Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
24 января 2014

РБК. research принял участие в Гайдаровском форуме – 2014: «Ресурсы и инфраструктура логистики: ограничения и возможности»

Главный аналитик Департамента консалтинга РБК Людмила Симонова приняла участие в круглом столе «Ресурсы и инфраструктура логистики: ограничения и возможности», прошедшего в рамках конференции «Россия и мир: устойчивое развитие» на Гайдаровском форуме - 2014.

В своем выступлении Л.Симонова дала оценку динамики российского логистического рынка на фоне прогнозов развития мировой экономики и торговли и динамики мирового рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ). В докладе обозначены особенности рынка в России и выделены факторы, тормозящие развитие комплексной логистики, приведена оценка объемов отдельных сегментов российского логистического рынка, дан прогноз роста рынка ТЛУ до 2016 года. Отдельно ведущий аналитик РБК.research остановилась на рисках для рынка транспортно-логистических услуг.

 

Л. Симонова, главный аналитик Департамента консалтинга РБК

ГАЙДАРОВСКИЙ ФОРУМ –2014, Международная конференция «Россия и мир: устойчивое развитие», круглый стол «Ресурсы и инфраструктура логистики: ограничения и возможности», 16 января 2014 г.

 


Мировая экономика и торговля в 2013-2015 гг.

Оценки на 2013 г.

•Замедление роста мировой экономики до 2,2%

•Рост ВВП развитых станах на 1,2%, в т.ч. США на 2,0%, ЕС -снижение на 0,6%

•В развивающихся странах рост на уровне 5,1%, в т.ч. в Азии снижение с 8,3% до 7,3%

•Основные факторы: финансовые риски в еврозоне, спад глобального потребления, замедление темпов роста мировой торговли

•Прогноз на 2014-2015 гг. (ВБ, июнь 2013 г.)

•Повышение темпов роста мировой экономики до 3-3,3%

•Развитые страны: рост ВВП на 2-2,3%

•Развивающиеся страны: повышение экономической активности с 5,6% 2014 г. до 5,7% в 2015 г.

•Россия: рост ВВП на 2,2% в 2014 г., 2,7% в 2015 г.

Долгосрочные тенденции

•Переориентация капиталов с рынков развивающихся стран на рынки США (в отрасли и производства нового технологического цикла)

•Изменение структуры инвестиций в китайскую экономику: от материало-и трудоемких производств -к капиталоемким и высокотехнологичным

•Снижение спроса на промышленное сырье, нисходящий ценовой тренд

Источник: Всемирный Банк, МЭР РФ, РБКresearch


 Мировой рынок транспортно-логистических услуг

Итоги 2013 г.

•Рост рынка ТЛУ оценивается в пределах 4%

•Снижение динамики мировой торговли под воздействием рецессии в Еврозоне отрицательно сказалось на темпах роста международных грузоперевозок и экспедиторских услуг

•Доля транспортно-экспедиторских услуг -55%, комплексных логистических решений -27%, управленческой логистики -18%

•Более высокие темпы роста в сегменте 3PLуслуг -7% , доля на рынке ТЛУ -17,5%

•В Европе снижение объема рынка ТЛУ на 3%

•Наиболее динамичный рост в Азии -более 20%

 


 Показатели транспортно-логистического рынка в 2012 г., $млрд

РБКresearch. Примечание: включая услуги по транспортировке нефти и газа по трубопроводам

Рост сегмента 3PLуслуг в распределении по регионам, 2011-2012 гг., %

Источник: Armstrong& Associates, МЭР РФ, РБКresearch

 


Логистический аутсорсинг в России: причины отставания

Особенности российского рынка ТЛУ

•Основная часть услуг в сфере перевозок и хранения грузов, а тем более управления запасами и цепочками поставок, выполняется собственными службами предприятий-товаропроизводителей, дистрибьюторов или ритейлеров

•На ЛА приходится около 32% объема ТЛР, в то время как в США -81%, в среднем по Европе -65%, в Китае -49%

•Преобладают услуги 2PL (грузоперевозки, экспедирование и прямая аренда складов), треть рынка ЛА -перевозка нефти и газа по трубопроводам

•По оценке РБК.research, валовая выручка 3PL операторов, предоставляющих комплексные логистические услуги, в 2012 г. не превышала 8% оборота российского рынка ТЛУ (без трубопроводного транспорта), аналогичный показатель для стран Евросоюза составляет 19%

•Относительно большую долю логистические провайдеры занимают на рынке складских и управленческих услуг, предоставляемых на складах классов «А» и «В» (до 30% в 2013 г.)

