Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
17 мая 2013

Торможение рынка лизинга

Лизинговые операции на рынке сейчас не в новинку. Их совершают как с крупными, так и с небольшими объектами, как кулеры для воды. Однако, локомотивами развития рынка все же являются фундаментальные сегменты транспорта, от которых зависит не только экономическая стабильность, но и человеческая активность. Ведь именно транспортная инфраструктура дает возможность людям путешествовать, не ограничивать себя расстояниями. Однако, последний год показал, что даже в таких сегментах, как железнодорожная техника может возникнуть своего рода коллапс.

В 2009 году объем сделок в данном сегменте сократился на 16%, чтобы в 2010-2011 гг. увеличиться в 7,7 раза. Столь большой рост объяснялся как регулярной заменой подвижного состава, которая в данный период начала проводиться более активно, чем обычно, компенсируя сокращение 2008-2009 гг., так и активным расширением вагонного парка частных компаний, которые, столкнувшись с дефицитом вагонов и задержками поставок, начали компенсировать нехватку за счет собственных инвестиций. Кроме того, частные операторы железнодорожной техники также начали активно наращивать собственные парки подвижного состава.

В 2012 г. данная тенденция продолжилась, ввиду чего на рынке образовался профицит вагонов. Это привело к обвалу цен на рынке железнодорожных вагонов, арендные ставки сократились больше чем в два раза.

Так как железнодорожная техника формирует больше половины лизинговых сделок, то изменения коснулись и всего рынка. Обвал рынка произошел в 3 квартале 2012 г. Без учета сделок «ВЭБ-лизинга», крупнейшего игрока, - объем нового бизнеса сократился на 3% по отношению к январю-июню 2011 г., а с его учетом - вырос на 5%. Весьма скромный показатель по сравнению с темпами прироста в первом полугодии (34%). По итогам года показатель вырос всего на 2%, в то время как прогнозные значения были на уровне 20%.

Как и с объектами лизинга, сильно на рынке географическое доминирование. По данным РА Эксперт, традиционно больше половины сделок на рынке лизинга приходится на Москву, Санкт-Петербург, Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Доля Москвы и Центрального ФО лишь в 2008-2009 гг. была меньше 50% рынка (43% и 46% соответственно).

В 2011-2012 гг. ярко выраженной сезонности не наблюдалось, показатели выручки росли на протяжении года. Только в Москве в 2012 г. была отмечена слабо выраженная динамика спада в третьем и четвертом кварталах.

В региональной карте лизинга в ближайшие годы могут усилиться позиции уральских и сибирских компаний. А драйверами роста в 2013 году станут автотранспорт, строительная и спецтехника, авиатранспорт, нефтегазовое оборудование. Это связано с реализацией подписанных в текущем году соглашений в сегменте авиатранспорта, оживлением в строительной отрасли, стабильным развитием нефтегазового сектора.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Российский рынок лизинга - 2013» компании Intesco Research Group.