Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
15 июля 2013

Перспективы российского рынка шин: крупнейшие производители захватывают российский рынок

Российский рынок шин - один из наиболее динамично развивающихся и перспективных в Европе. В первую очередь его развитие определяется ростом рынка легковых автомобилей. Отметим, что помимо рынка новых шин, существует вторичных рынок для бывших в употреблении шин.

Развитие российского рынка шин определяет стабильно растущий парк легковых автомобилей. С 2008 г. парк вырос на 24% и приблизился к 37 млн автомобилей. В 2013 г. участники рынка ожидают небольшой рост либо незначительное снижение продаж легковых автомобилей (до 2,8 млн. автомобилей). Среди причин роста автомобильного рынка возраст более десяти лет у половины из всех российских подержанных автомобилей, развитие бюджетного сегмента иностранных автомобилей в России, который будет способствовать обновлению автопарка, стабильность в премиум-сегменте и активная экспансия «младших» классов премиум-брендов.

Рынок легковых шин вырос в 2012 г. на 12,5%. Его объем оценивается игроками на уровне 45-47 млн штук в 2012 г. В следующие два года ожидаются темпы прироста, не превышающие 4-5% в год.

В 2010-2012 гг. отмечался стабильный рост импорта, что привело к увеличению его доли на рынке до 50%. В 2012 году темп роста потребления шин зарубежных марок превысил показатель для российских производителей.

Агрессивное наступление на российский рынок ведут азиатские производители (в первую очередь китайские). За последний год они увеличили объемы ввозимой в Россию продукции примерно в два раза.

Учитывая низкие темпы роста Европейского рынка, для крупнейших мировых производителей основной интерес представляют развивающиеся рынки: Бразилия и другие страны Латинской Америки, Китай, Россия и страны СНГ.

В условиях ВТО российский рынок становится еще более привлекательным для иностранных компаний, однако локализованное на территории страны производство будет иметь больше преимуществ. В связи с этим ключевые игроки мирового рынка открывают производство в России. Учитывая высокие объемы инвестиций и значительное положительное влияние на экономику от размещения нового производства, такие проекты получают поддержку региональной администрации.

К 2018 г. основные игроки на российском рынке или откроют локализованное производство, либо увеличат мощность (исключение составляет «Нефтекамскшина», которое не планирует увеличивать объемы производства). Лидерами могут стать Continental и Nokian Tyres.

Continental строит завод в Калужской области, где уже существует автомобильный кластер, состоящий из ведущих автопроизводителей и поставщиков автокомпонентов. Общий объем инвестиций составляет 240 млн. евро. Старт производства намечен на октябрь 2013 г. Планируется, что после запуска предприятие будет выпускать 4 млн. шин в год, а затем его производственная мощность вырастет до 16 млн. шин в год.

Во Всеволожске Ленинградской области был построен с нуля завод Nokian Tyres (официальное открытие в сентябре 2005 г.). К концу 2012 года производительность завода во Всеволожске достигла 12,5 миллионов шин в год. В первом квартале 2013 года была запущена еще одна производственная линия, а в будущем будут запущены еще две производственных линии и общая производственная мощность завода составит около 17 миллионов шин в год.

Pirelli приобрела два российских завода (Кировский и Волжский шинные заводы), общей мощностью 8,5 млн штук в год.

В 2004 году первым среди иностранных производителей компания открыла завод Michelin по производству легковых шин в деревне Давыдово (Орехово-Зуевский район, Московская область). В апреле 2011 года состоялось официальное открытие цеха по восстановлению грузовых шин MICHELIN на заводе в Давыдово. Мощность завода составляет 1,5-2 млн шин в год в зависимости от производственной программы. В апреле 2013 года состоялось официальное открытие логистического комплекса «МИР» площадью 20 000 кв. м на территории промышленной площадки в Давыдово.

Bridgestone планирует построить завод по производству шин для легковых автомобилей в промышленной зоне «Заволжье» в Ульяновской области. Общая сумма инвестиций составит около 12,5 млрд рублей. Производство планируется запустить в первом полугодии 2016 г. Объемы производства должны достичь приблизительно 12 000 единиц продукции в день ко второму полугодию 2018 г. (или 4,4 млн штук в год).

Более подробную информацию можно узнать из работы «Бизнес-план шиномонтажа - 2013» компании Intesco Research Group.