Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
3 августа 2012

Холодильник, телевизор или пылесос за два клика

Россия занимает четвертое место по потреблению бытовой электротехники и радиоэлектроники в Европе, а в последние годы объемы торговли на этом рынке демонстрируют стремительный рост. Наряду с модными тенденциями на постоянную «гонку» за технологическими новинками происходит замена техники в соответствии с ее жизненным циклом (рынок «вторичного» потребления), что обеспечивает постоянный спрос.

По данным исследования Intesco Research Group «Рынок розничной торговли бытовой техникой и электроникой. Текущая ситуация и прогноз» в 2011 году рынок бытовой техники и электроники был оценен в 27,55 млрд долл. По отношению к предыдущему году стоимостные показатели увеличились на 12,5%. В то же время выручка по деятельности «розничная торговля электротоварами, радио- и телеаппаратурой» (за исключением компьютерной техники и электроники), увеличилась в 2011 году почти на треть по отношению к предыдущему году. Всего было реализовано продукции на 295,2 млрд руб. Нужно сказать, что официальные данные по выручке компаний, по тому или иному виду деятельности, в данном случае значительно занижены, реальный оборот рынка бытовой техники в России превышает 800 млрд руб.

Усложняет ситуацию, наличие большого сегмента, так называемого «серого» импорта, когда дорогие товары переправляют через границу нелегально. Присутствует  большой объем контрафактной продукции, продажу которой зачастую невозможно зафиксировать официальной статистикой.

С момента официального вступления России в ВТО в июле 2012 года, теоретически должно исчезнуть понятие «белого» и «серого» импорта бытовой и цифровой техники. В первую очередь это актуально для премиум-сегмента, так называемых эксклюзивных товаров (например, техника Miele). В рамках ВТО цена на подобные товары должна заметно снизиться. В сегменте бытовой техники по основным позициям снижение стоимости может составить от 3% до 7%, в сегменте дорогого «эксклюзива» - до 25%.

На российском рынке работают несколько крупных компаний, занимающихся реализацией бытовой техники в розницу. По количеству магазинов лидером среди ритейлеров является «Эльдорадо», который вместе с франчайзинговыми, насчитывает 615 точек продаж. На второй позиции магазины компании «Эксперт» (289 точек), на третьей - «М.Видео» с 261 магазином. Сеть «Техносила» представлена 240 точками продаж.

Крупнейшей сетью по продаже бытовой техники по площади торговых помещений в 2011 году являлась компания «М.Видео», она занимала почти четвертую часть площадей в 100 крупнейших городах России. На второй позиции - «Эльдорадо», на долю которой приходилась пятая часть в общей структуре. Десятая часть площадей была занята под магазинами «Техносила», 7% - «Медиа Маркт» и 6% - «Эксперт».

В Москве достаточно активно развивается интернет торговля, такими магазинами пользуется 19,3% населения. В целом по России эта цифра ниже - только 4,7%, что во многом связано с недоверием к онлайн покупкам в регионах, и сравнительно меньшим проникновением интернета. Наибольший спрос на онлайн-ресурс в 2011 году был у сети «Эльдорадо». На второй позиции - компания М.Видео, ее интернет-магазины искали почти 400 тыс. раз. Примерно одинаковый интерес в первом полугодии 2011 года проявлялся к «Медиа Маркт» и «Техносиле», а в августе и сентябре активность запросов для первой компании снизилась до критической отметки - 1,5 тыс. показов. Однако в конце года интернет-ресурс «Медиа Маркта» взял реванш, и превысил показатели своего конкурента на 10 тыс. показов.

Многообразие техники и появление высокотехнологичны новинок прививают россиянам западную тенденцию активного потребления. Ожидается, что в ближайшие годы рост рынка продолжится с теми же темпами (более 10% в год). Однако, есть риск, что со вступлением в ВТО может увеличиться количество дешевой техники из Китая, которой и так в достаточном количестве на отечественном рынке.