Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
17 сентября 2012

Время для кофе

Вендинговый бизнес в мире начался с продажи жевательной резинки. Сейчас это полноценный канал сбыта, предлагающий широкий ассортимент продукции, включающий продовольственные и непродовольственные товары. Более широкое понятие автоматизированной торговли включает в себя помимо продажи товаров оказание различного рода услуг.

В России вендинг - это новый, несформировавшийся полностью сегмент рынка. Первые торговые автоматы в России предлагали жевательную резинку и горячие напитки, затем появились автоматы по продаже газет. Автоматы по продаже услуг начали работать только в начале 2000-х годов.

Операторов привлекает необходимость минимального обслуживания, экономичность, небольшая занимаемая площадь. Для покупателей автоматы удобны круглосуточной доступностью (зависит от места размещения автомата), простотой использования, разнообразным ассортиментом.

В нашей стране показатель числа автоматов на тысячу человек населения еще очень низкий и заметно отстает от других крупных городов мира. Максимальное число автоматов сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге, но постепенно и регионы осваивают новый вид торговли. Департамент торговли Москвы планирует увеличить количество автоматов в столице к 2015 г. до 90 тыс., во многом за счет частных инвестиций в эту сферу.

Наиболее распространены не только в столице, но и по всей стране автоматы по продаже горячих напитков и снековые автоматы, которые для повышения эффективности работы чаще идут в паре. Доля автоматов по продаже прочих товаров по оценкам экспертов не превышает 5%.

Кофейные автоматы, составляющие около двух третей от всех установленных в стране автоматов, предлагают покупателям растворимый и зерновой кофе, причем последние пользуются большей популярностью. Ассортимент кофейных автоматов включает в себя от 3 до 16 наименований напитков. Для сглаживания сезонных колебаний спроса автоматы дополняются модулем охлаждения, что позволяет расширить ассортимент за счет холодных напитков.

Снековые автоматы устанавливаются там, где у людей нет возможности купить продукты в другой торговой точке. По сравнению с кофейными автоматами рентабельность снековых автоматов ниже, но в связке они дают лучший результат.

Ассортимент снековых автоматов, как правило, составляют напитки в банках и бутылках 0,33 л и 0,5 л, товары известных марок, которым доверяют покупатели (чипсы и сухарики с разными вкусами, шоколадные батончики, печенье, крекеры и бисквиты, орешки) в маленьких или средних упаковках. Ориентируясь на потребительские предпочтения, операторы торговых автоматов стали добавлять в их ассортимент молочную и фруктово-овощную продукцию.

Кроме уже привычных кофейных и снековых автоматов, ассортимент предлагаемых товаров и услуг в столице расширяется. В Москве в силу завышенных ставок арендной платы и дефицита торговых площадей, вендинговая торговля может стать одним из решений проблемы недостаточной обеспеченности торговыми площадями в районах с неразвитой инфраструктурой.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Бизнес план по созданию вендинг-сети кофейных и снековых автоматов (с финансовой моделью)» компании Intesco Research Group.