Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
28 марта 2013

Непродовольственные товары как показатель стабилизации спроса

Прошедший год был отмечен ростом реальных доходов населения, что отразилось на структуре оборота розничной торговли. Доля непродовольственных товаров выросла до 54%, достигнув наиболее высокого уровня за прошедшие пять лет. Индекс физического объема розничной торговли для непродовольственных товаров в 2012 г. хотя и снизился по сравнению с 2011 г., но это может объясняться снижением оборота розничной торговли непродовольственными товарами в 2009 и 2010 г., создавшим эффект низкой базы.

В 2011 г. максимальное значение индекса физического объема розничной торговли непродовольственными товарами наблюдалось для легковых автомобилей (124%), фотоаппаратуры (122,4%) и компьютеров в полной комплектации (119,1%).

В 2012 г. отмечалось некоторое сокращение значения индекса, в частности для автомобилей, автомобильных деталей и принадлежностей, фото и аудиоаппаратуры, технических носителей информации, телевизоров. Зато вырос индекс для компьютеров в полной комплектации. Отметим, что в мире в 2012 г. многие воздерживались от покупки компьютеров под влиянием ряда факторов: нестабильность экономической ситуации, рост популярности планшетных устройств и смартфонов. В связи с ростом популярности мобильных устройств традиционные компьютеры стали менять гораздо реже. В России наиболее активный рост также показывают в первую очередь планшетные устройства и смартфоны. По итогам 2011 года Россия была крупнейшим рынком компьютеров среди стран Европы, Ближнего Востока и Африки.

Оборот розничной торговли непродовольственными товарами менее фрагментирован, чем оборот торговли пищевыми продуктами. В целом, среди товаров, на которые приходится большая часть оборота торговли непродовольственными товарами, преобладали товары длительного пользования. На долю верхней одежды, занимавшей в структуре первое место, приходилось 13%, за ней следовали бензины автомобильные (12%) и легковые автомобили (10%). Ежегодно на 1 п.п. возрастала доля бензинов: с 10% в 2009 г. до 12% в 2011 г., вместе с тем в последний год на 1 п.п. выросла доля легковых автомобилей. Отметим, что продажи легковых автомобилей в 2012 г. выросли на 11%, что позволило превысить объем рынка 2008 г., однако к концу 2012 г. объем продаж вернулся к уровню 2011 г.

Уменьшение индекса физического объема для непродовольственных товаров в 2009 году стало результатом снижения потребительского спроса вследствие ухудшения экономической ситуации в стране и снижения благосостояния граждан. Оно сопровождалось ростом доли продовольственных товаров в общей структуре потребления. Увеличение значения индекса физического объема и доли непродовольственных товаров в общем обороте в 2010-2011 гг. говорит о стабилизации спроса.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок розничной торговли. Торговые сети FMCG - 2013» компании Intesco Research Group.