Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
6 июля 2012

Российский и мировой рынок ритейла. Крупнейшие торговые сети

Распространенные в 90х гг. рынки стремительно теряют свои позиции, уступая место более цивилизованным форматам розничной торговли. Еще недавно они предлагали покупателям широкий спектр продовольственных и непродовольственных товаров в розницу и мелким оптом, выгодно отличаясь от магазинов ценами, но зачастую проигрывая в качестве.

Кризис 1998 г. положил конец деятельности многих рыночных торговцев: с одной стороны, он привел к падению спроса на фоне роста цен, а с другой - стимулировал развитие новых форматов торговли, в частности сетевых дискаунтеров (например, «Дикси», до того специализировавшаяся на оптовой торговле и дистрибуции, открыла первый магазин в формате дискаунтер в 1999 г.)

После кризиса сетевые торговые форматы стали активно развиваться. Начало и середина 2000 - х гг. характеризовались стремительным ростом розничной торговли и ее качественными изменениями. На российский рынок вышли глобальный торговые сети (в 2000 г. - Spar, в 2001 г. - «МЕТРО Кэш энд Керри», в 2002 г. - «Ашан», в 2004 г. - «Billa», в 2005 г. - «Реал-Гипермаркет»). Начав с Москвы и Санкт-Петербурга, они продолжили активную экспансию в регионы.
В это время на отечественном рынке уже действовали местные торговые сети: «Лента», открывшая первый магазин в 1993 г.; «Перекресток», работающая с 1995 г.; «Копейка», начавшая свою деятельность в 1998 г.; «Патэрсон», основанная в 1998 г.; «Магнит», стартовавшая в 1998 г.; «Пятерочка», открывшаяся в 1999 г. Они предлагали покупателям непривычный формат супермакета, а потом и гипермаркета.

Рост благосостояния населения, насыщение рынка разнообразными товарами, формирование новой культуры потребления сделали покупателей более взыскательными и требовательными к качеству товаров и предоставляемого сервиса. Рынки не могут удовлетворить растущие запросы покупателей и теряют позиции.
В 2011 г. оборот рынков превысил показатель предыдущего года на 5%. Однако доля рынков в общем обороте продолжает падать: за четыре года она уменьшилась с 15% в 2007 г. до 11% в 2011 г.

Популярность рынков сильно колеблется в зависимости от региона. Наибольшее распространение они получили на территории южных республик: Ингушетии, Дагестана, Северной Осетии. Там рынки обеспечивают от 40% до 60% розничного оборота.


На европейской территории страны рынки востребованы в Москве (21% оборота) и в Курской области (20,6%). В настоящий момент на территории Москвы действуют более трехсот продовольственных и непродовольственных рынков, среди которых авторынки, блошиные, вещевые, колхозные, компьютерные, книжные, овощные, продуктовые, птичьи, садовые, строительные рынки, радиорынки, оптово-розничные и оптовые рынки.


Минимальная доля рынков в 2011 г. наблюдалась на востоке страны: Сахалинская область, Бурятия, Магаданская область, Еврейская автономная область, а так же в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где они занимали менее 4% в общем обороте. Хотя в Ленинградской области и регионах Дальнего Востока, благодаря близости к Финляндии и Китаю, до сих пор распространена челночная торговля.

На примере юга страны хорошо видно уменьшение роли рынков в розничной торговле. В лидирующем по доле рыночной торговли федеральном округе - Северо-Кавказском - показатель уменьшился с 38 до 30% в период с 2007 по 2010 гг. В большинстве остальных округов снижение составляло 1-3 п.п.
В то же время прирост оборота торговых сетей составил в 2010 г. 11,6%, что на 5 п.п. больше, чем в 2009 г. На долю торговых сетей в общем обороте в 2011 г. приходилось 18,7%, это на 2,9 п.п. больше, чем в предыдущем году и на 4,1 п.п. больше, чем в 2009 г.
В 65 регионах России в 2011 г. работало 716 продуктовых сетей (860 с филиалами). Из них 50 работало более чем в одном регионе. В эти сети входило более 20 000 магазинов.

Развитие торговых сетей отражает изменения в жизни населения: повышение благосостояния, изменение образа жизни, превращение процесса покупок в популярное времяпрепровождение. С другой стороны, развитие торговых сетей выгодно производителям, т.к. сотрудничество с ними позволяет занять большую долю рынка, а также делает более эффективным брендинг и рекламу продукции.

Более подробную информацию  можно узнать из работы «Российский и мировой рынок ритейла. Крупнейшие торговые сети» компании Intesco Research Group.