Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
24 сентября 2015

Влияние импорта на российский рынок томатного соуса

Более половины поставок соусов в Россию в 2013 г. форматировала крупная категория «Прочие продукты для приготовления соусов и готовые соусы, вкусовые добавки и приправы смешанные», в которую входит наиболее популярный у россиян соус – майонез. Доля кетчупов и прочих томатных соусов в том же году немногим превысила пятую часть (22,2%), однако и этого объема хватало, чтобы занимать 12% общероссийского рынка кетчупов.

Поставляемая в РФ продукция из других стран в указанном году имела широкий ассортимент (более 20 категорий) и была представлена не только наиболее распространенными видами кетчупов, таких как: «ЧИЛИ», «АДЖИКА», «ШАШЛЫЧНЫЙ», «БАРБЕКЮ», «ЛЕЧО», «ТАТАРСКИЙ», но и другими продуктами, с добавлением овощей, чеснока, лука, оливок, и даже более редкими, содержащими: тростниковый сахар, сыр и трюфели. Последние своей экзотичностью понижают уровень конкурентоспособности отечественных поставщиков, не имеющих возможности производить аналоги и реализовывать их по приемлемой для покупателей розничной стоимости.

Среди производителей-экспортеров наибольшее присутствие на рынке в 2013 году показывали такие компании как: H.J. HEINZ (почти 15% объема импорта), ЧАО «ВОЛЫНЬХОЛДИНГ» и АО «ЧУМАК». Продукция данных поставщиков выпускается под торговыми знаками HEINZ, «ТОРЧИН» и «ЧУМАК». Эти бренды пользуются высоким уровнем доверия у российских потребителей, а также характеризуются широким распространением, что снижает возможности укрепиться на рынке мелким региональным производителям (например, воронежский бренд «АННИНСКИЕ ПРОДУКТЫ», краснодарская марка «КРАСНОДАРОЧКА» и др.).

При этом более 30% в структуре объема импорта России в указанном году приходилось на товары из Украины. Вторым государством по масштабам торговли томатными соусами с РФ выступал Вьетнам, третьими были Нидерланды.

Учитывая сложную политическую обстановку, а также публикацию списка товаров запрещенных к ввозу из ЕС, США, и других стран, наблюдаемая в первом полугодии 2014 г. тенденция к снижению поставок от украинских предприятий будет продолжаться до конца текущего года. Недостаток продукции на российском рынке для удовлетворения растущего спроса будет возмещаться за счет поставок из Азии, а также активной поддержке национального производителя (Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года).

Диаграмма 1. Структура российского импорта кетчупов и прочих томатных соусов по странам происхождения в натуральном выражении, %

кетчуп (preview_medium)

Источник: ФСТС РФ, Intesco Research Group 

Более подробную информацию вы можете узнать из исследования «Рынок кетчупа и томатного соуса: комплексный анализ и прогноз до 2017 года» компании Intesco Research Group.

Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.