению к аналогичному периоду 2010 года составил 21%, при этом объем экспортных поставок снизился на 46%. Учитывая небольшую долю импорта на рынке, можно прогнозировать рост на уровне 2,2%.

К 2012 году ожидается, что объем рынка продолжит положительную тенденцию. С ростом благосостояния населения, потребление кондитерских изделий будет также увеличиваться. Благоприятным фактором роста является и то, что потребление таких изделий как торты, пирожные все чаще входит в повседневную практику, а постоянное появления новых видов продукции (мягкие вафли, бисквитные торты длительного хранения) делает этот рынок перспективным. Подробнее о состоянии рынка и его тенденциях можно ознакомиться в работе «Рынок мучных кондитерских изделий - 2011», подготовленной компанией Intesco Research Group.

Объем производства мучных кондитерских изделий в 2010 году находился на уровне 1,44 млн тонн. По сравнению с 2009 годом было отмечено сокращение на 16,6 тыс. тонн. Максимальный показатель был зафиксирован в 2008 году, когда объем выпущенной продукции превысил 1,5-миллионный рубеж.

]Последние два года характеризуются отрицательной динамикой, что связано с сокращением потребления мучной продукции населением России, а также сырьевым кризисом (мука, подсолнечное масло). В 2011 году отрицательный тренд продолжится, однако ожидается, что темп роста будет заметно выше показателя предыдущего года.
В структуре производства мучных кондитерских изделий преобладало печенье, третья часть производственных мощностей была ориентировано на выпуск данного продукта. Около 13,6% в структуре производства приходилось на вафли. По 11% занимали доли тортов и пряников. Рулеты формировали 8,3% в структуре отечественного производства. На долю галет и крекеров в 2010 году пришлось 6,8% от общего объема мучной кондитерки. Восточные сладости и кексы занимали соответственно 3,6% и 2,8%.

В последнее время большинство производителей кондитерских изделий акцентируют внимание на создании новых ассортиментных позиций. Сложное печенье - одно из перспективных направлений рынка. К сложному печенью относятся виды глазированных кондитерских изделий, изделия с начинкой, например, печенье с прослойкой зефира, мармелада.

Еще одним перспективным направлением на рынке является офисное печенье. Во многих развитых российских компаниях уже сформирована практика делового гостеприимства. Нередко клиенту или посетителю предлагают «чашечку чаю/кофе». При этом сами сотрудники компаний достаточно активно развивают культура «заедания» чая или кофе кондитерскими изделиями и, в чаще всего, это является печенье и другая мучная продукция. Работники офисов ежедневно (а часто несколько раз в день) пьют чай или кофе. Считается, что офисное печенье должно соответствовать нескольким критериям: не должно быть излишне жирным и рассыпчатым и должно быть небольшого размера. На сегодняшний день, эта достаточно емкая и перспективная рыночная ниша заполняется в основном импортным печеньем.

С курсом на здоровое питание производители налаживают выпуск продукции, дозволенной к употреблению в пост (православный и исламский). Примерами таких продуктов являются овсяное и сдобное печенье под брендами «Штучки» и «Посиделкино» КО «Любимый край»). Татарстанская ООО «Компания Ясен» выпускает печенье «Христианский-постный», «Халяль», «Кашерный продукт», вегетерианское печенье. Таким образом, кондитерские предприятия стремятся удовлетворить запросы всех категорий потребителей.

В 2010 году среднедушевое потребление мучной кондитерской продукции составило 10,2 кг/чел. В ближайшие годы россияне могут увеличить потребление данного вида продукции до 10,4 кг/чел.