Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
31 августа 2012

Российский рынок черной металлургии

Металлургия - (от др.-греч. μεταλλουργέω - добываю руду, обрабатываю металлы) - область науки и техники, а также отрасль промышленности. К металлургии относятся:
производство металлов из природного сырья и других металлсодержащих продуктов; получение сплавов; обработка металлов в горячем и холодном состоянии; сварка;  нанесение покрытий из металлов; область материаловедения, изучающая физическое и химическое поведение металлов, интерметаллидов и сплавов.


Черная металлургия - отрасль тяжёлой промышленности, включающая комплекс взаимосвязанных подотраслей: металлургическое (чугунно-доменное, сталеплавильное, прокатное), трубное и метизное производства, добычу, обогащение и окускование рудного сырья, коксохимическое производство, производство ферросплавов и огнеупоров, добычу нерудного сырья для черной металлургии и вторичную обработку чёрных металлов. В отличие от цветной, черная металлургия оперирует только продуктами переработки руд черных металлов (железной, хромовой и марганцевой).


Основными видами продукции черной металлургии являются горячекатаный и холоднокатаный прокат, стальные трубы и металлоизделия.
Прокат является основным видом металлургической продукции. Прокат производится путем «прокатки» разогретой стали между двумя или тремя валиками, под давлением которых она превращается в готовую прокатную продукцию. Сортаментом проката («ассортимент», «виды») называется совокупность прокатных профилей, отличающихся по форме и размерам.

Структура российского рынка металлургической продукции в течение 2001-2011 годов определялась динамикой производства и экспорта металлургической продукции.
Объем импорта продукции был относительно постоянен, что объясняется развитостью производства в России - лишь ограниченный сортамент продукции должен импортироваться (либо из-за отсутствия технологий его производства, либо из-за невыгодности производства полуфабрикатов на территории России).


Увеличение экспорта в 2004-2005 годах пришлось на экспорт в США (2,3 млн тонн), Тайвань (1,9 млн тонн), Турцию и Италию (по 1,2 млн тонн). Эти страны переживали «бум» жилищного или инфраструктурного строительства, который и вызвал повышенный спрос на российскую металлопродукцию. Интересно, что рост производства в эти годы был сравнительно плавным и привел к сокращению потребления металлургической продукции на территории России, поскольку наибольшая ее часть была отправлена на экспорт.


Увеличение российского потребления в 2006-2007 годах было вызвано прекращением завышенного спроса на зарубежных рынках, а также появлением «дешевых» денег в экономике, стимулировавших инвестиционную деятельность.


В 2008-2009 годах этот спрос «откатился» на более низкие позиции в результате кризиса неплатежей и избыточного сжатия рынка, чтобы в 2011 году вернуться к прежнему тренду. Вслед за увеличением спроса выросло и производство продукции. Нетрудно заметить, что в 2011 году именно увеличение внутреннего потребления стало основной причиной увеличения производства продукции черной металлургии в России.


Объем российского экспорта снижался с 2006 по 2009 годы, прежде всего из-за сокращения спроса в США и Китае, переживающих экономический кризис, либо наращивающих собственное производство, а также Турции, чей спрос на металлопродукцию сильно сократился в 2008-2009 годах.



 
Доля импортной продукции на рынке в течение всего десятилетия оставалась незначительной и в целом не превышала 5%.


Более подробную информацию можно узнать из работы «Российский и мировой рынок черной металлургии. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.