Пока темпы роста рынка общественного питания существенно ниже докризисного уровня. Об этом говорят данные исследования «Российский сетевой рынок общественного питания 2013», проведенного РБК.research в январе - июне 2013 года. Если прежде рынок показывал реальный рост на уровне 12-15%, то сегодня ежегодные темпы роста российского общепита не превышают 6-7%. Подобное снижение темпов развития в очередной раз служит подтверждением замедления роста российской экономики, которое обусловлено, в первую очередь, нестабильностью мировой экономической конъюнктуры.
По прогнозам РБК.research в 2013 году российский рынок общественного питания вырастет на 5,5%. Очевидно, что в условиях нестабильной мировой экономики, говорить о подобном сценарии можно лишь с оговоркой «при условии отсутствия новой волны экономического кризиса». При этом последнее, скорее всего, не за горами, учитывая наблюдаемое снижение прироста ВВП страны.
Существенно замедляет темпы развития рынка (что в корне нехарактерно для ненасыщенных рынков, к которым относится отечественный общепит) и «рационализация» россиян, направленная на ограничение собственных затрат на питание в предприятиях общепита. Это подтверждает неразвитость культуры питания «вне дома» в России, что в купе со сложным экономическим фоном затрудняет развитие инвестиционно-привлекательного рынка.
Однако, несмотря на некоторые сложности, российскому общепиту удается сохранять свою привлекательность как для отечественных, так и для зарубежных игроков. Подтверждением данного факта служит как приход международных сетей на отечественный рынок, так и стремительное развитие сетевых концепций. По данным РБК.research в России за I квартала 2012 года - I квартала 2013 года на отечественном рынке начали работать около 1150 новых сетевых ресторанов, баров и кафе. В целом же на территории страны действуют около 420 крупных сетей общественного питания, консолидировавших в своих руках свыше 8 920 ресторанов, кафе и баров, включая уличные киоски.
Несмотря на, казалось бы, впечатляющую статистику, сетевые концепции занимают довольно скромную долю отечественного общепита: лишь 13,4% от общего количества ресторанов, кафе и баров, действующих на территории страны.
При этом на долю 10 крупнейших сетевых ресторанов и кафе, расположенных на территории России, приходится более трети (37%) всех сетевых заведений страны, что в очередной раз говорит о ненасыщенности и неразвитости российского рынка.
На сегодняшний день крупнейшей сетью общественного питания (по количеству заведений) в России является «Стардог!s», принадлежащий компании ООО «Маркон». Несмотря на массовые закрытия уличных точек в столице в 2011 году, данная сеть не только смогла сохранить свое первенство, но за последние 2 года увеличила количество своих заведений с 400 до 630 точек.
Второе место в рейтинге уже второй год подряд сохраняет за собой сеть «Subway», под брендом которой в России работают 470 заведения. Впрочем, данная сеть также демонстрирует высокие темпы развития. В I квартале 2012 года в России действовали 344 сетевых ресторанов «Subway». Благодаря выбранной франчайзинговой стратегии развития сеть за последний год выросла на треть.
Тройку лидеров в этом году замыкает «McDonald's», под брендом которого работают 363 сетевых фаст-фуд ресторана. Отметим, что в 2012 году третье место в рейтинге крупнейших сетей общественного питания в России занимала «Крошка Картошка». Сейчас же сеть располагается лишь на шестой позицию и уступает как «McDonald's», так и сети кафе-мороженых «33 пингвина», а также крупнейшей российской кофейне «Шоколадница».
Успехи лидеров рынка, отражающиеся в представленности каждой сети, обусловлены грамотной маркетинговой составляющей, во-многом, ориентированной на нужды и потребности их посетителей. Социологический опрос, проведенный РБК.research, позволил выделить мнение потребителей, и узнать, какие изменения хотят видеть россияне в ресторанах, кафе и барах.
Впрочем, для реализации своих бизнес-амбиций как отечественным, так и зарубежным сетям приходится прилагать немало усилий и не только в реальном пространстве. За последние годы уровень проникновения Интернета в России достиг существенных размахов, о чем говорит следующая статистика: в настоящее время посещают виртуальное пространство более 66 млн. россиян старше 18 лет. Подобные изменения привносят существенные коррективы в маркетинговую политику компаний, использующих не только оффлайн, но и онлайн площадки, в частности и социальные сети.
Понимание необходимости мониторинга виртуального пространства игроками рынка общепита приходит с анализа следующей статистики.
• Каждый второй (58,1%) российский посетитель ресторанов и кафе (от 18 до 54 лет) перед первыми посещениями каких-либо заведений общественного питания старается найти интернет-сайт заведения и подробно ознакомиться с его содержанием.
• Уже после посещения ресторанов и кафе около трети опрошенных россиян делятся положительными отзывами о них в социальных медиа (31,7%), а 19,6% рассказывают о негативном опыте, давая тем самым другим пользователям социальных сетей, а также службам клиентского сервиса ресторанов и кафе дополнительную пищу для размышлений.
• Кроме того, около 5,1% являются активными участниками групп и сообществ своих любимых ресторанов и кафе в социальных сетях.
• Отметим также, что 25% опрошенных при посещении ресторанов и кафе активно пользуются скидочными купонами, однако 9,3% перестали делать это, разочаровавшись в качестве обслуживания клиентов с купонами.
Все исследования по рынку общественного питания, проведенные РБК.Research в 2013 году.