Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
25 января 2013

Обзор рынка маргарина, спреда и сливочного масла в России

По данным «Анализа рынка маргарина, спреда и сливочного масла в России», подготовленного BusinesStat в 2012 г., спрос на маргарин, спред и сливочное масло в России в 2007-2011 гг. сократился и составил в 2011 г. 1040 тыс. т.  Рост показателя зафиксирован лишь в 2010 г. на 1% относительно предыдущего года. Падение спроса на протяжении пяти лет обусловлено в первую очередь тенденцией замены маргарина и сливочного масла растительными маслами. По оценкам аналитиков, в 2012-2016 гг. спрос на маргарин, спред и сливочное масло продолжит уменьшаться и в 2016 г. составит 969,7 тыс. т.

В структуре спроса на маргарин, спред и сливочное масло наибольшую долю занимают продажи на внутреннем рынке. Объем продаж с 2007 г. по 2011 г. снизился до 981 тыс. т. Максимальный спад пришелся на 2009 г. и составил 7% относительно 2008 г. Среди видов масложировой продукции первое место по объему продаж в 2007-2011 гг. занимало сливочное масло, второе место принадлежало маргарину. Стоит отметить, что в течение пяти лет доли сливочного масла и маргарина в структуре продаж ежегодно сокращались, в то время как доля спреда росла. Падение продаж сливочного масла связано с возрастающей тенденцией его замены более дешевым спредом, потребительские качества которого практически не уступают сливочному маслу. А основные отрасли-потребители маргарина в последние годы отдают предпочтение растительным маслам, что обусловливает отрицательную динамику продаж маргарина.

Объем экспортных поставок маргарина, спреда и сливочного масла из России в 2007-2011 гг. вырос на 19%. Основным направлением экспорта в этот период стал Казахстан.

Предложение маргарина, спреда и сливочного масла на российском рынке в 2007-2011 гг. снизилось и составило 1171 тыс. т в 2011 г. Максимальное падение объема предложения на 5% отмечено в 2009 г. из-за снижения объема производства продукции в данный период, а также сокращения спроса, вызванного экономическим кризисом. По оценкам аналитиков компании, в 2012-2016 гг. показатель продолжит снижаться.  Сокращение предложения за пять лет составит 6%.

Максимальный вклад в предложение маргарина, спреда и сливочного масла в России вносит внутреннее производство. Производство продукции в 2007-2011 гг. снизилось и составило 890 тыс. т. В этот период производство маргарина и сливочного масла уменьшилось на 23% и 16% соответственно. А производство спреда, напротив, увеличилось в 2 раза.

Импорт маргарина, спреда и сливочного масла в Россию с 2007 г. по 2011 г. вырос до 145 млн т в 2011 г. Более 30% импортной продукции на российский рынок поставляла Беларусь.