Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
26 марта 2012

Развитие автомобильного рынка РФ в 2012 г. замедлится

Российский автопром в минувшем году показал значительный рост, которого не ожидали ни аналитики, ни участники рынка. Автомобильная промышленность преодолела последствия кризиса и нарастила производство во всех сегментах: выпуск легковых автомобилей увеличился на 43,9%, грузовых - на 33,2%, автобусов - на 3,5%.

Как и прежде, легковые автомобили обеспечивают основной объем производства автомобильной техники в России. В 2011 г. их доля составила 87,4%, что на 1,4 п.п. выше показателя 2010 года. Следует отметить, что объем производства легковых автомобилей впервые превысил докризисные объемы. Основной прирост производства легковых автомобилей обеспечили иномарки, собранные на территории РФ, выпуск которых в прошлом году превысил 1 млн единиц. Однако 2012 год, по ожиданиям участников рынка, будет более сложным для российского автопрома, поскольку ожидается снижение темпов прироста рынка.

На прошедшем 15-м ежегодном форуме Института Адама Смита "Автомобильная промышленность России" представители российских и западных автомобильных предприятий обсудили текущую ситуацию в отрасли, произошедшие изменения и стратегии работы в среднесрочной перспективе.

В своем выступлении Алексей Рахманов, директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга РФ, озвучил итоги государственных программ поддержки автопрома (утилизационная программа, льготное кредитование). В 2011 г. по программе утилизации было реализовано 600 тыс. автомобилей, кроме того, было выдано 500,4 тыс. льготных автокредитов. Эти меры дали импульс рынку легковых автомобилей, вместе с тем, по окончании программ поддержки ожидается спад продаж. Подобная тенденция закономерна - по такому сценарию развивались события во многих странах, где применялись соответствующие меры поддержки автопрома. В частности, именно поэтому в 2012 г. можно ожидать прироста продаж на уровне всего лишь 5-6%, а по некоторым прогнозам возможна даже отрицательная динамика рынка. В первую очередь снизятся продажи автомобилей отечественных марок, на продажи которых в значительной мере были обеспечены действием государственных программ. По прогнозам Минпромторга, объем рынка легковых автомобилей составит не более 2,8 млн единиц.

Ключевым моментом для развития автомобильной промышленности в среднесрочной перспективе станет вступление России в ВТО. Бруно Анселэн, генеральный директор Renault в России, в своем выступлении отметил, что возможным последствием снижения таможенных пошлин станет рост продаж подержанных иномарок, как это происходило в странах Восточной Европы. А это, в свою очередь, может привести к сокращению рынка новых автомобилей, причем больше всего пострадает сегмент бюджетных автомобилей, который может сократиться на 20%. Кроме того, снизится привлекательность российского рынка для производителей автокомпонентов, что затормозит локализацию производства в России. Однако трудности переходного периода не означают, что российский рынок ждет спад, при благоприятной экономической конъюнктуре уже в 2013 г. можно будет ожидать увеличения продаж.

Развитие автокомпонентной отрасли в настоящее время является одним из приоритетных направлений автомобильной промышленности. К концу января 2012 г. Правительство РФ подписало 38 соглашений о промышленной сборке комплектующих с иностранными и российскими компаниями. Исходя из этого, в 2012-2014 гг. можно ожидать ускорения темпов развития автокомпонентной отрасли, что позволит автосборочным предприятиям ускорить процесс локализации. Уже сейчас на территории России создано несколько автомобильных кластеров, в состав которых входят производители автомобильных компонентов: Ленинградская, Нижегородская, Калужская, Самарская, Ульяновская  области, Республика Татарстан и другие регионы.

Несмотря на ожидаемое снижение прироста в 2012 г., глобальные игроки мирового автопрома планируют расширять свои производственные мощности и обновлять модельные ряды. Об этом на форуме сообщили топ-менеджеры GM, Renault-Nissan, Ford, PSA Peugeot Citroen и других компаний. Подобные планы говорят о том, что российский рынок становится все более важным для мирового автопрома, поскольку имеет большой потенциал развития.

Уровень автомобилизации в РФ (менее 300 автомобилей на 1000 человек) говорит о наличии неудовлетворенного спроса на легковые автомобили. Сдерживающими факторами являются низкие темпы прироста доходов населения и по-прежнему высокие ставки по автокредитам. Однако наличие у многих автомобильных концернов собственных программ кредитования может заметно стимулировать продажи, особенно на фоне завершения государственной программы льготного кредитования.

Несмотря на трудности, связанные с нестабильностью мировой экономики, Россия с каждым годом становится все более привлекательным местом для крупных автомобильных игроков, поскольку развитые автомобильные рынки с каждым годом предоставляют все меньше возможностей для роста.

 

Анна Синявская

ведущий аналитик департамента консалтинга РБК (РБК.research)