•Основной спрос на 3PL услуги связан с обслуживанием импортных грузопотоков и экспресс-доставкой

Факторы, тормозящие развитие комплексной логистики

•Структура производства и соответственно грузопотоков характеризуется преобладанием сырьевых товаров и полуфабрикатов

•Слабое развитие складской и транспортной инфраструктуры (особенно в регионах)

•Среди основных причин отказа от услуг логистических провайдеров (помимо финансовых соображений) потенциальные клиенты называют неспособность большинства российских 3PL операторов обеспечить требуемый уровень комплексного логистического обслуживания по всей территории страны

 


Российский рынок транспортно-логистических услуг

Итоги 2013 г.

•Замедление темпов роста экономики (1,4%), промышленного производства (0,1%), потребительского и инвестиционного спроса, а также неопределенность ситуации на мировых сырьевых рынках отрицательно сказались на динамике рынка ТЛУ

•По оценке РБК.research, в 2013 г. рынок ТЛУ увеличился на 3,7% (ниже уровня инфляции) в результате негативной динамики грузооборота в сегменте транспортных услуг, особенно железнодорожным транспортом

•Совокупный объем рынка ТЛУ в 2013г. оценивается в 2101млрд руб. ($65,6млрд)

•Изменения в структуре рынка связаны с опережающим ростом сегмента складских услуг. Его доля возросла до 6,0%, в то время как доля транспортных услуг снизилась до 87,0%.

Динамика роста сегментов российского рынка ТЛУ в 2013г., %

 

Примечание: сегмент грузоперевозок включает услуги транспортных организаций, перевалку грузов в портах и аэропортах. Источник: МЭР РФ, РБКresearch

 


Российский рынок грузоперевозок

Итоги 2013 г.

•Объем рынка транспортных услуг-$56,8 млрд (ж/д -74,5%, авто -11%, перевалка в портах -10%)

•Коммерческий сегмент обеспечивает 43% транспортировки грузов и 95% грузооборота

•Снижение коммерческих перевозок и грузооборота транспорта на 2%

•Рост стоимостного объема рынка ТУ на 2,2% (при среднем росте тарифов в 5%)

•Рост грузооборота морских портов России на 3,5% (наливных грузов +5,9%, сухих -0,6%)

Динамика коммерческих перевозок грузов и грузооборотатранспорта в 2008-2013 гг., %

Источник: МЭР РФ, РБКresearch


Рынок складских услуг

Объем и структура рынка

•В 2013 г. ввод новых складских объектов для коммерческого использования и сохранение высокого уровня заполняемости на фоне высоких арендных ставок позволят компаниям, работающим в данном сегменте, сохранить высокие темпы роста –25,6%

•56% качественных коммерческих складов сосредоточены в Москве и МО, на долю С-Петербурга, включая ЛО, приходится 14%, совокупная доля регионов РФ –30%

•Рейтинг регионов РФ возглавляют Свердловская и Новосибирская области, на третьей позиции –Татарстан

•Наиболее высокие темпы прироста качественных складских площадей демонстрирует Краснодарский край: 7-е место среди регионов РФ, кроме столичных

Распределение качественных складских площадей по регионам РФ в 2013 г., %


Прогноз роста экономики и рынка ТЛУ до 2016 г.

Индексы роста показателей социально-экономического развития РФ и рынка ТЛУ РФ в 2012-2016 гг., % (базовый прогноз, сентябрь 2013 г., январь 2014 г.)

 

Примечание: высокая вероятность пересмотра прогноза темпов роста ВВП и инвестиций в 2015-2016 гг. в сторону понижения. Источник: Росстат, МЭР РФ, РБК.research


Прогноз роста рынка ТЛУ до 2016 г.

Базовый прогноз

•Замедление темпов роста рынка ТЛУ до 3,7% в 2013 г., постепенное повышение динамики в 2014-2016 гг.

•В структуре рынка ожидается снижение доли транспортных услуг, прежде всего ж/д перевозок

•С 2014г. замедление годового прироста качественных коммерческих площадей за счет увеличения масштабов строительства объектов built-to-suite и сокращения доли «спекулятивных» складов в общем объеме ввода новых терминалов

•Наиболее динамичный сегмент -экспресс-доставка (около 20% в год): рост электронной торговли, региональная экспансия экспресс-операторов, усиление тенденции передачи логистических функций на аутсорсинг

Основные риски для рынка ТЛУ

•Неустойчивость финансово-экономической ситуации

•Стагнация производства (закрытие предприятий малого и среднего бизнеса)

•Отток капиталов, падение объема инвестиций, в том числе в инфраструктуру

•Сокращение внешнеторговых грузопотоков

•Замедление роста доходов населения и внутреннего спроса, обусловленное изменением потребительской модели поведения (от потребления к сбережению)

•Снижение спроса на ТЛУ, рост конкуренции

•Упрощение рынка, снижение доли услуг добавленной стоимости (грузоперевозки и прямая аренда складов)

 


Подробнее в исследовании РБК.research "Рынок транспортно-логистических услуг в 2011-2012 годах и прогноз до 2015 года".

Новая версия исследования выйдет в конце марта 2014 г.