Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
3 марта 2010

Процентные ставки на потребительские кредиты начали снижаться

Изменения на рынке потребительского кредитования, произошедшие с начала кризиса, в первую очередь отразились на процентных ставках. В начале 2008 года рублевый кредит на неотложные нужды в среднем обходился заемщику в 20,8% при кредите до 1 года и 15,2% при кредите свыше года. К середине 2009 года процентные ставки по потребительским кредитам в рублях выросли до 30,9% при кредите до 1 года и до 20,3% при кредите свыше 1 года.

В начале 2008 года средневзвешенная процентная ставка по кредиту в долларах составляла 14,1% при кредите до 1 года и 11,1% при кредите свыше года. К середине 2009 года процентная ставка по потребительским кредитам в долларах выросла до 14,5% при кредите до 1 года и до 15,3% при кредите свыше 1 года.

Анализ предложения программ потребительского кредитования (кредиты наличными) среди 100 крупнейших банков России за 9 месяцев 2009 года (по объемам выданных физическим лицам кредитов), проведенный специалистами AnalyticResearchGroup, показал, что к концу 2009 года ставки начали снижаться. В декабре 2009 года кредитные ставки по рублевым потребительским кредитам находились в диапазоне 15,1 - 25,0%, кредитные ставки по валютным потребительским кредитам - в диапазоне 15,1 - 20,0%.

В целом процесс получения кредита значительно усложнился, несмотря на то, что большинство представленных программ потребительского кредитования носят беззалоговую форму (75,4%), часто требуются дополнительные гарантии в виде поручительства одного или нескольких физических лиц или юридического лица. В 14,3% случаев залог обязателен (как правило, в качестве залога используется легковые автомобили и недвижимость заемщика).

Что касается целевой аудитории потребительского кредитования, то в современных экономических условиях лишь около трети кредитов выдаются нецелевым клиентам, тогда как остальное предложение рассчитано на клиентов банка, имеющих положительную кредитную историю (желательно в этом банке), либо сотрудников корпоративных клиентов банка, либо участников зарплатных проектов банка.