Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
19 февраля 2013

Земляника в России и мире: найдите 7 отличий

Наш климат не позволяет есть ягоды «с грядки» круглый год, как в более теплых странах. Поэтому основной объем потребления россиянами ягод приходится на июнь-июль, когда созревают урожаи на дачных участках и в личных хозяйствах деревенских жителей.

Диетологи считают, что за лето каждому человеку нужно съесть не менее 30-35 килограммов различных ягод, и еще около 15-20 кг в период осень-зима-весна.
К сожалению, большинству россиян такой рацион недоступен. Причем дело не только в цене ягод, но и в их фактическом отсутствии на торговых прилавках. Последние годы дефицит отечественных ягод восполняет импорт, вот только вкусовые качества и цены зарубежных поставок зачастую не устраивают наших потребителей. Каждая пятая ягода, проданная в России, выросла за рубежом: в Греции, Испании, Турции, Нидерландах, Польше, Украине или даже в США.

В отличие от России, за рубежом подавляющая часть ягод относится к промышленно культивируемым, а не выращенным на дачных участках или, тем более, диким.
В 2010-2011 г.г. в мире, по данным Faostat, сельскохозяйственными организациями и фермерами было выращено и реализовано более 6,5 миллиона тонн свежих ягод. Ежегодный прирост ягодного рынка оценивается в 6-8%. Объемы потребления свежих ягод населением европейских, американских и развитых азиатских стран намного выше, чем в РФ.

Почти треть мирового рынка принадлежит производителям ягод США.

Самой популярной ягодой давно стала клубника, или, вернее, земляника садовая. На ее долю, по расчетам аналитиков консалтинговой компании «Технологии Роста», в мировом производстве приходится 68% .

Второе место в мировом рейтинге занимает смородина, третье - малина.

Земляника садовая (Fragaria spp.) является одной из наиболее значимых культур в мировом ягодоводстве. Высокий адаптивный потенциал рода земляники позволяет выращивать ее в регионах с различным климатом. В настоящее время земляника культивируется в промышленных масштабах практически во всем мире - странах Европы, Азии, Америки, Африки, Австралии. К несомненным достоинствам этой культуры следует отнести высокую рентабельность ее возделывания, вызревание в ранние сроки и десертный вкус ягод.

Экономическая значимость земляники обуславливает увеличение объема производства этой культуры. Современные производители большое внимание уделяют сортам интенсивного типа - высокопродуктивным и скороплодным, способным обеспечить гарантированный урожай ягод высокого качества
Мировой рынок свежей земляники садовой сейчас оценивается более чем в 4 млн тонн ягод в год.
 
Общая стоимость ежегодных продаж свежей клубники на мировых рынках достигает 100 млн долларов.

Отечественный рынок свежих ягод кардинально отличается от рынка любой другой страны. В России подавляющий объем земляники (клубники), смородины, малины, крыжовника и т.п., выращивают в личных хозяйствах и садоводческих товариществах, что само по себе подразумевает, за редким исключением, только личное потребление.
Промышленное производство свежих ягод в РФ в 2012 году, согласно результатам проведенного исследования «Технологии Роста», оказалось в 10 раз ниже объемов импортируемых ягод.

Российский рынок испытывает острый недостаток товарной свежей ягоды, и, особенно, - земляники садовой, самой популярной среди россиян.

Детальный анализ и прогнозы развития отечественного рынка промышленного производства земляники представлен в исследовании «Рынок свежей садовой земляники России-2012».