Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
3 апреля 2012

Рынок безалкогольных напитков: функциональность сейчас в моде

В России газированные воды, соки, нектары, фруктовые напитки, минеральные воды, квас пользуются спросом более чем у 130 млн чел. или 90% населения. До сих пор рациональных норм потребления безалкогольных напитков не установлено. По оценкам аналитиков Intesco Research Group, в 2011 году на каждого российского жителя приходилось 77,9 л безалкогольных напитков, из которых около 32 л составляли минеральные и питьевые воды. При этом ученые пивоваренной, безалкогольной и винодельной промышленности рекомендуют потреблять безалкогольные напитки, включающие углеводы и натуральные компоненты, в зависимости от времени года, от 0,5 до 1,5 л в день.

Активнее всего в последние годы развивается направление производства и продажи «функциональной воды». Чаще всего под этим термином подразумевают воду, подвергнутую механической, электрической, магнитной или оптической обработке или их комбинации, меняющей ее физические или химические свойства так, что возникает новая форма воды, которая при потреблении оказывает благотворное воздействие на организм. В натуральном выражении основной объем продаж функциональных напитков приходится на лечебные и лечебно-столовые минеральные воды - 85%, на втором месте по продажам находятся витаминизированные соки и спортивные напитки - чуть более 10%, на третьем месте безалкогольные энергетические напитки - около 5%. Эта ниша быстро стала объектом конкуренции крупнейших игроков безалкогольного рынка. Если Coca-Cola выпускает напитки, основными ингредиентами которых являются китайские травы (Coca-Cola с чайными антиоксидантами, с экстрактом зеленого яблока), их главный конкурент PepsiCo Inc. разработал новый напиток Pepsi Raw, который вместо кукурузного сиропа изготавливается на основе тростникового сахара, и позиционируется, как «натуральная кола». Появляются оригинальные напитки с экстрактами одуванчика, липового цвета, предназначенные для спорта и фитнеса, для укрепления иммунитета.

За прошедший 2011 год в России было реализовано безалкогольной продукции на сумму 194,9 млрд руб. По отношению к предыдущему году объем продаж вырос на 5,8%. На долю трех крупнейших регионов по объему розничных продаж безалкогольных напитков в стоимостном выражении пришлась почти третья часть от выручки всей розницы в России. В Москве и области было реализовано продукции на 47 млрд руб, причем на Подмосковье пришлось 43% продаж. В число лидеров по обороту розничной торговли безалкогольными напитками в стоимостном выражении также входили Новосибирская область, Республика Башкортостан.

Отечественный рынок безалкогольных напитков и минеральных вод условно делится на два сегмента: сладкие (сладкие минеральные напитки, газированная сладкая вода и т.д.) и несладкие (минеральная и питьевая вода) безалкогольные напитки. В 2011 году первый сегмент формировал чуть более 45% в структуре производства. Годом ранее этот показатель составлял 41%. Вместе с тем снизилась доля минеральных и питьевых вод с 42,9% в 2010 году до 39,3% в 2011 году. Увеличилась доля коктейлей, шейков на основе молока, какао на 0,8 п.п. Доля квасных напитков в структуре производства безалкогольных напитков не превышает 1%, самая маленькая доля принадлежит овощным напиткам - менее 0,05%.

Рынок безалкогольных напитков сейчас находится на стадии активного развития. Практически ежегодно на рынке появляются новые виды продукции: напитки для спорта, для здоровья, моктейли (безалкогольные коктейли). По прогнозам экспертов Intesco Research Group, рынок будет расти на 4-6% в год и к 2013 году его объем может превысить 1,2 млрд. дкл. Растущие доходы населения будут обеспечивать рост спроса на безалкогольную продукцию. Свое влияние на рынок сладких напитков также окажет вступление в ВТО также, однако рост рынка за счет зарубежных поставок не превысит 2-3%.

Более подробную информацию можно узнать из исследования «Рынок безалкогольных напитков. Текущая ситуация и прогноз».